Джон Гилл. Чума сердца человеческого

Инквизитор Эйзенхорн 2
ЧУМА СЕРДЦА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
Джон Гилл (1762)

Каждый человек должен знать чуму сердца своего
3 Цар.8.38 KJV

Полностью стих звучит так: "При всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем и прострут руки свои к храму сему".
Эти слова являются частью молитвы, которую Соломон вознес Богу при освящении Храма. После того как он обратился к Божественному Существу с упоминанием нескольких Его атрибутов и выразил свое восхищение, что Он может жить на земле среди людей, Соломон просит у Бога милостиво ответить не только на эту молитву, но на все будущие молитвы израильтян о народе или о конкретных людях, которые будут совершены. Более конкретно он умоляет Господа, чтобы Его люди уразумели бедствие своего собственного сердца, обеспокоились им и обратились к Нему за помощью, чтобы Он услышал и простил. Таков смысл этих слов; я постараюсь теперь:
I. Показать вам, что такое чума сердца, которую имел в виду Соломон, и что нам следует извлечь из его слов.
II. Что значит знание нами чумы сердца своего. Я говорю лишь о некоторых людях, потому что кажется ясным по самому выражению, что многие не знают ее.
III. Что могут сделать люди, осознав таким образом чуму сердца своего, как они могут простереть руки к Господу и прибегнуть к святому храму Его в надежде на Его помощь и прощение грехов.
I. Я спрошу сначала, что подразумевается под чумой сердца, и  что мы можем узнать из этого выражения: каждый должен знать чуму сердца своего.
В первую очередь это означает, что сердце человека не цело и не здорово. Оно больное и расстроено, оно поражено весьма тяжкой болезнью, ибо что опаснее, чем чума? Болезнь сердца человека есть грех, и, в частности, пребывающий грех, грех нашей природы, который имеет место в нашем сердце. Каждый грех есть болезнь, как это видно из того, что говорит псалмопевец: "Он прощает все беззакония твои, и исцеляет все недуги твои" (Пс. 103.3). Здесь болезнь и беззаконие представлены одинаково, и исцеление недуга приравнивается к прощению греха.
Если каждый грех - это болезнь, то особенно это относится к пребывающему греху, или греху нашей природы. Это естественный и наследственный недуг для сынов человеческих, как болезни, которые непременно переходят от родителей к детям; таков же в моральном смысле и грех нашей природы. Мы по своей природе чада гнева, и причина в том, что мы по своей природе грешники, в противном случае мы не могли бы быть по природе чадами гнева. Грех стал естественен для нас; для любого из падшего рода Адама естественно грешить, так же как совершать многие другие действия. Грех естествен для людей потому, что получен ими естественным образом. Он наследствен; мы рождены в грехе и в беззаконии зачаты, будучи преступниками от чрева. Нашим прародителем был Адам, и поскольку мы происходим от него, мы вовлечены в падение как его потомство, ибо кто может родиться чистым от нечистого? Ни один.
Эта болезнь является заразной и повсеместной, все испорчены ею, все страдают от нее. Есть болезни, в естественном смысле, которые называются эпидемическими, которые, когда они приходят в деревню, город или страну, захватывают их целиком, но какой бы всеобъемлющей ни была эпидемия, всегда есть некоторые, кто избегают ее; но в этом случае, нет ни одного такого из потомков Адама На протяжении почти шести тысяч лет не было одного из потомков Адама, которые избежали бы этой болезни; исключение есть лишь Человек Христос Иисус, Который не пришел от него через обычное родословие, иначе все человечество было бы заражено этой чумой. Апостол говорит: "Все под грехом, как иудеи, так и эллины" (Рим.3.9), то есть все части человечества; все они под властью греха, все участвуют в его вине, все ответственны и подлежат наказанию за него. Это касается всего человечества, ибо все оно согрешило в своем первом главе Адаме; все согрешили и лишены славы Божией. Да, Иегова смотрит с небес на сынов человеческих, их качества и дела результат этого исследования в том, что "они все сошли с пути, до одного негодны, нет никого, делающего добро, нет ни одного" (Рим. 3.10-12). Если бы хотя бы один человек был свободен от этой заразы, око Божие несомненно заметило бы его. Это означает, что нет ни одного человека, который избежал бы этого; заражено все тело и все члены его, вся душа и все ее способности. О человеке в целом можно сказать, как и о народе Израиля:  "вся голова в язвах, и все сердце исчахло". Вот какова эта зараза.
