еще раз о любителях

Ирина Батюк-Белковская
Какими мы же были когда-то юными и удивлёнными. Теперь меньше удивления, а то и вовсе его нет, восторгов нет, которые являются стимулом к познанию. Но мир ведь не исчерпаем, открытия являются результатом не прекращающегося процесса, лишь способность к открытиям и удивлениям угасает, и границы, до которых мы дошли в своём познании окружающего мира, уже здесь, перед глазами, а времени остаётся меньше, уже не вся жизнь впереди. Поэтому воли к узнаванию нового и начинанию какой-то неизведанной части жизни не хватает, тем более есть профессионалы в каждой из областей духовной сферы человеческой культуры, и они в создавшейся современной прогрессистской идеологии успеха не лишены агрессии и позиции отвержения к профанным практикам, к так называемому любительству, дилетантизму. Их стремление максимально дистанционироваться от среды не причастных профессионально к их области в существующей символической обстановке изгойства большинства, не приспособленного к новой экономической модели либерализма, в обстановке символического прессинга и репрессий – может угнетать и останавливать стремящихся к серьёзному расширению границ своих знаний и творчества.
Но главный вопрос нашей эпохи, по словам Панарина, есть моральная и социальная реабилитация «большинства», насильно загнанного в материальный и символический мир изгойства, мир отверженных. Также животрепещущим есть вопрос формирования элиты в самой среде этого угнетённого большинства, элиты неподкупной, ищущей смыслы и теоретические оправдания для своих народов, покинутых и физически и морально «старыми» «экономическими-успешными» элитами. Любой голос в защиту «большинства» остаётся слабым и не услышанным, маргинализуется и подвергается символическим (пока) репрессиям. Но на стороне отверженных – весь исторический тысячелетний опыт мировых религий, не исчезнувший в эпохе модерна, научно-технической революции, опыт коммунистической философии, и этот опыт отличается от религиозного (стилизованного) опыта «успешных», который часто есть форма досуговой культуры в игровой реальности. У отверженных имеется свой сакральный, горький и выстраданный, экзистенциальный опыт, являющийся мощным потенциалом духовного возрождения народов. Решение теоретического вопроса духовного возрождения, разработка интеллектуального алиби – дело новой неподкупной элиты. Если принять тезис о том, что накопления нашего сознания есть прирастающее духовное богатство, и оно дарит окружающим свои искры опыта и знаний, а также то, что оно не исчезает бесследно, переходя в Ноосферу со смертью носителя – это сильная база неожиданного будущего философского алиби для большинства. Тем более опыт каждого человека – особенный, не похожий на других. Наслаждение от истинного творчества и интеллектуального напряжения не сравнимо ни с каким комфортом и официальным признанием.

© Солька*, 31 августа 2013 г.