К 80-летию Российского Государственного
архива кинофотодокументов (РГАКФД)
1918 год. Всего 79 лет прошло с появления первого дагерротипа, только 23 года тому назад братья Люмьер изобрели киноаппарат, а в нашей стране, истерзанной гражданской войной, пытаются создать условия для государственного хранения фотографий и киносъемок, понимая, что это исторические документы, отражающие культурную, политическую и экономическую жизнь народа.
Декретами советской власти 1918-1919 годов были национализированы фотоальбомы и фотоматериалы дореволюционного и послереволюционного времени. Учет, использование и производство кинофотопродукции перешли в руки государства.
4 февраля 1926 года был принят декрет СНК РСФСР о создании специального архива и концентрации в нем кинофотодокументов. В октября этого же года Коллегия Центрархива приняла решение о создании учреждения, название которого неоднократно менялось, а с 1992 года оно стало называться - Российский Государственный архив кинофотодокументов.
В 1927 году для хранения кинодокументов, переданных из Архива Октябрьской революции (АОР), было приспособлено специальное помещение, однако при этом, часть кинофотодокументов оставалась в музеях, научных учреждениях и прочих организациях.
В Москве в 1928 году на территории Лефортовского дворца было выделено одно из зданий под архивохранилище.
В 1934 году утверждено Положение, по которому архиву дан статус научно- исследовательского учреждения, осуществляющего собирание, хранение, систематизацию, научную и техническую обработку фонофотокинодокументов. К этому времени в архиве собрано более 7 тыс. фотопозитивов, 38 тыс. фотонегативов, 185 альбомов и свыше 4,5 тыс. единиц хранения кинодокументов.
Репрессивный молох государства не оставил в стороне и архивных сотрудников. Один за другим были осуждены два директора архива, реабилитированные в 1957 году, В.Д. Зубков и А.Г. Даугель (посмертно).
Во время Отечественной войны часть архивных материалов была оставлена в Москве, а наиболее ценные материалы эвакуированы сначала в г. Саратов и вскоре переведены в г. Чкалов (Оренбург). В эвакуации сотрудники архива старались сохранить документы, которые находились в неприспособленных помещениях, бережно просушивали и проветривали их, оберегая от плесени и пыли.
Еще не закончилась Великая Отечественна война, а 8 мая 1944 года архивные материалы были возвращены из эвакуации в Москву. И вот новый переезд, с 26 января по 1 апреля 1953 года РГАКФД перебазировался в подмосковный город Красногорск, где построены специализированные хранилища: в 1961 году подземное, а в 1982 году – 9-этажное современное здание.
Указом Президента РФ от 2 апреля 1997 года № 275 РГАКФД был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Архив имеет мировую известность, в нем хранятся работы видных мастеров фотографии: М. Альперта, Д. Бальтерманца, К. Булла, Г. Деньера, С. Левицкого, М. Наппельбаума, П. Оцупа, А. Савельева, В. Тарасевича, А. Шайхета, блистательных кинодокументалистов: Л. Варламова, Д. Вертова, В. Ерофеева, Р. Кармена, И. Копалина, А. Медведкина и многих других.
К самым ранним фотодокументам, хранящимся в архиве, относятся снимки периода Крымской войны в виде альбома «Севастополь в 1855-1856 году». Есть в архиве и фотодокументы боевых операций русских войск в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, документы, относящиеся к русско-японской войне, в частности, фотографии, сделанные штабс-капитаном артиллерии Корсаковым во время обороны Порт-Артура, на которых изображены вице-адмирал С.О. Макаров и художник В.В. Верещагин.
Дореволюционные фотодокументы РГАКФД обработаны и изданы в виде прекрасного альбома «Российская империя в фотографиях», конец XIX – начало XX века (ЛИКИ РОССИИ, Санкт-Петербург, 2004). В него включены фотографии по следующим разделам: императорская семья; великокняжеские семьи; портрет российской империи (две столицы, по городам и весям, русская деревня, окраина империи); грани российской жизни. Альбом, который упомянула, представляет в фотографиях Россию, которую нельзя не любить и не гордиться ею.