Эта болезнь крайне тошнотворна и отвратительна. Псалмопевец говорит о ней: "чресла мои полны воспалениями" (Пс. 38.7). Так он относился ко греху, его плодам и следствиям, ибо он видел что "не было целого места в плоти и в костях моих" (Пс.38.3), из-за греха. Это заболевание делает человека отвратительным Иегове, ибо Его очи слишком чисты, чтобы созерцать беззаконие. Это болезнь, которая заразила человечество от начала, поэтому падший сын Адама говорит, что он ненавидит тот день, когда родился. Такая зараза, как эта, не может не быть отвратительной в глазах Бога, и она делает нас самих отвратительной и для Него, и для нас самих, когда мы приходим воспринять надлежащее представление о Боге и о грехе. Отсюда эти слова апостола Павла, который имел большой опыт природы и силы  пребывающего греха: "Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти!" (Рим.7.24), которое я ношу в себе. Как было бы омерзительно для живого человека, если бы к нему был привязан гниющий труп, который он должен был бы носить на себе и оставаться с ним везде и всегда! Точно так происходит с людьми Божьими, которые имеют какое-либо знание  этой чумной болезни, тела смерти, которое они постоянно несут на себе.
Эта болезнь сама по себе смертельна, как чума.  Есть болезни, которые не к смерти, но есть недуг греха к смерти. Мы читаем об одном грехе, который всегда к смерти; ни о чем, кроме хулы на Святого Духа, не говорится так решительно как о непростительном грехе, ибо он "не прощается ни в сем веке, ни в будущем" (Мтф.12.32). Но каждый грех по своей природе достоин смерти, которая есть возмездие за всякий грех (Рим.6.23), даже вечная смерть. Эта болезнь неизлечима, иначе как по милости Бога и через Кровь Христа. Иеремия говорит народу Израиля, что его "язва неизлечима, и рана тяжкая", ибо народ не мог сделать ничего, чтобы помочь себе, и не было исцеления, как его нет у всего человечества для этой болезни греха. Она неизлечима любыми способами, применяем ли их мы сами или другие. "И увидел Ефрем болезнь свою, и Иуда увидел рану, а затем пошел Ефрем к ассирийцам и послал к царю Иареву, однако он не может исцелить вас, и не излечит вас от раны" (Ос. 5.13). Призовите грешника, больного грехом, использовать любые средства, которые он может, без Христа и Его Крови, и все они будут безрезультатны. Христос есть единственный Врач, Который может вылечить язвы  сердца, и Его Кровь является единственным бальзамом. Разве нет бальзама в Галааде? Разве нет там врача? Христос есть Врач, и бальзам сей есть Кровь Его.
Болезнь, о которой идет речь, я назвал чумой сердца. Чума - это язва, угроза, гибель, страх и тревога. Она названа "язвой, ходящей во мраке, смертью, свирепствующей в полдень" (Пс.91.6). Она губит тысячи и десятки тысяч, если Бог ей то повелевает. Так случилось при переписи Давида: Бог послал чуму, и не менее семидесяти тысяч человек были уничтожены ею. Всякий раз, когда мы слышим о чуме в любой стране, где есть наши торговые суда, мы встревожены и заботимся о том, чтобы они не завезли вместе с товарами оттуда это ужасное бедствие, и принимаем все меры по предотвращению его. Всякий раз, когда мы слышим о чуме в соседних странах, мы испытывает тревогу. Некоторые из нас помнят, как около сорока лет назад вспыхнула чума в Марселе. Какой ужас испытали жители этого французского города! Сколько молитвенных встреч было тогда у нас долгое время! Но есть чума еще ближе, чем эта, и она в сердце каждого человека, и почти не удерживается от него. Эта чума опаснее любой болезни; последняя уничтожает только тело, но эта разрушает душу навечно, если она не излечится благодатью Божией и Кровью Христа. Это язва сердца, которую мы носим в себе.
