Комментарии к ООНовским материалам

Уладзимир Траццякоу
Отклик на проект Коммюнике 63-й Ежегодной конференции НГО, ассоциированных с ДОИ/ООН.

Тема конференции «Продвижение глобального здоровья и успехи в осуществлении ООНовской программы «ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ»
      
Составлены по предложению Оргкомитета конференции проф. В.Н.Третьяковым, Представителем МНОО «МАИТ» при ДОИ/ООН

              Сокращенный перевод с английского автора

20 августа 2010 в Коммюнике, за 10 дней до открытия Конференции, мной предложено внести следующие дополнения:
 
  * Среди проблем здоровья большего значения имеются такие, которые не связаны с программой «ЦРТ». В самом деле, глобальное здоровье можно трактовать так, чтобы оно включало и глобальное моральное здоровье, являющееся причиной многих, если не всех упомянутых в Коммюнике негативных проявлений. Именно из-за низкого уровня морального здоровья людей, не преодолевших своих животных инстинктов жадности, зависти, агрессивности, которые являются корневыми причинами насилия, войн, коррупции и жажды обогащений, мир разделен на страны развитые и развивающиеся, а все население – на миллиарды “золотой”, “голодный” и “незолотые”.

  * Лидеры государств имеют немалые возможности воздействия на социальные проекты. Способствуя повышению морального уровня в своих странах, они показали бы себя как политики, наделенные высоким чувством планетарной ответственности  и осознающие всю остроту угроз, нависающих над миром. Кроме того, здесь просматривается причинная связь чем чище моральный климат общества, тем лучше физическое и психическое здоровье of citizens . Это значит, что лидеры государств имеют основания одобрить в том или ином виде Всеобщую Декларацию Планетарной Ответственности как новый документ международного законодательства, имеющий не меньшее значение, чем Всеобщая Декларация Прав Человека. Подобные предложения объединить права человека и обязанности человека делались международными НГО и отдельными лицами начиная с 1997 г. Объявленные с высокой ООНовской трибуны, эти оба документа дали бы дополнительные стимулы для человеческого развития, обеспечивая в частности программы «ЦРТ» настоящую и будущие.

  * Имеются основания воспринимать угрозы, вызванные человеческой деятельностью, как более серьезные и драматичнее по последствиям, чем угрозы космические и планетарные, если принять во внимание несдерживаемый рост народонаселения с его установкой на рост потребления, поощряемый СМИ, что в результате ведет к обезлесиванию, ухудшению условий существования, усугубляет нехватку невозобновляемых ресурсов, пищи, чистой воды и свежего воздуха, к военным конфликтам и террористическим актам. Все это позволяет считать разумным инициировать создание Комитета по Цивилизационной Безопасности  из экспертов и представителей государств в составе Совета Безопасности ООН.

  * Антропологи и эволюционисты утверждают, что благодаря эволюционным преимуществам племенного существования, отбор по разуму закончился слишком быстро, уже несколько десятков тысяч лет назад, и наш разум, хотя и оказался способным создать могучую цивилизацию, имеет опасные качества эволюционной отягощенности. Но, говоря оптимистически, это значит, что, преодолев эти качества, люди могли бы подняться на более высокий уровень эволюционного развития. Фридрих Шиллер мог бы привести здесь дополнительный аргумент: “Просвещенный разум облагораживает моральные чувства; голова должна воспитывать сердце.”

Таким образом, преодоление эволюционной отягощенности мышления педагогическими средствами является даже не пожеланием, а императивом выживания. Этот вывод мог бы поддержать Альберт Эйнштейн, который некогда сказал: “ Значительные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены при том же уровне мышления, на котором мы были, когда создавали их”. Глобальные проблемы, в течение нескольких декад не поддающиеся разрешению, являются именно такими проблемами. Более того, приоритет образования “учить знаниям” в мире, перегруженном информацией, является устаревшим; “учить мыслить широко и творчески” – это то, что должно прийти ему на смену.
 
Запустить этот процесс перестройки образования в мире и участвовать в его осуществлении – это могло бы быть одной из задач ООНовского Комитета по Цивилизационной Безопасности, при том что важнейшей должна была бы быть, конечно, задача создания стратегии цивилизационного развития  и корректирования ее “по ходу жизни”.

  * Джордж Бернард Шоу высказал такую мысль: "Декарт, возможно, получал от жизни большее наслаждение, чем Казанова". Что, если большинство людей лишены интеллектуальных радостей творчества потому только, что образование не было нацелено на воспитание более умных людей? Тогда моральным императивом для тех, кто может как-то способствовать этому реформированию, может послужить направленность на соответствующие социальные проекты. Международные НГО, более мобильные, чем государственные структуры, могли бы инициировать этот процесс, используя счастливую возможность действовать под эгидой ООН.

В качестве приложения к комментариям я дал линки на свои тексты, дополняющие и обосновывающие предложенное (почти все это есть в сб. Императивы выживания человечества):

  1. Создание системы цивилизационной безопасности 3-го тысячелетия.
  2. Институциональная и стратегическая несостоятельность интеллигенции в цивилизационном процессе.
  3. Неотложное создание Всемирного Интеллектуального Веб-Ресурса.
  4. Всеобщая Декларация Планетарной Ответственности Человека (проект).
  5. Все человечество может оказаться в дураках.
  6. Панорамное мышление как научное понятие.
  7. Дефицит панорамного мышления как атавизм человеческой цивилизации.
  8. Новое измерение прав человека.
  9. Комментарий ко Всеобщей Декларации Прав Человека.
  10. Тезисы выступления, предложенные для озвучивания на дебатах "Цивилизации и вызовы глобальному миру и безопасности" (Штаб-квартира ООН, май 2008 г.).
  11. Смертельная опасность узкой “специализации”.
  12. Рекомендации Природы международным институциям.
  13. Предложение по созданию Комитета по Цивилизационной Безопасности в состав Совета Безопасности ООН.
  14. Две креативности, сексуальная и интеллектуальная, а такие разные.

  Названы и другие использованные источники:

  1. Ishiguro Yuji.  One-Billion World. – Rio-di-Janeiro: BookLink, 2010.
  2. Brunner H. Winfried.  Your Book for Global Leadership, 2nd ed., USA , 2010.

Прим. 30 августа 2013 г. Что было учтено, что не учтено -- не имею понятия. Отклика на мое предложение не было. Правда, у нас в МАИТ считают, что на многочисленных ООНовских блогах и сайтах места для подобного рода экспертных оценок находится. Все-таки, мол, нужно же ООНовским экспертам учитывать, то что приходит от их организаций, имеющих ООНовскую регистрацию.