Окно

Лара Ищенко
-Вчера зашла на литературный сайт , нашла тебя и почитала немного,-
сообщила мне моя коллега, когда мы возвращались домой с работы.-
Кое-что понравилось. Но я считаю, что много поучаешь. То есть почему так называется жанр, откуда слово или выражение появилось.Думаешь, всем интересно это читать?

-Не всем, конечно, -ответила я.- Кому-то неинтересно. Но кого-то и заинтересует. Ну да, можно все найти в интернете. Но гораздо дольше, а тут уже готовые сведения.
Я их беру из своих институтских записей или из сборников по языкознанию.
Объясняю то, что наиболее занятно.
Вот смотри, стихотворение моё.

В доме тихо и тепло,
Жаром пышет от печи.
Все дороги замело
Снегом, и в глухой ночи
Лес от вьюги поседел.
Небо зимнее черно.
До утра я просидел,
Глядя в мутное окно.
Ветер тонко завывал,
Не давал никак уснуть.
Будто мне он предвещал:
Предстоит нелёгкий путь...

Конечно, любое слово имеет свою историю происхождения. Но меня заинтересовало слово ОКНО.

Отверстие для света и воздуха в стене здания или какого-либо транспортного устройства.

Но оно не всегда служило таким целям. Оно делалось для того, чтобы можно было наблюдать, что происходит вне дома. Это была всего лишь щель между бревнами сруба. И уподоблялось Оку, то есть глазу. Значит слово Окно и образовалось от существительного Око.

Позже для обозначения отверстия, посредством которого можно было наблюдать за происходящим, русские использовали также и новое название органа зрения Глаз. Так появился Глазок - отверстие в двери для наблюдения за кем-то или чем-то.

-Интересно, конечно, согласилась моя спутница. Можно, правда, использовать при изучении темы Лексика. Убедила,- улыбнулась она.- Буду приходить к тебе за такими занимательными заданиями. А как же состав слова Окно?

-Сейчас оно имеет непроизводную основу (окн-о), но образовалось все-таки с помощью
суффикса -н-(<-ън) от Око. Так что при изучении состава слова тоже можно об этом сказать - лучше запомнится.