Лучше ходить под рюкзаком, чем под себя

Сергей Лушников
Пенсионеры, вперед, наверх, и в горы, терять уже нечего!
        Кому- то покажется смешным, но я решил, что отметить выход на пенсию надо именно в горах, когда забравшись на ледник, можно глянуть на суету  жизни, что ты оставил там внизу..
Встретил я Астахова, который основал альпийский лагерь в Актру- это Горный Алтай, на высоте 2100 метров и загорелся мечтой отметить юбилей свой в горах.
Вообще то, у нас традиция, но не с мужиками в баню с веником ходить, а с сестрами и их семьями любой значимый юбилей отмечать на нашей природе. Так были покорены бухта Витязь на Дальнем Востоке, озеро Арей и Алханай в Забайкалье.
А вот теперь, где то на Актру нас ждет ледник в 3654 метра высотой.
       Выезжаем на комфортабельном автобусе из Томска. Первая остановка в Алтайском крае в комплексе Грань Алтая. Огромный дворец обслужил нас быстро и достаточно дешево в среднем по 180 рублей на брата. Туалеты порадовали чистотой.
Вторая остановка, после Бийска, где нас пересадили в другой  автобус Марата, была - село Сростки, которое встретило нас шумным базаром с пирожками, медовухой, медом и соленым огурцом за  25 рублей, от цены  которого у нас полезли глаза на лоб. Кстати, у продавщицы тоже, как она выразилась.
   
         Главная наша цель остановки - это памятник Василию Шукшину, нашему великому писателю, режиссеру и актеру.
Он сидел на горе,  задумчиво сцепив руки, среди запашистых трав, глядя на деревню, спрятавшуюся среди зелени, на  домики, словно страусы, головой которых были крыши. Слева искрилась часть Катуни, словно выскакивая из кустов, и играя на солнышке бликами мощного течения. Василий Макарович был сосредоточен, мысли его убегали в родную долину,  и лишь краешки глаз передавали радость жизни.
         Следующая остановка была на границе Горного Алтая с Алтайским краем. Спуск к быстрой Катуни, умывание лица приятной прохладной водой, и вперед, до Барсугана. Там поели немного, размяли ноги. Уже часа два мы едем вдоль рек, в долине между зеленых гор. Кое-где встречаются скалы. Дорога неплохая, асфальтированная.
        Автобус остановился неожиданно, когда все спали. Время было три часа ночи. Яркие звезды, казалось, сгрудились в кромешной темноте ночи. 
Марат сказал, что теперь нужно ждать вахтовку на базе - Зил131, которая повезет нас оставшиеся 30 км от Курая. Мы позвонили водителю, и вскоре прибыла вахтовка на 14 мест. Загрузив все вещи,  мы расселись и сами.  Боевая машина пехоты рванула с места. Трясло прилично, что- то скрежетало, но мы двигались вперед.
Через час машина остановилась, и наш боевой водила предложил слабохарактерным двигаться пешком 9 км по самой опасной дороге. У нас таких не оказалось, тем более что все устали,  да и  на улице шел дождик.
Машину стало кидать из стороны в сторону так, что скрежет кузова заглушал рев мотора. Казалось, что машина идет на ногах, одна из которых короче другой, медленно и тяжело она тащила нас к цели. Но все кончается в жизни, даже она сама, поэтому вскоре мы выскочили на долину реки Актру,  и машина уже побежала веселее.
         И вот поселок почти из двух  десятков домиков. Они располагались в кедровом лесу, а вокруг были заросли жимолости, шиповника, смородины.
Мы расположились в четырехместных домиках с отоплением, а господа Пшеничкины - в отдельном доме с печкой и газовой плитой. К ним же поселились мой сын Валера с внуком Ваней.
          Вид природы снежных гор завораживал….. Облака кружились вокруг, окутывая белым покрывалом вершины гор. Вскоре посыпал  меленький дождик, но было достаточно тепло.
Все бросились фотографироваться и после пятнадцатиминутной сессии уже шли в столовую. В столовой было тепло и пахло вкусно.  Широкие и длинные столы вмещали шесть человек.
На столах стояла сгущенка, печенье, хлеб, чай и кофе. На завтрак получили геркулесовую кашу.
