Пара слов Госдоклада о рыбе наших рек

Владимир Лагутов
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД
«О СОСТОЯНИИ И ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2012 ГОДУ»
 Биоразнообразие. Пара слов о покойнице - рыбе.


СЛАВА ПАРТИИ КПСС И ЕДРО ЗА ЭТО ВОТ ЕДИНОЕ ДЕРЬМО
    В последние десятилетия отмечается резкое уменьшение запасов морских осетровых рыб Южного рыбохозяйственного района Волжско-Каспийского бассейна, что обусловлено несколькими причинами: зарегулированным стоком Волги, из-за которого резко снизились площади естественных нерестилищ, интенсивным загрязнением, а главная причина
– нелегальный промысел, интенсивность которого резко возросла с развалом Советского Союза.
   В связи с этим в 2000 г.  Россия в одностороннем порядке прекратила коммерческий лов белуги, а с 2005 г. был закрыт промысел русского и персидского осетров и севрюги.  Параллельно введены существенные ограничения и на вылов осетровых в научных целях и в целях воспроизводства.
   В 2012г. продолжены работы по мониторингу состояния запасов осетровых рыб: проводятся тралово - акустические съемки и сетной лов в самом море, а также оценивается состояние  производителей, идущих на нерест в р. Волга. Из четырех основных видов осетровых Каспия (белуга, севрюга, осетр русский и персидский) наиболее критическая ситуация с белугой, доля которой от общего запаса всех осетровых составляет менее 1%. Доля белуги заводского
происхождения составляет 99%,т.е. для этого вида особенно важно искусственное воспроизводство, объем выпуска молоди белуги в 2009-2011 гг. был самым минимальным за 10 лет, в 2012 г. возрос примерно в 10 раз (1,59 млн экз., в 2011 г. -0,145 млн экз.).
   В 2012 г. численность севрюги сократилась до 1,51 млн экз., что примерно на порядок меньше,  чем в период ее устойчивого состояния в период 1999-2002 гг. Выпуск заводской молоди севрюги, начиная с 2008 г., был менее 2 млн экз. в год, в 2011 г. отсутствовал, в 2012 г. возобновился и был равен 0,186 млн экз. Численность ската личинок (от естественного воспроизводства) оценена как 10,6 млн экз (на уровне 2010 г.). Несколько лучше обстоит дело с русским осетром, но и его общая численность в зоне ответственности России снизилась к 2012 г. до 7,41 млн экз. (в 2011 г . – 9,40 млн экз.).
   Причины снижения запаса русского осетра те же, что и других осетровых, но выпуск молоди рыбоводными заводами этого вида существенно превышает выпуск других видов осетровых. В 2012 г выпущено 20,89 млн экз. (в 2011 г -23,79 млн экз.). Высокой выживаемости молоди способствуют такие мероприятия как ее доращивание до более
крупных размеров. Запас персидского осетра существенно ниже, чем русского.
   В 2012 г. численность его (1,21 млн экз.) снизилась почти в 2 раза по сравнению с 2011 г. и в 4 раза по сравнению с 2006 г. Уменьшение его запаса происходит по тем же причинам, что и других осетровых. Нерест особей этого вида происходит в реках Ирана, но часто персидский осетр встречается и на нагульных площадях Северного Каспия. Начиная с 2005 г. пропуск его на нерест в Волгу оценивали как 95-400 экз.


ДВА ГОДА И ДВАДЦАТЬ ЛЕТ
   Чего втирать то про односторонний порядок моратория. По многочисленным обращениям зеленых к мировому сообществу РФ, Запад объявил мораторий на покупку черной икры из РФ, дважды уличенной в контрабанде черной икрой при пробивании корыстных интересов покупки олимпийских игр спаиванием нужных лиц водкой с икрой (Италия и Гватемала), и только под многолетним давлением Запада воровское рыбное ведомство было вынуждено объявить частичный мораторий на промышленный лов. Но научный лов, как наиболее развитый браконьерский вид, остался. А дело то на Каспии дошло до откровенного идиотизма в последние годы 20 века весь лов осетровых составлял 300 тонн - сотую долю некогда ежегодных уловов до 30 тысяч тонн, да и из 300 тонн сам промысловый лов составлял только треть - 100 тонн. Зачем идиотам от науки 200 тонн осетровых?
  Да для выростных заводиков с их допотопной и бессмысленной технологией выращивания молоди осетровых. Полвека эти фабрики уродов и мутантов уничтожали поголовье естественных осетровых и производили молодь, выпускаемую в море, а по сути являются механизмом крышевания того самого служебного браконьерства, с которым якобы борются.