Писатель Иван Бунин сказал печально: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, всю эту мощь, сложность, богатство, счастье».
В 2002 году РГАКФД посетила Ольга Николаевна Куликовская-Романова, а в 2005 году глава русского императорского двора Мария Владимировна Романова, которым показали уникальные фотографии их предков, сделанные придворным фотографом К.Е. фон Ганном.
В архиве находятся и первые киносъемки, к примеру, коронация императора Николая II, выходы императорского двора, парады, смотры. Здесь хранятся фотодокументы, относящиеся к I мировой и Гражданской войнам, к Октябрьской революции, кино и фотодокументы Великой Отечественной войны, подписание акта о капитуляции Германии, кадры послевоенного времени, восстановление разрушенного войной хозяйства страны. Здесь записи съездов, пленумов КПСС, освоение целины и строительство БАМа, первый полет советского человека в космос, международные связи СССР.
Более 100 тыс. фотографий оставили в памяти народа боевые действия во время Великой Отечественной войны, трагизм отступлений и радость побед, суровые будни войны и тыла. Простые солдаты и знаменитые полководцы на этих фотографиях зафиксированы фотокорреспондентами на всех участках фронтов. Сколько фотокорреспондентов и кинодокументалистов не вернулись с войны, выполняя задания и служа Отечеству!
Хочется рассказать хотя бы о нескольких фильмах этого периода, хранящихся в архиве.
В дни, когда мы отмечаем 65-летие контрнаступления советских войск под Москвой и первое поражение Германии во II Мировой войне, как не вспомнить документальный полнометражный фильм «Разгром немцев под Москвой», созданный в 1942 году режиссерами Л. Варламовым и И. Копалиным. Этот фильм был отмечен престижной наградой «Оскар».
Кинооператоры во время войны сняли фильм «Черноморцы» о защитниках Одессы и Севастополя, и фильм «69 параллель» о моряках Северного флота.
В фильм «Сталинград» режиссера Л. Варламова (1943) вошли документальные кадры снятые 15 операторами, зафиксировавшими подвиг советских солдат с августа 1942 года по февраль 1943 года.
Страна восстанавливала разрушенное войной хозяйство и в архиве сотни фото- и кино документов этого периода. В 1948 году вышел фильм режиссеров И. Копалина и И. Сеткиной «День победившей страны». Для этого фильма 14 августа 1947 года около ста операторов осуществляли съемку по всей стране.
В фотолетописи и кинодокументах освещена попытка государственного переворота 19-21 августа 1991 года и расстрел Белого дома в 1993 году. Это события, современниками которых мы являемся, и которые уже становятся историей.
В фондах в настоящее время хранится 232414 единиц кинодокументов, эта цифра включает 43 644 названия документальных фильмов, киножурналов, кинолетописных съемок; 1090793 единицы фотодокументов. С 1992 года стали принимать на хранение и видеодокументы, в архиве их уже 2000 единиц.
Материалами фонда пользуются как частные лица, так и организации. За последние годы многие члены семей репрессированных обращались в архив за фотодокументами, и сотрудники архива старались помочь им найти нужную информацию.
Артист балета Большого театра В. Васильев просил подготовить материалы об О. Лепешинской и ее муже генерале А. Антонове к юбилею балерины. Для Галины Вишневской и Мстислава Растроповича был составлен альбом фото и кинодокументов, отражающих их творческий путь. Интересная работа была сделана для создания альбома к юбилею С. Михалкова. Этот альбом был подарен президентом поэту-патриарху.
Архив помогает подобрать материалы при создании музеев, мемориальных фондов, художественных и документальных фильмов, телепередач, музейных экспозиций, книг, монографий и т.д. Так за первое полугодие 2006 года документы РГАКФД были использованы в 38 художественных и научно-популярных фильмах, в 151 документальном фильме, 44 телепередачах. Документы архива широко использовались ОРТ при создании передач «Лубянка», «Кремль 9», «Кумиры», фондами архива пользуются и телевизионные каналы «Культура», «ТВЦ», «Россия», «НТВ» и другие.