- Как в пионерском лагере, - пошутил я. Даже наши детки, достаточно разборчивые в еде, стали постепенно съедать все, что давали. Сразу отмечу, что обед был полноценный: суп, второе, иногда салат, а на ужин подавали суп. Чай и кофе всегда в любом количестве, а пища достаточно простая, но качественная.
         После завтрака все бросились в постели, потому что суточная эпопея перемещения из Томска до Актру,  требовала горизонтального положения тела.                Отдохнув,  в половине третьего (все четко по графику), обед, а в половине четвертого нас ведет начальник лагеря на экскурсию. Обед состоял из супа с тушенкой, лапши на второе, чай с кофе. Хлеб белый хорошего качества. Надо отметить, что излишества в еде не было, но и голодными мы не были, а четкий распорядок приучил даже внуков особо не копаться в пище, уметая местные " деликатесы".
      Светлана, начальник лагеря,  начала экскурсию прямо от столовой, которая располагалась почти на берегу речки Актру, шумно бурлящей, белого цвета, будто мы попали в сказку, где молочные реки.
        Сам поселок спрятался в лесу на правой стороне долины, образованной речкой, ширина которой достигает в некоторых местах километра. Вокруг нас с трех сторон горы, некоторые из которых по бокам  имеют острые гребни, словно башенки кремлевской стены. Кроме речки Актру протекает еще ручей, прямо по поселку, из него берут воду для питья. Весь мусор складывается в одно место в мешках и вывозится в Курай, поэтому даже на вершинах гор достаточно чисто. Оставшийся от нерадивых туристов и альпинистов мусор, убирают сами проводники.
            Экскурсия показала, как обманчиво близки вершины гор.
Мы сходили до водопада, что падал с гор, вершиной которых был Купол или Малый Актру. Я умудрился растянуть мышцу правой ноги, кое- как дойдя с экскурсии, но об этом умолчал, хотя начал искать осторожно эластичный бинт. На мое счастье  у сестры Ольги нашелся подколенник. На экскурсии нам показали несколько памятников альпинистам,  погибшим в горах,  Светлана  несколько раз напоминала, что горы не прощают ошибок и легкомысленного отношения к ним.
Белоснежные шапки гор  с языками ледников манили и казались сказочными и недоступными. 
Но нам хотелось взобраться хотя бы на три за шесть дней.
         И вот на следующий день мы пошли всем табором на Голубое озеро. Вел нас 61- летний проводник, Виктор Платонович, сухой, маленького роста, неторопливый, но уверенный в себе человек. Очень опытный альпинист, немногословный, он улыбался редко, краешками глаз, зато вел нашу разношерстную бригаду потихоньку, давая каждому нащупать свой ритм. Сначала все было хорошо, мы двигались по правому берегу речки Актру по тропке, которая не отличалась от лесной, единственная разница - на этой тропе попадались камешки.
Через час дорога стала поворачивать вправо к двум черным горкам, похожим на бараньи лбы, поэтому эти горки так и назывались. Здесь подъем пошел круче, и наш небольшой отряд стал редеть. Забравшись за сорок минут на эти лбы, мы воочию увидели озеро тусклого цвета и первый ледник в своей жизни.
Большущая горка напоминала дворовую площадку моего детства, залитую водой из шланга, она была неровная, серого цвета и ее огромное, вытянутое вперед в небеса тело, разрезали многочисленные ручьи, образуя озеро. Дальше вода низвергалась вниз с большой высоты водопадом, рассыпая брызги словно шампанское, открытое неумелыми руками.
А мы идем по кромке ледника, иногда перешагивая ручейки.
        Буквально через полчаса с правой стороны,  в чаще между ледником и 
грядой гор, открылась наша цель - Голубое озеро. Мы искупались втроем  в ледяной воде озера, и усталость снимает рукой.
Принимаемся за обед, который состоял из двух банок паштета, воды, конфет и хлеба. Лучше всех поедались конфеты, поэтому в следующие походы мы обязательно брали с собой конфеты, шоколад, хотя Светлана советовала брать курагу.
Назад летели словно на крыльях - мы взошли на первую высоту в 2600 метров.  Всех удивил мой внук, Ваня, который не отставал за проводником и докучал его всю дорогу вопросами. Уставшие, но довольные, мы рассматривали фотографии и строили планы на следующую высоту, перевал Учитель. Решили штурмовать ее 8 – ого августа.
