Древняя Сирия - яблоко раздора на ближнем востоке

Даниэль Волков
Многие слышали о, так называемом, «пороховом погребе» Европы – Балканском полуострове. Историки и политологи говорят о «балканизации» многих регионов Европы в XX веке – Центральная Европа (после распада Австро-Венгрии в 1918 году) и постсоветское пространство (после распада СССР в 1991 году). Сами Балканы и сейчас являются болевой точкой Европы, которая вновь дала знать о себе в виде Югославского кризиса. В свою очередь не менее взрывоопасным, но мало изученным и понятным, является Ближневосточный вопрос, а в центре него с древнейших времён находилась сирийская проблема.
Ближний Восток является колыбелью современной цивилизации. Здесь возникли первые централизованные государства – восточные деспотии.  Эти государства представляли собой небольшие образования, возникшие вокруг крупных общинных религиозных центров на рубеже IV-III тысячелетия до н.э. Позже, в Египте и Месопотамии сложились первые в истории крупные государства-империи: Древнее царство и Аккадская держава Саргона Древнего. В отличие от своих соседей в Сирии не сложилось единого крупного государства. На побережье возникли города-государства финикийцев, из которых на первых ролях были Тир, Сидон, Арвад и Библ. В плодородной долине реки Иордан обосновались местные племенные вожди, основавшие туземные царские династии. Малоизученным остается вопрос об этническом составе этих первых государственных образований.
Пока проходил процесс создания единого государства в долине Нила и Междуречье, правители Сирии могли решать свои споры без оглядки на своих соседей, так сказать «в узком кругу». Ситуация изменилась на рубеже III-II тысячелетия до н.э., когда государи Египта и Аккада почувствовали себя достаточно сильными, чтобы утвердить своё влияние в соседних регионах. Трагедия Сирии состояла в том, что она стала объектом экспансии своих сильных соседей из-за своих природных ресурсов: металлов и леса. Перед нависшей угрозой сирийским царькам хватило государственной мудрости, чтобы объединить усилия для отпора. Создание коалиций стало особенностью всей древней истории Сиро-Палестинского региона. Стоит отметить, что эти коалиции были весьма и весьма непрочными,  и разваливались сразу же после того, как фактор внешней угрозы уходил на второй план.
В середине II тысячелетия до н.э. в Сирии мы находим ту же раздробленность, что и в предыдущий период. Среди городов-государств на первое место выдвигается крупный торговый центр – Кадеш, располагавшийся на пересечении торговых путей в долине реки Оронт. Это был богатый город, который вёл торговлю с Египтом, Анатолией (современная Турция) и Месопотамией. Главным предметом торговли был ливанский кедровый лес, который использовался для строительства флота. Поток золота наполнял казну царей Кадеша и закрома сирийских купцов. Это вызывало всё большую зависть соседей. Внутренней раздробленностью региона решил воспользоваться фараон Египта Тутмос III (1525-1479 годы до н.э.). Наведя порядок внутри государства, и преодолев сопротивление местной аристократии и жречества, фараон обратился к вопросу строительства империи. Им были покорены Нубия и Ливия – оставалась только Сирия. Предвидя надвигающуюся угрозу, Кадешу в союзе с Митанни удалось сколотить антиегипетскую коалицию и встретить войско Тутмоса III у ворот города Мегиддо (1502 г. до н.э.). Впрочем, битва, поначалу складывавшаяся в пользу коалиции, обернулась катастрофой. Побросав оружие, многие воины заперлись в городе, но, не выдержав осады – сдались. В плен к фараону попало множество местных царьков, которые были милостиво им приняты и возвращены в свои владения под надзором египетских чиновников. После разгрома при Мегиддо вся Сирия, а главное доходы от торговли,  перешли под контроль Новоегипетского царства.
В течение двух столетий, Египет безраздельно господствовал в Сирии, поддерживая свою власть с помощью гарнизонов и чиновников. Местные правители были лояльны фараону до тех пор, пока власть египтян некому было оспорить. В XIII веке до н.э. у Египта появился опасный соперник в лице молодой Хеттской державы (располагалась на территории современной Турции), стремившейся занять первенствующее положение в регионе. Полувековое противостоянии двух древних империй завершилось битвой при Кадеше (1274 г. до н.э.), закончившейся сомнительной победой египтян. Потери с обеих сторон были так велики, что Рамсез II и Муваталлис II не нашли ничего лучшего, как разделить Сирию между собой; юг достался египтянам, а север – хеттам. Итогом расчленения страны явились фактическое прекращение торговли и демографический спад. В течение последующих веков страна приходит в упадок, а с ослаблением влияния «великих» региональных держав входит в полосу политического хаоса.
