Поле видения для активизации

Николай Бородастов
ПОЛЕ ВИДЕНИЯ для АКТИВИЗАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ТВОРЧЕСТВА
 ТЕЗИСЫ

1. Человек рождается, чтобы жить.
2. Главный признак живого – ощущение потребности жить.
3. Главная потребность человека – жить  неограниченно долго    
        с продолжением  себя в потомстве.
4. Жизнь проявляется в действиях, а ощущается в реакциях   
        окружающей среды на эти действия.
5. Ощущения возможны приятные, вызывающие удовольствие, неприятные и нейтрально воспринимаемые организмом.  Полнота жизни определяется совокупностью ощущений и особенностями их восприятия, зависящими от психики человека.
6. Естественно стремление человека к жизни счастливой, богатой мудрыми мыслями, ценными идеями, успешными делами и сильными впечатлениями  от приятных ощущений и удовольствий, вызванных реакциями на дела близких людей и общества.
7. Все удовольствия – биологические, они  отражаются   
        органами чувств.
8. Удовольствия бывают двух видов:  физиологические и духовные.
9. Физиологические удовольствия доставляют процессы физического потребления благ, необходимых для существования организма – для предотвращения гибели.
10. Духовные удовольствия доставляются в процессах общения человека с людьми, с живой и неживой природой и культурой -  совокупностью средств и способов общения людей.
11. К духовным удовольствиям стремление человека
         второочередное, но неизбывное после получения   
         удовольствий физиологических.
12. Самое большое удовольствие – ощущение счастья.
         Счастье познается в сравнениях, которые возможны лишь в
         сообществе людей.
13. Самое большое счастье – общение с человеком. Живя в обществе, человек укрепляет или  разрушает его своими личными идеями и делами, соответствующими его принципам жизни.
14. Культура – это внебиологический, специфически человеческий способ деятельности, основанный на использовании  идей и продукции творческого труда.
15. Принципы – это нормы, правила, обеспечивающие решение
         двух главных задач: задача выживания и задача   
         воспроизводства жизни.
16. Невозможно быть счастливым в одиночку, а без счастья –      
         жизнь не в радость.
17. Жизнеспособным, счастливым и ведущим к личным счастьям может быть общество людей, для которых приоритетны принципы «быть» и «отдавать», а не «иметь» и «брать». Жизнь по принципу «брать» без «отдавать» непредосудительна лишь для малых и немощных.
18. Отдавать можно продукт обезличенного труда, созданного коллективными усилиями (нефть, газ, электроэнергия, вода, зерно, одежда и др.),  а можно – не принадлежащее тебе на законных основаниях.  Но уместно, выгодно и приятно отдавать свое, созданное своими физическими, умственными или совокупными усилиями и несущее людям особенно приятные ощущения, тепло, радость и потребность в общении.
19. Счастливое общение людей  - при встречных желаниях
         общения.
20. Встречные желания – результат  взаимной 
         заинтересованности.
21. Привлекательность человека определяется его физиологическими, физическими, интеллектуальными, производительными и духовными свойствами и изменениями этих свойств, воспроизводящими интерес ощущениями новизны.
22. Физиологические свойства определяются особенностями организма, в здоровом организме они мало изменяются и потому обеспечивают кратковременный интерес партнера по общению. Это побуждает к изысканию  «скрытых» резервов, предполагающих  необычное: гомосексуализм, наркоманию, алкоголизм и т.п. ухищрения.
23. Интеллектуальные свойства – это способности мышления
         человека. Они могут изменяться беспредельно.
24. Пути интеллектуализации человека – образование и самообразование, обеспечивающее воспитание, обучение, социализацию, профессионализацию, труд, творчество, становление личности, интересной человеку и обществу.
25. Производительные свойства человека – это его способности трудиться для добывания благ, необходимых для формирования  новых физиологических, интеллектуальных и производственных свойств.
26. Развитие интеллекта в процессе образования имеет
         потолок, достигаемый большей частью людей.
27. Уровень интересности (привлекательности) человека, достигаемый образованием (обучением и воспитанием),  тоже имеет потолок. Люди, достигшие этого потолка, приблизительно одинаковы по интеллекту и становятся не интересными друг другу.
28. Во взаимоотношениях людей важна новизна ощущений, а она
         достигается на путях самовоспитания.
29. Самовоспитание основано на самообучении, сопряженном с чтением, посещением театра, кино, выставок, конкурсов, собраний, прослушиванием радиопередач и публичных лекций, наблюдениями природы и т.п., а также с обдумыванием вновь познанного и обсуждением его с партнерами. Последнее является непременным условием усвоения новых знаний и впечатлений на долгое время предстоящего общения с людьми.