Ежегодно архив посещают свыше 5 тыс. посетителей. Чтобы принимать такое количество людей, РГАКФД нужны новые площади для читальных залов и дополнительные звукомонтажные столы.
Вот уже 20 лет руководит РГАКФД Людмила Петровна Запрягаева, член Союза кинематографистов России, заслуженный деятель культуры России. Она занята важным для страны делом, и ее труд по достоинству оценен государством. Людмила Петровна награждена орденом «Знак Почета», медалями и знаками «Отличник архивного дела», «Почетный архивист».
Благодаря реализации целевой программы «Культура России», в последние годы значительно укрепилась материально-техническая база: установлены новые кондиционеры для обеспечения оптимального температурно-влажностного режима в архивохранилищах; приобретена машина для реставрации кинопленки.
Архив при поддержке Фонда Форда создает электронный каталог фотодокументов, при поддержке Фонда Сороса - электронный каталог кинодокументов, размещенный в Интернете для бесплатного доступа отечественных и зарубежных пользователей.
В планах архива - перекопировать весь фонд на современные носители информации, заменить устаревшую видеотехнику. Все эти работы требуют значительных затрат.
В 2004 году на научном совете РГАКФД была принята Концепция развития архива на 2005-2015 гг.
В архиве ведется огромная работа по реставрации пленок, фотонегативов - стеклянных и пленочных. Сотрудники архива освоили приемы электронной реставрации изображения. Разработанный И.М. Карским физико-химический метод реставрации фотонегативов значительно улучшает качество документов.
Важной задачей архива сегодня является перевод киноизображений с нитроцеллюлозной на триацетатную основу, т.е. на негорючую пленку. Для этого нужна государственная поддержка, так как такая пленка в России не производится и требуется закупка ее за рубежом.
Работа по консервации и реставрации документов будет продолжена. Выполнение всех этих планов во многом зависит от бюджетного финансирования.
Большое значение придает архив подготовке отечественных и зарубежных выставок. Так, в 1992 году РГАКФД совместно с фондом социального развития устраивал выставки: «Преступления вермахта» - это был первый показ в Германии жутких преступлений против человечества; «Царские охоты в Беловежской пуще» (Польша); «Гулаг: трудовые лагеря России и борьба за свободу» (США); «Стратегия Победы. Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны», «Император Александр III и императрица Мария Федоровна» и др. В дни перезахоронения российской императрицы Марии Федоровны на выставке в Манеже Санкт-Петербурга были представлены 124 фотографии царской семьи.
Архив принимает участие в международных и отечественных кинофестивалях. В 2006 году состоялись фестивали в Австрии, Испании и Германии, для чего архив предоставил уникальные кадры хроники испанского фашистского путча.
Коллекция незвукового кино РГАКФД на кинофестивале в Италии получила золотую медаль.
На кинофестивале документального кино «Россия» в Екатеринбурге - главного фестиваля неигрового кино в нашей стране - РГАКФД вручает свой приз-диплом за лучшее использование кинодокументов.
РГАКФД публикует фотодокументы и статьи в журналах: «Отечественные архивы», «Исторический архив», «Родина» и т.д. В.Н. Баталин подготовил справочно-информационное издание «Кинохроника в России. 1896-1916 гг.: Опись киносъемок, хранящихся в РГАКФД».
Когда-то все начиналось с 4-х сотрудников, сегодня коллектив РГАКФД насчитывает 181 сотрудника. Это профессионалы, служащие в архиве годами, десятилетиями во имя сохранения документальной истории страны. С какой нежностью говорит директор о сотрудниках архива, зарплата которых балансирует на грани прожиточного минимума, они - настоящие подвижники, беззаветно преданные своему делу!
Валентина Владимировна Борисова, проработавшая 30 лет в Красногорском архиве, в стихотворении «Белые одежды» выразила свои впечатления от этого труда так:
«И оказалась в дивном храме,
Где Русь Историю хранит,
Подобно той библейской драме,
Где дух бессмертия царит».
Действительно, Российский Государственный архив кинофотодокументов – храм истории России.
17.11.2006