Период  XII-XI веков до н.э. является «белым пятном» в истории не только Сирии, но и всего Ближневосточного региона. Страны и города приходят в упадок и запустение, меняется этнический состав, в котором начинает преобладать арамейский (семитский) элемент. В Сирии и Палестине возникают новые политические и экономические центры – Иерусалим, Хамат и Дамаск. В XI-X веках до н.э. пришлый семитский элемент – евреи создают своё царство в долине реки Иордан. Первые еврейские цари предпринимают попытку создать в Сиро-Палестинском регионе свою «великую» державу, проводя последовательную завоевательную политику. После долгой борьбы с филистимлянами Саулу (1029-1005 годы до н.э.) подчинилось всё побережье от Газы до Аскалона. Его сопернику и приемнику Давиду (1005-965 годы до н.э.) удаётся расширить свое влияние далеко на Север – вплоть до Евфрата (естественную границу Сирии на Севере). При Соломоне (965-928 годы до н.э.) Израильско-Иудейское царство достигает своего расцвета, но в его же правление намечаются первые черты структурного кризиса. В конце своего правления Соломон сталкивается с местными сепаратистскими движениями (отпадают Хамат и Дамаск), а также религиозным расколом. Единое еврейское государство ненадолго пережило Соломона и распалось на два государства: Иудейское царство в центре с Иерусалимом (Южное царство) и Израильское царство в центре с Самарией (Северное царство).
Распадом единого еврейского государства воспользовался зять Соломона, египетский фараон Шешонк (943-922 годы до н.э.). Этот удачливый ливийский военачальник сумел опереться на коррумпированное египетское жречество, оградив его богатства и привилегии с помощью своих соотечественников – наёмников-ливийцев. После установления своей власти над страной он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы развернуть экспансию за пределы Нильской долины. В 923 году до н.э. Шешонк со своим войском вторгся в пределы Иудейского царства, разграбил Иерусалим и заставил Ровоама (928-911 годы до н.э.) признать себя данником Египта. Далее, фараон обратился против его северного врага Иеровоама (928-901 годы до н.э.), но двигался столь медленно, что последний успел организовать оборону Самарии. Подойдя к городу и увидев готовый к обороне гарнизон и жителей, египтяне повернули на юг, грабя на обратном пути территорию Израильского царства.
Медлительность египетского владыки была связана с событиями, происходившими в Сирии. Здесь, ещё при Соломоне от Израильско-Иудейского царства откололся Дамаск, который с небольшим отрядом воинов захватил талантливый полководец Ризон, основавший арамейское Дамасское царство (Арама). При нём Дамаск превращается в богатый и процветающий город, ставший торговым центром всего Леванта. Сюда стекались товары со всего Ближнего Востока, а купцы пользовались покровительством самого царя. Ризон I (ок.950-ок.920 годов до н.э.) сумел подчинить своему влиянию большую часть мелких арамейских владетелей в долине Иордана и Оронта, сделавшись, таким образом, гегемоном всей Сирии. Он желал превратить своё царство в «великую» державу всего Сиро-Палестинского региона и зорко следил за всеми, кто мог бы стать ему в этом деле соперником. Шешонк, не желая превращать свой набег в затяжную и кровопролитную кампанию, счёл лучшим удалиться в спокойную и знакомую ему Нильскую долину. Своим походом фараон напомнил о былом, но давно ушедшем, величии Египта.
