Первая получка

Елена Молокова
       Существовала раньше традиция "Первой зарплаты".  Кто то её полностью отдавал родителям, кто то праздновал с друзьями, кто то покупал памятную вещь. Есть разные способы отметить это событие. Свою первую зарплату я и не помню, как извела, наверное,  отдала маме, она у нас в семье главная по финансам. Только запомнилось мне не этот день, а совсем другой.
     Было мне лет двенадцать. Как всегда,  на целое лето в деревню. Там  никогда скучно не бывало. То первая земляника появится, бабушке к чаю быстро сбегаю. То первые маслята пошли, так их весело собирать, семейками растут друг за другом по молодой сосновой посадке. А там и черника с малиной поспели, ходили всем семейством, на зиму заготовки делали, все неплохо.  Оставалось  время  и поиграть, и  покупаться в пруду. Один раз с компанией ребят поход придумали в соседнюю заброшенную деревню, было интересно посмотреть. Бабушка и мама упоминали название Бабино в своих рассказах. Пришли, расстелили одеяла, разложили подкрепиться хлеб, огурцы, поели, полюбовались заросшими бурьяном огородами с одичавшей смородиной, двумя  избушками с заколоченными окнами и домой.
     Иногда мне поручалось ездить на велосипеде в сельмаг за хлебом. Бабушка отсчитывала мелочь и строго наказывала, покупать хлеб свежий, проследить, чтоб продавщица тетя Женя правильно сдачу дала. Пока стоишь в очереди все ценники изучишь, что почем. Карамель и пряники один рубль кило, килька в томате тридцать три копейки, сахарный песок девяносто четыре копейки.  Спички стоили копейку, и их часто продавщица давала на сдачу, если мелочи нет.
     Бабушка жила на небольшую пенсию и главной покупкой ,конечно,  был хлеб. Иногда запасалась комовым сахаром и припрятывала его  на чай. Многие продукты мама привозила из города в запас: консервы, подсолнечное масло. Нас, детей не очень баловали, поэтому  мы любили и хлеб, помазанный подсолнечным маслом, посыпанный крупной   солью, а булка с вареньем вообще праздник.
     В этот год было очень много грибов, и бабушка не успевала сушить в печи целые противни подберезовиков. Но грибы росли и росли. Подберезовиков было, как косой коси, сбегаю до ближайшей посадки и целая корзинка. Взрослые, так в город продавать ездили. Мой крестный  с женой пообещали и меня взять. "Набирай на завтра, возьмем".  Эх, я и обрадовалась, набрала  две корзинки. Да как же их унести, всё ж таки подросток, сил не больно много, тем более что автобус  ходил  за три километра в соседней деревне. Так из двух корзинок перебрали в одну только  крепкие грибочки.
     Назавтра, ранним  утром, шли до автобуса лесом. Тяжело, я перекладывала корзину с одной руки в другую. Дядя молча брал мою корзинку и давал передохнуть без неё, потом молча отдавал. Часам к восьми мы уже были на базаре в городе. Разложили грибочки по кучкам и начали ждать первых покупателей. Покупатели приценивались, торговались, выбирали то, что по душе. Я искоса поглядывала, как идет торговля у соседей. Мне трудно давалось эта наука - торговаться и уступать. "Уступай, -говорила тетя,- а то до вечера стоять будешь, грибов много, продавай дешевле, нам еще домой надо уехать".  С горем пополам мне удалось продать свой товар. И я обладала заработком около трех рублей, это было для меня целый капитал, причем личный, покупай  что  хочешь. Я выбрала арбуз, несколько мелочи потратила на трамвай и автобус. Опять те же три километра обратно, но уже с арбузом.
     Арбуз гордо стоял на столе. Затем я гордо резала и делила на всех. А бабушка ахала и говорила: "Ох, ума у тебя,  девка! Воды привезла, сколько мучилась.  Еще то поедешь?" Возможно,  права была бабушка, арбуз-вода, но это моя первая получка и первый опыт взрослой жизни. Тогда я точно поняла, что такое - жить  своим трудом.