О кладах 2-14-5-1

Валерий Шпинев
Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

О КЛАДАХ 2-14-5-1. НЕ НАЙДЕННЫЕ СОКРОВИЩА. ЗОЛОТАЯ БАБА. ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ О ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ СЕВЕРА.
 
Письменные источники о древней истории Севера.

Пифей.
О явлениях природы, характерных для полярных стран, первым в 340-323 до н.э. поведал Пифей из Греческой колонии Массалия (близ современного Марселя во Франции). Он дважды побывал в северных широтах, и открыл явления природы, не встречающиеся в южных широтах: длинные по продолжительности дни и короткие ночи летом, наличие белых ночей у Полярного круга, значительные величины приливов и отливов, какие в области Средиземного моря не бывают. Севернее Британских островов Пифей достиг земли, где "нет более земли, ни моря, ни воздуха, а есть некое вещество, сгустившееся из этих элементов". Эту землю, по его определению находившуюся на 63 градусе с.ш., он назвал Фуле (другие названия - Фула, Тула, Туле)… Вплоть до средних веков широту Фуле считали границей обитаемого мира и её традиционно указывали на древних картах. До настоящего времени нет единого мнения относительно местоположения Фуле. (http://maxi4.narod.ru/01_history/10.htm).

По рассказам других греческих путешественников, севернее скифов и савроматов на 15 дней пути проживают будины. Затем на семь дней пути - совершенное безлюдье. Далее на северо-востоке обитают фиссагеты - многочисленный народ, питающийся охотою; за ними - йирки… Далее йирков к северу через большое пространство у подошвы высоких гор живут аргиппеи - плешивые от природы, плосконосые и с большими подбородками. Питаются они древесными плодами, каждый живёт под деревом, окутывая его зимой плотным белым войлоком. Это священный и миролюбивый народ, не ведущий войн и мирящий соседей. Их никто не обижает, а соседи ищут у них защиты. Помпоний Мела называет их аримфеями. Севернее их в соседстве с ними живут исседоны. Ещё севернее их, где восемь месяцев жестокая зима, по слухам, обитают уже названные выше аримаспы. (http://maxi4.narod.ru/01_history/10.htm).

Некоторые исследователи под аримаспами и исседонами предполагали отдаленных предков коми и удмуртов, другие же - за предков коми, коми-пермяков и удмуртов предполагали будинов. Б. Борнгард-Левин  и Э. Грантовский пришли к заключению, что, судя по греческим источникам, мифические Рипейские и Гиперборейские горы, а также грифы, исседоны, аримаспы и аргиппеи находились на северо-востоке Европы, во всяком случае, не восточнее Уральского хребта. (http://maxi4.narod.ru/01_history/10.htm).

Тацит.
Римский историк Тацит сообщал уже правдоподобные известия о феннах, не имеющих постоянных жилищ и не знакомых с земледелием и животноводством; оружием служит им лук со стрелами, пищей - травы и продукты охоты, ложем - земля. Отмечая дикость и убожество жизни феннов, Тацит в то же время одобрительно отзывается о простоте их образа жизни, отсутствии класса господ… Русский исследователь К. Тиандер феннов Тацита отождествляет с саамами (лапландцами). Последних норвежцы до настоящего времени называют финнами… (http://maxi4.narod.ru/01_history/10.htm).

Византийский писатель Иордан (VI в. н.э.) сообщает о гуннигурах, населяющих европейский северо-восток, скрерофеннах, не знающих земледелия, питающихся мясом диких животных, птичьими яйцами; иссаканах и эстах, обитающих у Финского залива и Балтийского моря и восточнее. Иордан сообщает о торговле на севере мехами. При посредстве народов, живущих южнее, эти меха доходят до римлян и славятся великолепной чернотой, с синим отливом. Российский учёный М. Алексеев отождествил их с соболями из Югры - страны, расположенной по обоим склонам Северного и Полярного Урала. Иордан перечисляет народности севера, якобы покорённые царем готов Германарихом во второй половине IV в. Среди них под названиями Тьюдос и Вас можно предположить племена Чудь и Весь финно-угорских народов и с полной достоверностью отождествить Меренс и Морденс с исчезнувшим финским племенем Меря и с предками современной Мордвы. (http://maxi4.narod.ru/01_ history/10.htm).

Арабские источники.