Иногда, как в Лев.13-14, те же слова используются применительно к язвам проказы. Люди, запаженные проказой, после того как это подтвердилось, должны были прикрывать рот повязкой и кричать: нечист, нечист (Лев.13.45). Все грешники, если они разумеют проказу греха и то, что они заражены ею, смиренно бегут ко Христу, Великому Врачу, и взывают, как евангельский прокаженный: "Господь, если Ты захочешь, то сможешь меня очистить". Эта проказа греха подобна не только той, что на коже человека, но и той, что на доме: ее нельзя удалить, пока дом не будет снесен. Именно такова чума сердца и проказа греха в нас, ибо она распространяется внутри, и ее не удалить, пока наш земной дом, эта хижина, не будет снесен. Таким образом, Апостол говорит: "мы, в этой хижине, воздыхаем под бременем".
Следование всему сказанному может служить тому, чтобы дать вам некоторое представление о язве сердце человеческого, о пребывающем грехе и тлении.
Я дам вам полное представление об этой чуме и состоянии сердца человеческого в соответствии с библейской оценкой, если скажу, что она заключается в следующем: "Злобно сердце человеческое" (Пс.5.9 KJV). Его внутренняя часть очень зла. Это не только грех, но нечестие, и не только беззаконие, но крайнее беззаконие, чрезвычайное нечестие. Плотской ум, как сказано, есть "вражда против Бога" (Рим.8.7), даже не враг, но сама вражда, и это означает изобилующую вражду плотского ума человека к Богу и ко всему доброму. Грех не только греховен, но он крайне грешен, и то, что он таков, очевидно действительно просвещенному уму, как это было для апостола Павла, который говорит, что грех становится крайне грешен посредством заповеди. Таково сердце человека. Оно - само нечестие и лукавство; будучи крайне грешно, оно есть вместилище всех грехов.
Растление природы, правильно называемой чумой нашего сердца, представлено апостолом как то, что живет в нас: "Это не я делаю, а грех, живущий во мне" (Рим. 7.17). Под грехом, живущим в нем, он имеет в виду не любой конкретный грех, отличный от других, но совокупность всех грехов, повреждений, похоти и беззаконий, ибо он представляет его впоследствии, не только как человека, но как закон, имеющий силу над ним, и как совокупность различных похотей и удовольствий (Тит 3.3). Сердце человека, как Вавилон, стало "клеткой  всякой нечистой и отвратительной птице и пристанищем всякому нечистому духу". Это место и источник всякого греха. Это кузница, где он куется ибо злое сердце умышляет зло фантазий. Это источник всякого злословия. Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, богохульства, это оскверняет человека (Мф. 15.19, 20). От избытка нечестия сердца уста говорят плохие вещи. Все злые дела в жизни имеют здесь свой источник, и по ним вы можете судить, какую злобу порождает эта чума в сердце человеческом. Оно так плохо, что Иеремия говорит, что оно лукаво более всего и крайне испорчено (Иер. 17.9).   Существует обольщение в каждом грехе и, в частности, в пребывающем грехе, в растлении нашей природы.  Апостол предостерегает евреев увещевать друг друга каждый день, чтобы никто из них не ожесточился, обольщаясь грехом (Евр. 3.13). Ветхий человек, как сказано, "истлевает в обольстительных похотях", из которых он состоит. Столь лживым является сердце человека, и похоть, которая живет там, что даже лучшие из людей были обмануты таким образом. Апостол Павел был обманут не только до своего обращения, о чем он говорит, что "грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею меня", но даже после возрождения, и лучшие и мудрейшие из людей были обмануты их собственными сердцами и обольщением их.  Человек стремится найти в грехе то, чем он никогда не воспользуется. Он обещает себе большое удовольствие в грехе: отсюда различные похоти и удовольствия соединяются вместе, как если бы они были одним и тем же или, как как если бы люди, в служении одному, пользовались другим. Это предлагается, это ожидается, но пользуются ли этим люди? Нет, все удовольствия, ожидаемые из греха, есть иллюзия, все это сон, фантазм, который, даже если им воспользоваться, недолог.  Удовольствия греха временны, и конец их - в горечи и смерти. Хотя бы грех был положен в рот как сладкий кусок, он оказывается в конце концов змеиным ядом.