30. Самообразование сопряжено с затратами времени, средств и сил и бывает так, что чего либо не хватает. Нехватка чего-либо – это потребность, возбуждающая «хотение» к деятельности по удовлетворению  этой потребности.
31. Серьезная, важная для жизни потребность удовлетворяется   
         напряженным трудом – работой и творчеством.
32. Серьезная интеллектуальная часть труда – творчество. Продукт творчества – то единственное  из личного достояния, что способно стать материальным или духовным носителем счастья, пригодным для распространения на множество людей и веков.
33. Творчество – это  мыслительный процесс преобразования знаний, хранящихся в памяти, в знание новое, обогащающее память, вдохновляющее разум и реализуемое в элементах культуры.
34. Творчество – непременное условие создания нового объекта культуры, обновляющего способ деятельности людей.  И потому творчество удивляет, радует творца этого знания  и побуждает его к общению с людьми для привлечения их к со-знанию добытого творчеством и к овеществлению идеи совместными действиями.
35. Творчество –  нелегкий труд.                Когда  «здесь и сейчас» не достает сил или умений на творчество, то действуют «на авось». В этом причина известного эффекта: «Хотел как лучше, а получилось как всегда».
36. Творчеством добытое знание может иметь новизну личного, группового, регионального или мирового значения.
37. При одинаковых исходных запасах знаний, обеспеченных социализацией по типовой  «программе» государственной системы образования, достигнутая новизна результата творчества зависит от творческих  начал личности.
38. Творческие начала – это совокупность потребностей, способностей и возможностей человека в труде, являющемся основой  культуры и жизни.
39. Труд состоит из двух частей - работа и творчество.
40. Работа – труд с малым применением интеллекта и большими физическими или репродуктивными умственными затратами. Суть работы укладывается в пределах инструкции, правил (технологии), доступных изучению, запоминанию и реализации.
41. Творчество – это деятельность за пределами инструкции.
42. Творчество - незаменимый повод и серьезная причина для 
         общения людей.
43. Творчеству можно не учиться, обходясь природной склонностью и естественной потребностью, возникающей по обстоятельствам  «здесь и сейчас». Это бессистемное творчество, которое обычно позволяет новизну личного и местного, группового уровня. С обретением опыта формируется своя система, которая может быть привлекательной для других.
44. Прогресс – одна из форм развития, характеризуемая переходом от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему.
45. Инновационная деятельность – социально ориентированная деятельность с выходом  за пределы нормативной деятельности, отражающая  творческий потенциал человека.
46. Мотивы – то, что побуждает  деятельность человека, ради
         чего она совершается.
47. Цель – то, к чему человек стремится в своей
         деятельности как к идеалу.
48. Мотивы социального прогресса – нормальная повседневная деятельность людей по созиданию, обновлению и обогащению человеческого опыта путем творчества и передачи накопленного следующим поколениям через культуру и обучение.
49. Цикл школьных наук обеспечивает социализацию человека.
50. Социализацией предполагается воспитание человека таким,
         как все.Фактически это неосуществимо.
51. Профессионал  обучен технологии работ так, что не затрачивает времени и энергии на обдумывание своих действий, что служит росту качества и производительности труда.
52. Дилетант – исполнитель, занимающийся каким-либо трудом   
         без достаточной для этого  технологической подготовки.
53. Опытный специалист – это профессионально обученная личность, освоившая принципы и методы творческого труда по специальности. Предпосылка творческой деятельности – быть не как все, быть особенным, не удовлетворяющимся тем, что «как у всех».
54.   Креативность – способность человека создавать
          оригинальные ценности культуры, принимать   
          нестандартные решения.
55. Семь признаков креативности: оригинальность,
         эвристичность, фантазия, активность, 
         концентрированность, четкость, чувствительность.
56. Эвристика – система логических и внелогических приемов
         и методических правил творчества.
57. Обучение творчеству – деятельность многогранная и многоцелевая, поскольку имеет отношение к человеку, его системному образованию, культуре, обществу, цивилизации.
58. Творчество многообразно по структуре и функциям и включает в себя обучение естественным и гуманитарным наукам и
         науке творчества.
59. Сущность процесса поиска творческого решения проблемы едина для всех видов творчества и различает лишь сферой приложения усилий и мастерством исполнителя.
60. Творчество – мыслительная деятельность, плохо управляемая внешними воздействиями и предполагающая
        самодеятельность - самообучение, самореализацию.
