Чтобы враг знал

Данькова Валентина
Кажется, вчера праздничный салют в честь 70-летия освобождения расцветил небо над  Таганрогом. Время уносит  памятную дату, но мы и сегодня благодарно думаем о тех, кто приближал свободу. В числе героев – кавалер ордена Отечественной войны  подпольщица Ирина Евгеньевна Болдырева.
- Я родилась в Таганроге, - рассказывает Ирина Евгеньевна, - за мужем – офицером,  колесила по стране, но вернулась на Родину. Трудно расстаться с землёй, в которой покоятся отец, мои ровесники – товарищи по подполью, расстрелянные фашистами... Нападение немцев, конечно,  шокировало, но все были уверены в нашей скорой победе. Мечтая с детства стать врачом,  в августе 1941 года я поступила в Ростовский медицинский институт. Мы проучились едва полмесяца, как нас отправили рыть окопы.
Когда угроза захвата области стала неминуемой, она вернулась домой.
- А 17 октября я увидела немцев, мчавшихся на ревущих мотоциклах по Октябрьской улице в сторону порта... Новоявленные «хозяева» расстреляли десять, а потом повесили шестерых таганрожцев, а нас гоняли на устрашение, – вспоминает Ирина Евгеньевна. -  Я жила в Комсомольском переулке: наискосок – в пятнадцатой школе немцы разместили госпиталь, а родную вторую школу имени Чехова осквернили гестапо…
От знакомых Ирина узнала о подпольщице Н.А.Кубаревой. Так она оказалась в отряде этой отважной женщины.
- Под началом Натальи Алексеевны была детвора и молодёжь, но мы поклялись мстить и очень старались. Члены нашего отряда и я «доставали» патроны и оружие, бумагу и копирку для листовок, записывали сводки, расклеивали листовки… Делали, что могли, чтобы враг знал, покорить нас невозможно…
Свою мечту – лечить людей, Ирина Евгеньевна всё же осуществила, окончив после войны Таганрогскую медицинскую школу. Свыше тридцати лет помогала больным преодолевать недуги. Вернувшись в Таганрог в 1978 году, вела большую работу по созданию городской ветеранской организации, встречалась с молодёжью.
А рассказчица она замечательная и сейчас. Её памяти позавидует и молодой: в течение полуторачасовой беседы не теряла  мысль, свободно называя имена, адреса семидесятилетней давности.
В канун  девяностолетия Ирины Евгеньевны мы желаем ей здоровья, добра, тепла, радости и преклоняемся перед её мужеством.