Люди обещают себе в грехе прибыток, которым они никогда не воспользуются. Это было искушением для наших прародителей, которым они обольстились и были обмануты. Сатана предложил им, что они должны быть, как боги, знающие добро и зло. Это была приманка искать большего знания, и увлекшись искушением, вместо того, чтобы получить больше знания, они потеряли и то доброе, что имели. Сердце человека обещает ему больше прибыли в грехе, обещает, что он приобретет много богатства на пути незаконной торговли и других незаконных практик, но как часто он будет разочарован, ибо "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?".
Иногда люди ожидают большой чести среди нечестивых, следуя их примеру и соблюдая их правила,   но как часто они бывают разочарованы! Кроме того, когда их совесть приходит к пробуждению, и перед ними встает вопрос апостола: "что за плод вы имели в тех вещах,которых сами сейчас стыдитесь?" - они с готовностью признают, что у них его не было вовсе. Человек обольщает себя свободой грешить, но добьется ли он свободы? Нет, он окажется во все большем и большем рабстве: "Обещают им свободу, будучи сами рабы тления, ибо кто кем побежден, тот тому и в рабстве" (2 Пет 2.19).  Стал ли Ефрем рабом? Да, стал. Всякий, делающий грех, есть раб греха, и так бывает со всяким нечестивым человеком.
Люди обещают себе мир, обещают, что они будут счастливы, хотя они ходят каждый по упорству злого своего сердца, сытый с голодным; но разве им это нравится? Как же лживо сердце человека! Оно обещает себе то, чем никогда не воспользуется. Нет ничего в сердце человека, чтобы ему быть уверенным; "кто надеется на свое сердце, тот глуп", даже если он верит в доброту своей души и предполагаемую чистоту своего сердца, и черпает силы оттуда. Такие люди могут "доверять себе, что они праведны, и презирать других". Они верят в себя, верят, что они богаты, разбогатели и ни в чем не имеют нужды, хотя они несчастны, жалки, нищи, слепы и наги, и окажутся обманутыми и самыми несчастными на другой день. Сердце человека обмануто чумой и растлением греха, пребывающего в нем. Нет ничего более лживого, чем оно; оно чрезвычайно, в высшей степени нечестиво.
Все, что в сердце человека есть зло; таковы его мысли и помышления (Быт.6.5).  "Из сердца исходят злые помыслы" (Мтф.15.19). Человеческие мысли злы. Греховные помыслы злобны и отвратительны в глазах Бога.   Апостол увещевает поэтому Симона Волхва молиться, чтобы были прощены помышления его сердца (Деян.8.22). У разумного грешника есть основания надеяться на это, поэтому нечестивый и призывается оставить свои пути и злые помыслы, и обратиться к Господу, Который помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив (Ис. 55.7); здесь речь идет и о злых мыслях, и о злых делах.  Да, мысли и помышления есть зло: злые помыслы лукавы и  формируют первые движения греха, который находится в наших членах (Рим.7.5). Вы читали, что некоторые считали себя мудрецами и хорошими людьми, но осуетились в умствованиях своих, и их злые сердца были погружены во тьму (Рим.1.21); другие же, более мирские, решили ходить по упорству злого сердца своего (Иер.16.12). Каждая мысль и все помыслы и сердца человека, который не держит Бога в разуме своем, есть зло (Пс.10.4), и по сути таковы все его мысли, ибо они не те, что у святых. Ни одна добрая мысль не истекает из нечестивого сердца.   Все мысли и помышления сердца человека злы, и только так, и всегда так. Мысли и помышления сердца человеческого, как сказано, зло от юности его (Быт. 8.21), и он похож на взбаламученное море, которое не может успокоиться и постоянно выбрасывает ил и грязь (Ис.57.20).