61. Самодеятельность в творчестве – это самопланирование, самоконтроль, самооценка  творчества и результата и  творческая
         рейтинговая самоаттестация  по качеству  образования.
62. Наиболее верный путь к  высокому качеству образования – через самообучение  профессиональному творчеству  с использованием самоучителя «Профессиональное творчество». Доступнее и продуктивнее всего самообучение в сфере техники и, в частности, в области автомобильной техники на примерах автомобильного двигателя.
63. Освоение самоучителя предполагает умение создать артефакт, самооценить его значимость для культуры и принять участие в смотре-конкурсе для  показа артефакта и объективной
         рейтинговой  аттестации себя по качеству образования.
64. Цель образования – становление человека культуры в период детской и юношеской социализации. Человек культуры способен реализовать все основные потенции человека: личность,  гражданин,  семьянин, культурный человек, творчески развитая личность, человек культуры, опытный специалист, Человек высокой квалификации.
65. Человек культуры осваивает на практике начала профилирующих наук: педагогического творчества, художественного творчества, научного творчества, технического творчества, организационного творчества, управленческого творчества, исполнительского творчества. Учебников по началам профилирующих наук не имеется.
66. Качество образования  личности – это степень достижения личностью цели образования. Показатель качества образования личности – творческий рейтинг в баллах, заслуженный в творческом смотре-конкурсе «Профессиональное творчество» на основе единой
         модульно-рейтинговой системы аттестации.
67. Самоуправление качеством образования – это комплексная деятельность личности, сочетающая в себе обучение по типовым  обязательным программам школы, самообучение творчеству по личной программе «Профессиональное творчество», участие в ежегодном смотре-конкурсе «Профессиональное творчество» с целью завоевания рейтинга, а также координация своих действий в учебе и самообучении с целью повышения  выпускного творческого рейтинга
         к завершению юношеской  социализации.
68. Показатель качества образования населения – это отношение численности населения, имеющего рейтинговую аттестацию, к  численности населения.
69. Качество системы образования – это интегральная характеристика  роли системы (класса, группы, школы, факультета, вуза, государственной системы образования) в становлении 
         личности и общества людей культуры.
70. Показателем качества системы образования является величина отношения численности  ее выпускников, имеющих рейтинговую аттестацию, к общей численности выпускников системы.
         Желателен рост этого показателя до 1.
71. Управление качеством  системы образования – это
         комплексная деятельность образовательной системы, сочетающая в себе организацию обучения по типовым  обязательным программам школы, содействие самообучению учащихся творчеству по личным  программам «Профессиональное творчество», содействие  организации ежегодного местного смотра-конкурса «Профессиональное творчество» с целью  объективной рейтинговой аттестации учащихся и выпускников, а также учет и обработку результатов аттестации и координацию своих действий с целью повышения доли  выпускников, достигших творческого рейтинга к периоду  завершения юношеской  социализации.
72. Для активизации движения молодежи к высокому качеству образования необходим  ежегодный государственный праздник «День профессионального творчества». В этот день вся молодежь имеет возможность демонстрировать свои достижения в творчестве.
73. Для  полномасштабной реализации принципов управления
         качеством образования необходимы методическое обеспечение  деятельности всех участников образовательного процесса на основе единых правил и норм рейтинговой аттестации учащихся и образовательных систем и государственный праздник     «ДЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА».
74.       Сочетание традиционного образования с практикой проблемного самообразования  в профессиональном творчестве - это
принцип индустрии образования,он необходим для ускоренной модернизации станы.
75.      Индустрия образования -  наиболее интенсивное, усердное возвышение квалификации национальных кадров  в обучении      для 
         задач модернизации труда  во всех сферах деятельности.
76.      Первоочередной государственной задачей индустрии образования РФ стоит создание в школах всех типов организационно-методических условий (КЛУБОВ) для деловой игры "Профессиональное творчество" многоцелевого назначения.
77.      Материально-кадровой основой  названной деловой игры предлагаются школьный и региональный клубы деловой игры "профессиональное творчество" с целью укрепления физического, морально-психологического, интеллектуального и патриотического потенциала молодежи  в практике индивидуально-коллективного, публичного проблемного самообразования  по  комплексам проблем, имеющих высокую актуальность в России и ее регионах.
78.     Методологическую базу индустрии образования готовит "Дом учителя", создаваемый на основе  действующего педагогического совета школы, а к разработке комплекса актуальных проблем привлекаются родительский комитет, совет попечителей и старшеклассники школы.