Особая ситуация сложилась на Севере Сирии, где после падения владычества хеттов обосновались вожди арамейских племён, основавшие пёстрые по этническому составу небольшие государства. Сильнейшим из них было Хатти или Каркемиш. Город находился на берегу Евфрата, и был крупным торговым центром на пересечении торговых путей из Междуречья в Анатолию и Египет. Цари Каркемиша получали немалые доходы с перепродажи товаров и сборов за переправу через реку и одним этим вызывали зависть своих восточных соседей – ассирийцев. В правление Адад-Нирари II (912-891 годы до н.э.) Ассирия вновь сумела усилиться, покорив мелкие арамейские княжества в долине Тигра. Северная Сирия стала первой, кто столкнулся с экспансией новоассирийского царства. Правители Каркемиша не надеялись в одиночку справиться с хорошо организованной военной машиной Ассирии. Её возросшее могущество также пугало и другие арамейские государства северной Сирии. Для отпора Адад-Нирари II была создана Северосирийская коалиция в составе Хатти, Самаля, Гургума, Куммуха, Каманну, Хаттины, Бит-Агуси и Бит-Адини. Неожиданная смерть ассирийского царя вселила ложную надежду в участников коалиции, полагавших что страна вновь погрузиться в пучину смут и усобиц. Энергичные действия царей Тукульти-Нинурты II (891-884 годы до н.э.) и Ашшур-Нацир-Апала II (884-859 годы до н.э.) положили конец всяческим измышлениям. Первый усилил свою державу, покончив с мелкими независимыми владетелями северного Междуречья; второй, пользуясь своим совершенным превосходством, появился у стен Каркемиша в 876 году, и взял его в осаду со всех сторон. Войска союзников были совершенно разбиты под стенами города, а царю Сангаре ничего не оставалось как изъявить полнейшую покорность ассирийскому владыке. Дальнейший поход к Средиземному морю превратился в триумфальное шествие: местные владетели изъявляли свою покорность победоносному царю и открывали для него свои сокровищницы. По традиции великих правителей древности Ашшур-Нацир-Апал омыл свой меч в водах Великого моря Заката и повернул обратно.
По иному обстояли дела в Южной Сирии. Наследники Ризона последовательно расширяли влияние Дамаска в Сирии и Палестине. О возросшем влиянии Дамаска говорит тот факт, что Иудейский царь Аса (908-867 годы до н.э.), не видя иной возможности защитить себя от Израильского царя Бааши (900-877 годы до н.э.), обратился к владыке Дамаска Бен-Хададу I (885-865 годы до н.э) с просьбой о покровительстве. На практике это означало не что иное, как признание вассальной зависимости Иудеи от Арама. Во исполнение взятых на себя обязательств, Бен-Хадад выступил против Бааши, разгромил его в открытом сражении, и заставил искать укрытия за стенами хорошо укреплённой Самарии. При этом, из Дамаска были выдворены израильские купцы, а их торговая фактория перешла в руки более лояльных к арамеям купцам. Правители крупных прибрежных городов-государств также старались сохранять хорошие отношения с Дамаском, ввиду их тесных торговых связей, и надвигающейся ассирийской угрозой.
Вышеупомянутый поход Ашшур-Нацир-Апала II никак не коснулся Арама, и сферы его влияния. Ассирийский владыка осознавал могущество этого гегемона Южной Сирии и Палестины, и пока не желал открытой конфронтации с ним. Положение изменилось с восшествием на ассирийский престол дальновидного и воинственного политика Салмансара III (859-824 годы до н.э.). В свой первый же год правления он обрушился на Северосирийский союз. Как и в прошлый раз, союзники стягивали свои силы к Каркемишу, чтобы не дать Салмансару переправиться через Евфрат, но их старания оказались тщетными – ассирийцы форсировали реку выше по течению, и вышли в тыл своему противнику. В 857 году до н.э. Каркемиш, после долгой осады, пал. Несчастный царь Сангара был вынужден преклониться перед ассирийским владыкой и заплатить непомерно огромную дань. В назидание остальным сирийским владетелям Салманасар III присоединил к своим владениям Бит-Адини, а его царька Ахуни увёл в плен. После такого разгрома идея сопротивления Ассирии надолго потеряла свою популярность среди местных царьков, а их коалиция распалась. На место политике сопротивлению захватчику пришла политика сотрудничества с ним.