Злоба сердца возникает везде, где помыслы идут не должным путем и направлены не на достойные объекты. Люди любят удовольствия больше, чем Бога. Сердце их направлено на мир и вещи его; это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Человеческий ум поврежден ими, развращен и расстроен. Он полон тщеславия, и потому люди ходят в суете ума своего. Они свободны от всего, что хорошо, ибо не склонны думать об этом; ибо плотские помышления суть вражда против Бога, они закону Божию не покоряются, да и не могут. Наш ум омрачен грехом и не имеет удела в Божественном и духовном; он считает мрак светом, а свет мраком, называет добро злом и зло добром. Наше разумение развращено, и потому составляет превратное суждение о вещах. Наша совесть помрачена и не исполняет своего назначения; у многих она сожжена как бы каленым железом, и в каждом она употребляется во зло. Счастливы те, чьи сердца очищены Кровью Иисуса от порочной совести! Наша воля упряма и негибка; она не покоряется ни закону Божию, ни Евангелию. Это и есть твердое и неуступчивое, каменное сердце (Иез.11.19).  Все это и многое другое, что Писание говорит на эту тему - это то, по чему можем судить о состоянии сердца человека, и надлежащим образом узнать, что есть чума его. Оно находится в самом печальном состоянии под влиянием этой чумной заразы.
Скажем далее, что чума сердца очень глубока и сокровенна. Это зло, с которым встречается в своей совести каждый человек. Тайные грехи, грехи сердца - это чума сердца. Псалмопевец просит Господа "озарить тайное наше светом лица Твоего" (Пс.90.8 KJV).  Тайные грехи, которые находятся в наших собственных сердцах - это грехи, о совершении которых не знает никто, кроме Бога и нашего сердца. Есть некоторые грехи, о которых человек не знает и сам, но  они проходят через его сердце, и он, не бодрствуя, не может обращать внимание на все, что в нем делается. Даже хороший человек этого не может, поэтому Давид говорит: "Кто может понять свои ошибки? Очисти меня от тайных моих" (Пс. 19.12).
Или же чума сердца может обозначать такие грехи, что определенным образом преобладают в сердце человека. Есть некоторые грехи, которые можно назвать "собственным путем" человека (Ис.53.6), это грехи, которые наиболее легко овладевают им (Евр. 12.1). Для одних это гордость, для других похоть, для третьих тщеславие и так далее. Эти общие грехи преобладают в сердцах людей, и могут быть названы чумой сердца их; и они приносят большую скорбь кто имеет благодать Божию. Они находят их чумой: ведь их ежедневный опыт доказывает это.
Соломон говорит: "Всякую молитву, всякое прошение, какое будет от какого-либо человека или от всего народа Твоего Израиля, когда они почувствуют каждый бедствие свое и горе свое и прострут руки свои к храму сему,  Ты услышь с неба - места обитания Твоего, и прости, и воздай каждому по всем путям его, как Ты знаешь сердце его, - ибо Ты один знаешь сердце сынов человеческих" (2 Пар.6.29-30). То, что в другом месте названо чумой сердца, здесь названо его бедствием и горем. Это может немного увеличить наше представление о чуме сердца. Это наша собственная боль и наше горе. Это то, что причиняет нам  муку и беспокойство, как боль телесная. Именно так растление природы действует на разумного грешника! Когда его сердце ранено чувством греха, какой тяжкой и невыносимой, становится эта немощь для духа человеческого" Она тяжелее всех немощей тела; те он может нести с некоторой долей терпения, но кто снесет муку души, раненной чувством греха? Это действительно боль и мучение, бедствие и горе наше.  Грех приводит к печальным последствиям, и не более, чем внутреннее растление природы. Давид выражает свое горе на этот счет так: "Я в трауре весь день, ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей" (Пс. 38.6, 7). Таковы все действительно хорошие люди. Они в трауре по своему беззаконию и особенно из-за греха их природы. Поэтому молитвой Иависа  к Господу, было: "Сохрани меня от зла, чтобы я не горевал" (1 Пар. 4.10), то есть убери растление плоти моей!
