Усадьба Сукачёва в Иркутске

Лилия Фрайзингер
Владимир Платонович Сукачёв родился 14 июля 1849 года в городе Иркутске. Будучи городским головой, он много сделал  для города за время своей работы. За двенадцать лет   Сукачев организовал пять школ для детей. В том числе - бесплатную женскую гимназию, которая располагалась прямо в его усадьбе. Много сил и средств он вложил в создание специальной школы для слепых. С детства его семья сформировала у него художественный вкус. Он создал первую картинную галерею в Сибири, в родном городе, приобретая картины на свои средства.
Архитектура усадьбы подробно никем не исследовалась. В 1880 году Владимир Платонович хотел приобрести землю под дачу. Точная дата приобретения земли неизвестна. Примерно в это же время  им была куплена земля (Какуевская заимка).  Все здания музейного комплекса построены в XIX веке, примерно в 1882-1888 году. Усадьба была выполнена в интересном стиле для Иркутска: здесь переплетается русский, азиатский и украинский стиль. Самая высокая точка усадьбы это обвитый канатом, якорь на крыше. Существует несколько мнений, почему якорь находится в таком необычном месте: первое  мнение, что Владимир Платонович после своего долгого отсутствия в городе (учёбы в Санкт-Петербурге и жизни на Украине), он приехал сюда с женой и с двумя детьми. Они кинули свой якорь, который символизирует, что здесь их корни и что усадьба  является  их домом. Второе мнение, почему якорь находится на крыше,  жену  Владимира Платоновича звали Надежда, как известно якорь символ  ощущения, чувства надежды. Третье мнение, что Надежда была из рода Юферовых, и этот род имел непосредственное отношение к российскому флоту и, возможно, поэтому якорь появился на крыше одного из домов усадьбы  Сукачёва.
В архитектуре усадьбы были использованы все достижения сибирских мастеров. Прошедшие изменения в облике здания были связаны с перепланировкой парка. Фасад под четырёхскатной крышей дома был богато украшен декоративными элементами. Усадьба Сукачёва по некоторым источникам была спроектирована им самим. Одна из версий гласит, что архитектор и художник Н.Н. Каразин проектировал усадьбу Сукачёва, так как другие здания, проектированные им в Иркутске очень похожи на неё.
Ему, например, нравилась пропильная резьба, которая есть в усадьбе.
Вскользь упоминают, что В.П. Сукачёв увлекался Монголией, Китаем и Востоком,  поэтому были построены драконы на фронтонах. Считается, что драконы охраняют жителей усадьбы. Потом появились на окнах наличники, похожие на монгольские шапки. Снаружи были изготовлены карнизные пояски, кронштейны, были заполнены фронтоны. В усадьбе была единственная каменная пристройка, где сейчас находится Зимний сад. Художественное решение внутреннего пространства было выполнено с применением штукатурных тяг и фризов в виде геометрических орнаментов. До последнего времени были отреставрированы и открыты для посетителей три дома — гостевой, службы с конюшней и дом прислуги. Потом был открыт четвёртый дом —  картинная галерея. Раньше на территории было 17 построек в XIX веке, сейчас их 5. Это картинная галерея главное здание, дом прислуги, в котором находится экспозиция, конюшня, в которой тоже проходят выставки, одноэтажное здание гостевой флигель и беседка с хозяйственными постройками. Были изготовлены паркетные полы, кессонные потолки, гипсовый фриз и лестница с точёными балясинами. Это всего лишь версии, выдвинутые исследователями усадьбы, которые занимались её реставрацией.
 До 1914 года в этом музейном комплексе жила семья Сукачёва.
 После смерти Сукачёва жена передала доверенному В.Б. Шостаковичу записку, что усадьба будет отдана Советским властям. И в 1920 году она перешла в  введение Иркутского губернского отдела народного образования.  Это способствовало тому, что усадьба была сохранена. Школа для девочек это последнее здание, которое может быть отреставрировано.
После революции в них была коммунна, детский дом, детский сад, хозяйственные постройки, «Дунькин сад»,который считался детским парком народных гуляний.    Идея реставрации усадьбы принадлежит мэру Иркутска тех лет Юрию Шкуропату.  В  дальнейшем реставрацию усадьбы продолжил следующий мэр - Борис Говорин. А заканчивалась она при Владимире Якубовском.  Реставрационная мастерская «Традиция» занималась  проектами музейного комплекса. Сейчас на реставрации находится здание школы для девочек. Неизвестно, когда оно будет отреставрировано. 
С февраля 1995 года усадьба стала памятником федерального значения. 
В наши дни мемориальная усадьба стала национальным достоянием города Иркутска. 




 Расшифровка некоторых архитектурных терминов: 




ПОЛОТЕНЦЕ
          1. Вертикальная деревянная полоса с узорным краем (часто и со сквозной резьбой), несколько выдвинутая над фоном фасадной стены либо закрывающая торцы ее брёвен. 2. Створка двери или окна, имеющая с краю вертикальную ось вращения.



Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.


Фронто;он (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.



Кессонный потолок является очень дорогим и очень красивым вариантом. По сути такой потолок представляет из себя деревянные плиты, наклеенные на базовый потолок. Данные плиты могут быть как гладкими, простыми, так и совершенно непростыми: с барельефами, лепниной и резьбой. Но даже самые простенькие кессонные потолки – это уже повод для гордости. Гостиная, отделанная кессоном – это уже фактически дворцовая зала.


Баля;ясины в архитектуре — невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.; изготовляются из дерева, камня, металла, бетона и др.


Тяга (в архитектуре) —
Тяга в архитектуре, горизонтальный профилированный поясок, выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, состоит из нескольких обломов.

 ( В статье использованы материалы директора музея Е. С.Зубрий и  с сайта музея Сукачёва.)