  Об эффективности работы этих рыбзаводов за последние полвека следует сказать одно, что ни одного взрослого осетрового из десятков миллионов ежегодно выпускаемых осетрят так и не выросло, и не добралось до нерестилищ по Волге, Кубани, Дону и Уралу.
    Среднепотолочным значениям промыслового запаса осетровых, якобы нагуливающимся на водных нивах Азова и Каспия давно никто не верит. И в первую очередь само рыбное ведомство. Это они для бюджетного кормления стараются. А Правительство РФ шлангом прикинулось и верит в повышение рыбных удоев, с каждым годов выписывая очередные миллиарды рыбным заводикам на распилы и откаты.


  Вообще госдоклад составлен в лучшем стиле захоронок ведомственных чиновников вверенного им имущества. Концов тут не найдешь. Например, в Южном округе у Астраханцев всего 7 исчезающих видов рыбы, но не сказано каких. А у Волгоградцев аж 8 безымянных. Интервал 2 года, как основа госдоклада, в динамике вообще не информативен. А 20 лет уничтожения вверенного ресурса остаются скрытыми.
   На стр 192 про Ростовскую область точно такая же картина искусственного скрытия и дымовой завесы: интервал временной уже один год - выбросы вредных веществ в атмосферу увеличиваются, доля сбрасываемых грязных вод увеличивается, а доля населения в городах с высоким загрязнением уменьшается. Это означает только один обоснованный вывод - что растет количество могил и народ вымирает. Вот и число граждан в области 4254,61 тысяч, что заведомо меньше 4,5 млн что было 20 лет назад. Вместо анализа, отчего да как, идет благочинная потемкинская деревенька. 
   За рыбу Азовского моря и Дона вообще в рот воды набрали авторы. А ведь до Госкомприроды РФ Азовское море было самое богатое море в мире по продуктивности. Чего же стесняться? Ну, послал Господь дуракам скатерть самобранку, ну, загадили ее дружно. Так надо же и отмывать от серости руководства и преступности ведомств.
  Правда вот количество исчезающей и охраняемой рыбы в Ростовской области резко увеличено - 16. Можно подумать, что тут что-то делается, или хоть обещается. Но, что исчезло, что охраняется, что еще можно спасти, опять все скрыто во мраке хитрописания и всякого тумана напускаемого на читателя.


ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?
 Хотя бы по рекам и рыбе? Не то, что есть, но и был с 1980-х годов, когда появилась новая техника перевода рыбы для восстановления миграционных путей в условиях зарегулирвоанных русел, не имеющая мировых аналогов. Но странное поведение так называемого академического сообщества и ведомственной рыбной науки, как советников МПР, привело в тотальному уничтожению всех проходных рыб за четверть века. Были ли попытки изменить ситуацию? Да ежегодно каждому персонажу во власти приходили предложения, но он спускал все кому? Да тем же моральным уродам, которые и запрещали новую технику, но своей так и не создали. Теперь их надо в соответствии с содеянным уничтожением стратегических рыбных  запасов еще живых к Трибуналу, а убегших к Страшному суду подводить. А они в орденоносцы ползут, да лауреатов Государственных премий прикупают по тихому от ПутиМеди (Павлов Д.С. и т.п.).
  Потому и нет у нас реализации Рыбной Декларации 2008 по спасению Волги, нет и Уральского и Донского осетрового парков, которые уже в 1990-х года могли спасти осетровых. Но нет пророка в своем Отечестве, а чужие у идиотов не в почете. И теперь министру МПР Донскому остается только разве застрелиться по факту утраты водного мира в реке Дон и умерщвлению Азовского моря его ведомством.