Соломон называет грех болью и горем, потому что он  производит горе народа Божия. Его печалит то, что противоречит святой природе Бога и Его праведному закону, что противится Творцу, нашему Благодетелю, Богу и Отцу, противится Тому, Кто принес нам столько добра и выразил столько любви. Его сердце режет то, что люди неминуемо грешат против этого Бога, и что если Его имя в какой-то мере позорится, то именно ими и их грехом.Именно поэтому враги открывают свои уста, и путь истины оказывается в поношении. Так люди огорчают Бога, ибо Дух Его оскорбляется ими: "не оскорбляйте Святого Духа" (Еф.4.30). Сказав об этом, апостол переходит к перечислению различных грехов, которыми   Дух Божий может быть огорчен. Тот, Кто обличает их о грехе, о правде и о суде, Тот, Кто был их Утешителем, Дух веры в них, Дух усыновления и залог их небесного наследства, тяжко опечален ими. Это значит, что они тем самым лишаются общения с Богом. Беззаконие производит разделение между Богом и душой. Она наполнена путаницей, скорбью и сокрушением духа, как Петр после его падения.  Но при этом многое из сказанного может быть достаточно для открытия нами чумы нашего сердца. Соберите хотя бы что-то, и ваш собственный опыт будет предоставлять вам гораздо больше на эту смиряющую тему.
II. Существует знание этого. У некоторых людей оно есть, а у других нет. В тексте сказано, что каждый в народе Израиля должен чувствовать чуму сердца своего. Многие не знают ее совсем; многие знают, но думают, что все не так. Таковы все плотские люди.   Только духовные люди, которые находятся под влиянием Духа Божьего, Который обличает мир о грехе, о правде и о суде, знают это. Что касается других, они ничего не знают о язве своего сердца. Они, возможно, кое-что знают о природе греха, о разнице между моральным добром и злом в свете природы и законов человеческих, и общих для людей понятий, но они ничего не знают об источнике дурных поступков, о пребывающем грехе, об истоке беззакония. Они чужды этому, и особенно те, кто возросли в делах беззакония, так что их совесть сожжена им. Все, кто считают себя здоровыми, не знают чумы  собственного сердца: "Не здоровым нужен врач, но больным". Здоровым в своих глазах врач нужен не меньше, но они ничего не хотят знать об этом. Причина тому - чума их собственного сердца, что довела их до того, что они и не думают, что нуждаются во враче. Иначе с теми, которые больны и осознают свою болезнь, ибо все люди больны, но лишь в  некоторых Господь видит знание своей болезни, как у Ефрема: "И увидел Ефрем болезнь" (Ос.5.13). Те, кто видят свою болезнь, чувствуют и нужду во враче, но кто бесчувствен к болезни, подобны тем, кто, по словам мудреца, говорит:  "били меня, и мне не было больно; толкали меня, и я этого не чувствовал" (Притч.23.35). Таковы бесчувственные грешники в своих глазах. Те, кто думают, что они богаты, разбогатели и ни в чем не нуждаются, не знают чумы своего сердца. Те, кто думают, что они не нуждаются в покаянии, не знают чумы своего сердца. Фарисеи не знают чумы своего сердца; они считают, что они не таковы, как другие люди. Апостол Павел не видел чуму своего сердца в то время, когда он был, по его словам, "по правде закона непорочным". Перфекционист не знает чумы своего сердца, иначе он бы не сказал, что он свободен от греха. Иов говорит: "Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои,  то и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои" (9.30-31). "Если мы говорим, что у нас нет греха, обманываем самих себя" (1 Иоан.1.8). Но добрые люди знают чуму своего сердца; они просвещены Духом Божиим, что обличил их о грехе, о правде и о суде. Они просвещены Господом и знают Его спасение; Он стал светом для них, чтобы они знали себя и видели чуму своего сердца. Те, в чьи сердца Бог повелел воссиять свету, не только видят славу Божию в лице Иисуса Христа, но они видят всю подлость своей природы и