Далее владыка Ассирии обратился против Дамаска – было совершено несколько набегов на приграничные территории, чтобы проверить силы своего будущего противника в борьбе за господство в регионе. В ответ на действия Салманасара Бен-Хадад II (865-843/2 годы до н.э.) начал поиск союзников, арамейской дипломатии удалось к 854 году до н.э. создать новую антиассирийскую коалицию – Южносирийский союз.  В него вошли, помимо Дамаска, Израиль, Хамат, Аммон, Моав, Библ, Тир и Арвад. Иудейский царь занял нейтральную позицию, не надеясь на успешное завершение противостояния Арама Ассирии. В отличие от Иудеи, Египет, в надежде создать надёжный буфер между собой и могущественной державой на Тигре, поддержал Южносирийский союз. На следующий год, желая сорвать приготовления своих противников, Салманасар III с огромной армией переправился через Евфрат, и вторгся в пределы Хамата, где был встречен войсками Дамаска и его союзников. Под стенами столицы Хамата, Каркаром, разгорелось жестокое сражение, в котором тактическое преимущество (поле боя) осталось за Ассирией, но стратегическое (инициатива в ведении военных действий) – за коалицией. На этот раз ассирийская военная машина пробуксовала, военная кампания для Салмансара обернулась если не катастрофой, то крупной неудачей. В ближайшие десятилетия Ассирия и помышлять не могла о новой кампании против Дамаска, хотя сохранила своё совершенное преобладание на Севере.
Как уже указывалось, коалиции создаются для необходимости борьбы с каким-либо внешним врагом, соответственно, уже по этой причине,  не могут быть долговечными. Спустя всего несколько лет Южносирийский союз распался. В 850 году до н.э. началась война между Арамом и Израилем, в которой последний подвергнулся страшному разорению. Эта война привела к смене правящей династии, и ещё большему обострению напряжённости в регионе. Через семь лет произошёл переворот и в Дамаске, в ходе которого был убит Бен-Хадад II, а власть перешла в руки одного из военачальников – Газаила (842-796 годы до н.э.). Раздорами на юге воспользовались ассирийцы, которые решили отомстить арамеям за Каркарскую битву. В 834 году до н.э. престарелый Салманасар  III лично возглавил поход. На этот раз арамеи были разбиты в открытом сражении, обратившись в бегство,  укрылись под защитой превосходной дамасской крепости. Хотя владыке державы на Тигре не удалось взять столицу Арама, престижу Дамаска, как гегемону Южной Сирии, был нанесён ощутимый удар.
После смерти Салмансара III политика ассирийских царей была  направлена, в основном, на восток, и лишь Адад-Нирари III (811-783 годы до н.э.) вновь обратил своё внимание на запад. Здесь ему, как и его предшественникам, пришлось начинать всё заново. Поход 805-802 годов до н.э. вновь превратился для ассирийцев в триумфальное шествие: сирийские цари один за другим сдавались на милость ассирийскому владыке. Душа коалиции, царь Дамаска Газаил, был вынужден искать спасение в бегстве, его столица была взята и разграблена. Некогда могущественный Арам был покорён. Его царь признал себя данником Адад-Нирари. В последующие десятилетия арамейское Дамасское царство постепенно клонилось к упадку: неудачные войны с соседями низвели его до уровня второстепенной региональной державы.
Трагическая для Сирии развязка наступила с воцарением в Ассирии талантливого полководца и дипломата Тиглатпаласара III (745-727 годы до н.э.). Он провёл военную и административную реформу, которая позволила создать самую мощную армию на всём Ближнем Востоке. Он перешёл от политики систематических походов и сбора дани с вассальных царьков Сирии и Палестины к политике аннексий – прямому включению подвластных территорий в состав своей военной державы. В ходе нового похода к Средиземному морю, в 739-734 годах до н.э., прекратили свое существование мелкие северосирийские царства, был присоединён Хамат и Дамаск. Последний царь Арама Ризон II за своё неповиновение Ассирии был уведён в плен и казнён. Овладение Дамаском, славившимся своей шерстью и металлическими изделиями, имело огромное значение для ассирийской экономики. Это был крупный центр, лежащий на скрещивании караванных путей, ведущих из Месопотамии к приморским городам Финикии, из Анатолии в Египет. После падения арамейского Дамасского царства последовала очередь Израиля и Финикии, была подчинена Иудея. Преемники Тиглатпаласара III, используя природные богатства региона, и опираясь на его развитую экономику, сумели в скором времени подчинить себе Египет и выйти в предгорье Загроса в Иране. Тот, кто господствует в Сирии – господствует на всём Ближнем Востоке.