Дети как дети

Лидия Христенко
               Не спится. Воспоминания, одни воспоминания, ими забита моя голова. Вот я молодая. Работаю воспитателем в интернате. Ребятишек сорок пять человек, десяти- пятнадцати лет, мальчики и девочки. В мои обязанности входило: воспитательные вопросы- это, подъём- отбой, контроль за подготовкой домашнего задания, составление меню, доставка продуктов, культурно- массовые занятия. Вела табель выхода на работу кочегаров и поваров, собирала деньги за проживание и питание в интернате. Как сейчас помню: по двадцать рублей с человека.
               Особых трудностей не было. Дети сами себя обслуживали, пол мыли в комнатах, кровати заправляли, картошку по очереди чистили и прочее. Как и все, дети шалили, проказничали.
                Помню как-то пришла домой вечером  после десяти часов(в десять в интернате отбой, приходит няня, с ней  остаются ребятишки), звонит одна женщина и спрашивает:
-Что это твой свёкор распродаёт? Куда они собрались уезжать?
-С чего ты это взяла?
-Да на магазине висит объявление, что он продаёт туфли на резиновом ходу, холщовый халат, тулуп на рыбьем меху, да там много чего написано...
- Так и написано, что он продаёт? Чепуха какая-то.
- Да, спросить Кузьму или обратиться в интернат.
Всё мне ясно стало, чьих это рук дело. Что это чистой воды розыгрыш. В интернате девочка была, училась в десятом классе, очень странная и приклеили ей кличку Кузьма. Утром захожу к ним в комнату и, обращаясь к Свете, говорю
- Света, сейчас же иди к магазину и сними это глупое объявление!
- Лидия Петровна,(сама хохочет) как Вы догадались?
- Кроме тебя некому, ты у нас шустрая на выдумки!
              Красавица! Глаза большие, голубые, утонуть в них можно. Давно замужем, но рано горе познала, совсем молоденькая, подробностей не знаю, но маленький ребёнок, трёх лет от роду вместе с домом сгорел.
              Раз начала вспоминать, пару слов сказать надо и о поваре, бабе Тане. В жизни много испытаний перенесла: муж пьяный постоянно, гонял её, четверых детей вырастила, сына  похоронила, ему было двадцать восемь лет. Всё это и сделало её недовольной жизнью, подозрительной и ворчливой. Однажды она мне сообщила:
- Готовь, Петровна, коляску!
- Какую ещё коляску?
- Детскую!
- Зачем?
-  Катать маленьких будешь. Загляни в санитарную комнату! Там на полу постель постелена и подушка лежит!
- И почему Вы всегда только о плохом думаете?
             Сказать-то легче. Но после слов бабы Тани я насторожилась: а вдруг она права. Как же узнать, кто, когда и, может быть, даже с кем? Ведь родители доверили своих детей мне. Я за них в ответе.
             Санитарная комната предназначена для девочек. Открываю дверь в это помещение, а там и действительно то, о чём сообщила повар. Захожу в комнату к старшим и говорю:
-Девочки, а вам, что в комнате места мало? Кто это там спит?
Дружный хохот!
- Да, это наша Валя там к экзаменам ночью готовится.
Заметила, что дети не едят мясо. Оказывается, узнали, что я брезгливая... и решили: раз воспитатель не пробует, значит что-то не то.
С тех пор я мясо никогда не выписывала в колхозе, а покупала у частников, качественное хорошее. С составлением меню проблем не было: приносила тетрадку девочкам и они составляли его на неделю, обязательно каждое утро каша, но из разных круп. Мне оставалось только заполнить табель выдачи продуктов, в каком количестве. Доверяла детям самим в складе получать продукты. Всё взвешивали по выписанному. Правда иногда  признавались.
- Мы, Лидия Петровна, взяли немного сухофруктов. Можно?
- Ну, если немного, то можно.
              Раз приехали из райцентра с проверкой, тогда все интернаты проверяли и склады с продуктами. Проверяющие были удивлены тем, что все продукты хранились в закрывающихся бачках, что есть весы. И ни грамма недостачи.  Долго в пример ставили наш интернат, как образцовый.
В селе часто показывали фильмы, на которые до шестнадцати не допускались. Местных старшеклассников пускали, разрешали родители. Однажды в интернате девочки подошли ко мне:
- Вы наша мама, родителей наших здесь нет,почему нас не пускают в кино?
Ходила к директору школы, хлопотала за них. Разрешить то разрешил, но ответственность возложил на меня. Ребята знали об этом и ни разу не подвели.
              Были мальчишки, шестиклассники, которые плохо учились и  дисциплина у них хромала.  Так эта тройка одного мальчишку старшеклассника, повадились бить. Их трое, а он один… Раз замечание сделала, но не утихомирились, как позднее стало известно. Однажды прибежала девочка и сообщила, что эти «братцы» опять взялись за своё. Вот тут они меня вывели. Заскакиваю к ним в комнату. Одного успела за ухо схватить, а те двое под кровать залезли и все в один голос взмолились:
- Мы больше не будем!
              Часто думаю, может я и не права была. Ну, а как иначе, если по-хорошему не понимают.
             Все взрослые. Одного уже в живых нет- Олега. Ещё один случай был с ним. Стали у детей пропадать деньги. И именно в то время, когда ребята были на занятиях.. Я об этом ничего не знала : дети молчали, но терпению приходит конец, девочка одна пожаловалась мне. Решила выследить воришку.  В тот день раньше обычного пришла на работу, дети ещё на занятиях, проверила окна, предварительно все стёкла маленькими гвоздичками прибитые. Одна шибочка оказалась неприбита. Кто-то уже побывал в интернате. Иду в школу. Интересуюсь, кто отпрашивался на время с занятий. Олег. Кражи прекратились, окончил школу. Но  воровать продолжал, попался на этом…Отсидел, заболел там туберкулёзом, вернулся домой тяжело больным. У остальных  семьи, трудятся и живут неплохо. Часто вспоминают тот случай с улыбкой и одобрением.
              Стоит отлучиться на минутку на кухню, как  в интернате такой шум поднимался! Я  возвращаюсь, тишина, как будто мне это всё почудилось. Называю тех, кто озорничал. Ни разу не ошиблась.Ребята только диву давались:
- Как Вы догадались?
Я в ответ хитро улыбаюсь, не признаваться же, что  внешний вид их выдал: кто раскрасневшийся, кто пыхтит как паровоз, у кого волосы, что перья у петуха, топорщатся в разные стороны.

             Бывали случаи, когда упрямились: не хотели браться за выполнение какого-либо дела, тогда без крика, без нравоучительных нотаций, я начинала сама делать.  Тотчас ребятишки отстраняли меня со словами:
-Не надо, мы сами.
Помню: одна из учениц забыла закрыть кран, водой залило картошку. Надо вытаскивать из подпола. Все возмущаются:
-Она виновата!
-Пусть одна достаёт!
-Не будем!
Иду с девочкой на кухню, начинаем набирать картошку. Вода холодная. Приспособили дырявое ведро, чтобы вода вытекала, ведь черпаем с водой. Знаю, что вдвоём-то будет тяжело, но почему-то уверена, что ребята одумаются и придут на помощь. И вдруг смотрю: точно ребятишки идут, им  стыдно стало.
-Да ладно, Лидия Петровна, не надо, мы и без Вас справимся…
Интересные были годы, светлые, чистые. Не было зла, зависти. Не было такой материальной базы в школах, как сейчас, но дети учились, стремились к знаниям, мечтали, любили.