растление своего сердца; то, что они знают это, видно из их простодушного исповедания греха, совершенного ими, не только  содеянного, но и пребывающего греха. Ибо они исповедуют то же, что и псалмопевец: "я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя" (Ис.50.5). Это явствует из стенания святых, ибо они стонут под бременем, обремененные пребывающим грехом. Так Давид говорит, когда речь идет о грехе, насчет которого он не имел покоя в его костях: "воздыхание мое не сокрыто от Тебя" (Пс. 38.9). Святые Нового Завета могут сказать то же самое, ибо люди Божии при различных устроениях имеют такой же опыт в этом отношении. Бедный я человек, говорит апостол, кто избавит меня от сего тела смерти! (Рим. 8.24). Они чувствуют, что имеют закон в своих членах, воюющий против закона их ума, и что из-за этой внутренней борьбы они не могут делать то, что хотят. Их не устраивают никакие религиозные обязанности, выполненные ими, ибо хотя они могут явиться внешне религиозными в глазах других людей, они понимают все несовершенство их дел, и знают, что нет человека праведного на земле, который делает добро и не грешил бы; что есть странное отвлечение ума, скитания мыслей, и примесь греха даже в их самых святых делах. Они не могут, следовательно, зависеть от любой вещи, совершенной ими, но признают, когда они сделали все от них зависящее, что они всего лишь рабы. И они молятся об исцелении их сердца от этой чумы.
III. Рассмотрим теперь, что могут делать люди, которые разумеют чуму сердца своего? Они могут простирать руки к Господу и молить Его дать им видеть свой грех. Они могут молиться, чтобы Господь спас их от чумы сердца их, чтобы она не вырывалась к скорби их души, или к бесчестию для имени Божия, и чтобы им не погибнуть от этого. Давид, размышляя о силе своего врага, вынужден был сказать: я в один прекрасный день могу погибнуть от руки Саула. Также святые, видя силу растления в них, боятся, что они должны когда-нибудь погибнуть таким образом; в разгар своей скорби они могут простирать руки к Господу и молиться, чтобы Он умерщвлял повреждение их природы. Хотя Господь сказал, что Он покорит их беззаконие, это побуждает их молиться, чтобы никакое беззаконие не господствовало над ними, чтобы этот дом Саула все слабел и слабел, пока Давид становится все сильнее и сильнее, как внутренний человек обновляется, а ветхий тлеет с каждым днем, и хотя эта зараза не исчезнет, но она будет ослаблена, а Господь дарует свежие явления Своей любви и прощения грехов сердца, слов и жизни.
В целом эта истина служит тому, чтобы смирить нас перед Господом, когда мы считаем, что мы, то, что в нас, и то, что мы имеем, что-то значит, хотя в нас только чума сердца. Когда Иов уразумел это, он смирился, будучи достаточно гордым, и ответил Богу: "вот, я ничтожен, что буду я отвечать? Я слышал о Тебе, слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; посему каюсь и отрекаюсь в прахе и пепле".
Это также может привести нас к удивлению пред благодатью Божией, которая имеет какое-то отношение к таким больным и поврежденным существам, как мы, и пред тем, что Бог может обитать на земле, в сердцах грешников (ст.27). Как же на самом деле дивна благодать! Тех, кто знает чуму своего сердца, это приведет и к тому,  чтобы быть благодарными Богу, за то что Он не оставил нас, не отвернул Своего лица, но призрел на нас по доброте Своего сердца; и к тому, чтобы увидеть нужду в Крови Иисуса, которая очищает и исцеляет лучше любого бальзама. Благословен Бог и Отец наш, не оставивший нас! Иначе мы не знали бы ни болезни, ни Врача, не знали ни чумы собственного сердца, ни как исцелиться от нее. Да благословенно имя Бога, Который отверз наши глаза, чтобы мы видели нашу болезнь, и дал нам чудного Врача! Пусть же нашей великой заботой будет возвестить хвалу Ему, призвавшему нас из тьмы в чудный Свой свет.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn