Мысли о Грузии

Вячеслав Вячеславов
Прожив в Грузии 25 лет, и, вовремя уехав из неё, невольно продолжал следить за интереснейшими событиями, последовавшими после распада СССР. Всего этого следовало ожидать: в советское время все республики СССР жили припеваючи, но народ, точнее, некоторые экстремалы, у нас их тоже полно, считали, что русские их обирают, оккупировали, но это возмущение было «кухонным». Да, были волнения, но их жестоко подавляли, точно так же и с русскими обращались в Новочеркасске, Краснодаре.

И вот сдерживающий центр исчез, и всё полетело под откос. Грузины дорвались до свободы и первым делом передрались между собой. К власти пришёл никчёмный авантюрист, сынок писателя Константина Гамсахурдии, Звиад. Убили. И снова начали бузить, пока не поняли, что нужна сильная рука. А такая рука была в виде Эдуарда Шеварднадзе. Ему не привыкать управлять. Но кое-где он всё же дал слабину и американцы решили поставить своего ставленника — Мишико.

Что дальше последовало не мне Вам рассказывать, сами всё знаете. Да, все аплодировали, когда ему, якобы, удалось победить коррупцию, выгнал в Россию всех воров в законе. Почему российские власти их с благодушием приняли и разрешили действовать на своей территории, это другой вопрос.

Но многие, в том числе Тина Канделаки, Нино Бурджанадзе, писали, что эта коррупция ушла в высшие эшелоны власти, где Мишико был бесконтролен и делал всё, что хотел, то есть жил, роскошествовал за счёт народных средств. А кто этого не делает?! Все делают. Он не исключение.

Мишико оказался у разбитого корыта, как и вся Грузия. Всё там очень неопределённо, амбиции грузин не дают им признать, что без России у них ничего не получится. Промышленность уничтожена. Живут от земли, которой там не так уж и много, ну и перепродажей товаров, своего ничего нет, а если и есть, то мизер. Ну и тем, что присылают уехавшие в Россию, а их не так уж и мало, и эта сумма составляет 20% ВВП Грузии. Не хило.

    Сегодня прочитал у Василия Колташова, руководителя Центра экономических исследований ИГСО статью о положении в Грузии:

"2008 год начал не только мировой кризис, но и стал экономической катастрофой для Грузии. Что произошло? А дело в том, что у Михаила Саакашвили, у американского капитала и у властей были определённые планы на Грузию. Не правда, что администрация президента Саакашвили не имела никакого плана развития страны. Она имела этот план, и этот план строился на том, что должен прийти в страну иностранный капитал, для него нужно создать условия, и Грузия станет неким дополнением Китая с дешёвой рабочей силой. Т.е. в каком-то смысле запереть грузинскую рабочую силу, и сделать рынок привлекательным для капитала. Повсеместно грузинские власти распространяли рекламные буклеты, где говорилось о том, что в Грузии вы можете набирать и увольнять без всяких ограничений, в Грузии рабочая сила совершенно беззащитна, в Грузии нет никаких социальных издержек, в Грузии полностью либеральная экономика. Однако ничего из этого не вышло. Что, кстати, не помешало либеральным теоретикам воспевать Грузию эпохи Саакашвили. Так в России вышла книжка «Почему у Грузии получилось». На самом деле, у Грузии ничего не получилось, потому что когда разразился мировой кризис, этот план уже совершенно не годился для развития грузинской экономики».

И мне стало смешно от желания американцев сделать грузин рабочей силой. В советские времена они не работали. На всех чёрных работах трудились русские, армяне, греки, а грузины ими управляли, от прораба и выше. Правда, в торговых рядах они были, в пивных ларьках, и в магазинах продавцами женской одежды. Помню, пятнадцатилетняя дочка моей соседки, Манана пошла в магазин выбирать бюстгальтер и продавец, амбал под два метра радостно удивился выбранному размеру:

— О-о! У тебя уже такие большие груди!

Можно представить, как было неприятно это слышать девочке! На Юге и Востоке так принято: мужчина торгует, всегда идёт впереди, а женщина семенит сзади.
Поэтому я и рассмеялся над словами Колташова и замыслами американцев. Грузины никогда не будут «дешёвой силой»! Они, скорей, сделают новую революцию, свергнут тех, кто им такое предложит, и до конца своих дней будут проживать в гордой нищете, или же завезут новую рабочую силу. У Иванишвили было такое предложение: завезти из-за границы работящих людей, которые и поднимут экономику Грузии. Миллиардер точно знает, какие работники из грузин, хреновые. Завезли две тысячи людей, дали им землю.  Правда, больше об этой затее я ничего не читал, как они там, прижились или домой удрали?

Но знаю, что турки активно внедряются в Аджарию. Сейчас их в Батуми тридцать тысяч. И они не на подсобных работах, а в управленческих и торговых. Про турок грузины ничего не возражают, генетическая память жива, не в первый раз быть рабами турок.

 В заключение Василий Колташов написал: «Сейчас Грузия получает шанс что-то изменить. Страна полностью либерализована, т.е. в ней нет ни трудового права, коммерциализирована и приватизирована медицинская сфера, с образованием дела обстоят очень плохо. Но началось обратное движение – появились трудовые права, и есть надежда, что Грузия будет постепенно выкарабкиваться из этой пропасти, а, тем более, что в обществе есть сильное чувство оптимизма и больших надежд. Эти надежды не связаны, конечно, напрямую с Россией, но, тем не менее, часть из них связанна с Европейским Союзом. Но фактически для Грузии перспективным является сближение именно с соседними экономиками. Именно на этой почве страна действительно сможет развиваться, а соседями ее, конечно, в первую очередь являются такие страны, как Россия, Армения, и, будем надеяться, Азербайджан".

А вот и свежие новости Георгия Зедгенидзе о возрождении аджарского сепаратизма:

«Недавно на реке Чолоки, отделяющей Аджарию от остальной Грузии, состоялась акция с требованием ввести в стране новый праздник: День освобождения от Османской империи – 17 августа. Речь идет о Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, в результате которой древняя грузинская провинция Аджария, условно говоря, вернулась в состав Грузии. Условно – потому что Грузии как таковой тогда уже не существовало: были Тифлисская и Кутаисская губернии Российской империи. Тем не менее, грузинские просветители во главе с Ильей Чавчавадзе объявили это событие «восстановлением исторической справедливости и возвращением Аджарии в материнское лоно».

Организатор митинга у реки Чолоки – лидер партии «Грузинское собрание» Джонди Багатурия – открыто говорит, что если Турция не откажется от экспансионистских планов в отношении Аджарии, то «на грузино-турецкой границе вновь появятся российские пограничники», выведенные оттуда в далеком 1998 году. И хотя 1878 год – еще дальше, последние события доказывают, что «аджарская партия» Москвы еще окончательно не сыграна».


                Ставрополь-на-Волге