          А пока все в баню. Баня представляла собой добротное сооружение с хорошей парилкой человек на шесть - семь, если прикасаться друг к другу.
Попробовали веник из карликовой березки, которая ростком с полметра с меленькими листочками.
А я выбежал из бани и окунулся в ледяную воду реки Актру. Тело обожгло, а течение чуть не унесло меня по реке, благо за камень большой зацепился...
         Чистые и довольные мы вечерком гуляли по местным природным садам, вокруг кедров, жимолости и смородины, по аллейкам, очерченными камнями по бокам, по мостикам через ручей с лучшей питьевой и бесплатной водицей.
          А завтра у нас гуляние на моем юбилее, 7 августа исполняется 60 лет! Да, здравствует пенсия!
Традиционную кашу 7 августа сменил молочный суп с лапшой. Гуляние наметили на 19 часов в местном кафе, в деревянном доме, где обычно продавали пиво, сигареты, шоколад и разные детские напитки.
Решили заняться подготовкой ко дню рождения часов в пять, а пока походить вдоль реки вниз по течению, изучая местную фауну.
        Кроме смородины, жимолости, кедров и карликовой березки в лесу много лиственницы и ее поросли, светло- зеленой и нежной. Здесь растет кипрей, курильский чай, тимьян, володушка, эдельвейсы, ветренница, брусничника, шиповник, бадан, алтайский лук и  несколько видов можжевельника.
Наш Гид, Анатолий Яковлевич Пшеничкин, геолог с большой буквы, рассказывал нам о камнях, рассыпанных вдоль реки. И новый удивительный мир раскрывался перед нами….
         7 августа день выдался жарким, и мы загорали после обеда, расположившись на траве, а кое - кто на спальниках.
        8 августа завтрак был позднее обычного и начался в девять часов.
После праздника хотели отдохнуть, но неожиданно решили идти на перевал Учитель, причем вести группу взялся я.
А так как во мне есть что - то от Сусанина, то я повел группу неправильно, по самому плохому пути. Прямая тропа с уклоном 35-40 градусов, узкая с камнями, смотрела беспрерывно в небо. Было тяжело, пришлось  часто останавливаться. Даже Иван, мой внук, раза - два обращался к Полине, моей дочери, которая шла впереди, с предложением отдохнуть. После часового перехода тропа исчезла, перед нами раскинулось зеленое поле из трав и можжевельника.
Назад возвращаться было опасно, камни начнут сыпаться вниз, да и в нашей обуви не зацепишься по такой дорожке. 
Поэтому все вынуждены были идти вперед. Но легче было ползти, руками хватаясь за можжевельник. Так на карачках и передвигались вперед. Группа разделились на три- четыре части, а на нашу беду гору покрыл белый туман. Стали думать, как быть дальше. Мы знали, что правильный путь рядом справа, поэтому начали двигаться в эту сторону. Пришлось всем собраться вместе и переправиться через овраг, чтобы выйти на тропу. Там путь был легче, потому что дорожка петляла, как следы зайца на снегу. По пути встречался золотой корень, какие - то интересные травы и цветочки.
Но нам всего хотелось как можно быстрее забраться на перевал.
Но, сказка не скоро сказывается, через тернии и терпение, но она приходит. Вид перевала меня разочаровал, однако здесь было прилично снега, и Степа решил на следующий день прокатиться на сноуборде, что он и осуществит 
9 числа.
        Степа с Юлей Войтовой пошел второй раз на Учитель по проторенной дорожке, а основная масса нашего хурала пошла  по долине реки вниз, посмотреть на ужасную дорогу, по которой нас сотрясал Юра, разбитной водитель легендарного ЗИЛ-131, с улыбкой, не сходившей с его лица. 
Дорога нам показалась не такой и плохой, довольно сносной.
       Потом сходили на Карлик, так называлось место  за речкой, прямо напротив лагеря. Ягель, белый мох соседствовали с обычным мхом, а небольшие кедры развесили свои шишки, как новогодние подарки так близко, что внучка Катя набила целый мешок обыкновенной палкой . Много маховиков и маслят радовали глаз своими разноцветными шляпками. Заросли карликовой березки занимали приличную площадь, а причудливые фигуры старых деревьев напоминали приведения.
       А 10 августа, четверо из нас, я, мой сын Валера, внук Иван, а также второй Иван, муж младшей сестры, рванули с утра на Купол - основную цель нашего путешествия.
Наш проводник шел не спеша, иногда казалось, что темп нужно увеличить, но остановок делали совсем мало, около 4-5 за все время.
      Первая остановка была после прохождения больших камней, была и страховочная веревка на особо крутых подъемах, как у настоящих альпинистов. Карабкались вверх среди камней в касках, все по- взрослому. Перед нами открылась зеленая гостиница, поле сочной травы, среди которой струились ручейки, они, там внизу, образуют водопад, где мы были в первый день.
Наконец – то  перед нами плато, покрытое невысокими  желтыми маками, а среди них едва заметные эдельвейсы.
И,  конечно же, ручьи, чистые как слеза, которая уже начала выступать из глаз, ибо ни один из нас не взял черных очков, а справа уже искрился Купол, белое солнце пустыни в горах.
        Мы стали подниматься слева по краю горы, оставляя Купол справа. Пройдя минут тридцать, мы отдыхаем и видим, что с Купола спускается группа молодых парней, на обуви  которых одеты кошки, в руках ледорубы. Они, увидев нас, предлагают нам вернуться назад, ибо они не смогли зайти на Купол, вследствие  широкой полосы льда. Но это не для нас, не для того мы прошли уже почти четыре часа, чтобы возвращаться не покорив цель. Мы, молча, идем за проводником, который пытается втоптать снег, чтобы оставался след, по которому идти легче. Идем, рисуя лесенку, иногда ноги скользят, но неуклонно двигаемся вперед. Чтобы глаза полностью не закрывались,  я надвигаю шапку на глаза и часто держу ладонь перед ними, защищая от блеска белого снега свои очи. Это мешает идти, но еще километр – полтора, и мы придем на вершину, эта мысль греет и помогает подниматься все выше и выше.
         Минут через тридцать лед и снег заканчиваются, и плато изрезанных камней оказывается вершиной. Мы сбрасываем рюкзаки и видим удивительную картину, окружающую нас -  бесконечные гряды снежных вершин. Ветерок обдувает наши разгоряченные сердца, но ощущение победы, радости и красоты согревают душу.  Мы фотографируемся вчетвером и втроем: я, мой сын Валера, внук Ваня, которому всего 9 лет.
        Проводник записывает наши фамилии - мы стали альпинистами России!!!
Мы, конечно, хотели покорить три вершины, но неделю назад это казалось сказкой, и вот она исполнилась, превратившись в реальность.
За четыре часа и двадцать минут мы поднялись на Купол! Обычно новички идут 6 часов, поэтому у нас результат неплохой. Но еще предстоит спуститься с вершины. Спуск занял почти два часа. Самый тяжелый оказался спуск  с ледника, поэтому мы с Ваней решили покататься на попе и такой способ нам понравился обоим, несмотря на промокшие портки. Самый ответственный для меня спуск по камням, когда они, как "живые" срывались под моими ногами и летели на Ваню, который спускался впереди. Но, слава богу, два пролетели мимо, а другим камням шансов я не дал. 
        Наконец- то, мы спускаемся в долину, и внук говорит: «Дед, сейчас нас будут встречать как героев». Так и происходит, в столовой нам хлопают наши друзья и родственники, а руководители лагеря награждают нас значками «Альпинист России» и  выдают удостоверения к ним. 
      Вот, к пенсии я и осуществил свою мечту, раньше все было некогда, дела и заботы, а сейчас ухожу в беззаботную жизнь, радостную и беспечную, как когда - то в детстве!
Мои сестры, Татьяна, Света и Ольга, покорили две вершины, как и дочь, Полина, Степа, Юля, Данил Корнев, хотя последние могли спокойно забраться на Купол, просто были  заняты  в тот день другими делами. Мои сестры Голубое озеро штурмовали дважды, и оно сдалось на милость сильным мира сего!
Неважно, кто и как провел время, но каждый унес с собой кусочек яркого снега, остроту вершин, чистый тягучий воздух,
ощущение локтя друга и кучу здоровья!