Ибн-Фадлан.
Несомненный интерес представляют сведения арабов, которые сами побывали в северных странах. Каноник и секретарь посольства из Багдада в Камскую Булгарию Ибн-Фадлан, в первой половине X в. составил "Записку" о посещении страны, где привел сведения о народностях, проживающих севернее. "Записка" традиционно насыщена описаниями разных чудес, но при критическом подходе к сочинению представляет несомненный интерес.(http://maxi4.narod.ru/01_ history/10.htm).
       
Ибн-Фадлан своеобразно сообщает о коротких ночах в северных широтах в летнее время: "Человек ставит котелок на огонь во время захода солнца, утром он читает утреннюю молитву, а котелок за это время не успевает закипеть". Много внимания в "Записке" уделено русам, которые на своих кораблях приплывают в Булгар по Волге (Атилю) для торговли. Ибн-Фадлан о них говорит: "Я не видел людей с более совершенными телами, чем они". Они вооружены секирой, плоскими франкскими мечами с бороздками и ножом. Вместе с тем он отрицательно высказывается об их обычаях, которые в его изложении изображены не только дикими и жестокими, но вызывают чувство отвращения. Например, он утверждает: "Русы - грязнейшие из тварей Аллаха", не моются и не очищаются от нечистот. После смерти вождя русов 400 его надёжных сподвижников сражаются друг с другом до тех пор, пока все не погибнут. Затем всех убитых помещают на корабле (или в палатке) и сжигают вместе с кораблём. Ибн-Фадлан сообщает о стране Вису на Севере, откуда купцы привозят соболей и чёрных лис. (http://maxi4.narod.ru/01_ history/10.htm).

Финский учёный Гюнтер Стипа, считающий вису предками пермской группы угро-финских народностей - удмуртов, коми и коми-пермяков, высказал мнение о существовании письменности у древних пермян задолго до составления первой коми азбуки Стефаном Пермским, во второй половине XIV в. (http://maxi4.narod.ru/01_history/10.htm).

А. Туркин допускает возможность существования письменности в древней Перми, но Иранского происхождения, прекратившей существование с принятием ислама Булгарией. (http://maxi4.narod.ru/01_history/10.htm).

В 1851 М. Михайлов утверждал, что Стефан Пермский при составлении пермской азбуки использовал "зырянские пасы" - значки, которые вырезались на четырёхугольных тонких планках и содержали необходимые в хозяйственном укладе жизни сведения. Хотя Михайлов и утверждает, что древние коми читали их книги, но вряд ли можно согласиться, что эти знаки могли обозначать буквы в современном понятии. Но можно согласиться, что Стефан использовал знакомые древним очертания знаков, чтобы пермская азбука не была чуждой. (http://maxi4.narod.ru/01_history/10.htm).

Существование древней коми письменности предполагает также Леннарт Мери. Пермская группа угро-финских народностей длительное время контактировала с индоиранскими племенами. У древних коми существовал заимствованный у иранцев термин "неббг", означающий письмо, книгу. (http://maxi4.narod.ru/01_history/10.htm).

Г. Стипа пришёл к выводу, что буквы древнепермского алфавита Стефана Пермского имеют аналогии с ирано-язычными знаками. (http://maxi4.narod.ru/01_history/10.htm).

Гарнати.
Самое полное и интересное описание лыж принадлежит Гарнати (1080-1169), долго прожившего в Центральной Европе и в России. Он пишет, что дорога в страну Вису проходит по земле, с которой "никогда не сходит снег, и люди делают для ног доски и обстругивают их... Перед и конец доски приподняты над землей, посредине доски место, на которое идущий ставит ногу, в котором закреплены прочные кожаные ремни, которые привязывают к ногам. А обе доски, которые на ногах, соединены длинным ремнём, вроде лошадиных поводьев, его держат в левой руке, а в правой - палку длиной в рост человека. А внизу этой палки нечто вроде шара из ткани, набитого большим количеством шерсти; он величиной с человеческую голову, но легкий. Этой палкой упираются в снег и отталкиваются позади, как делают моряки на корабле, и быстро двигаются по снегу". В других сообщениях, описывающих ходьбу на лыжах, тоже говорится о палке в левой руке. С одной стороны она заострена и окована железом, а другой конец имеет форму лопаты. Форма палки и лыж с поводками от передней части… поразительно напоминает охотничьи коми лыжи-лямпы. (http://maxi4.narod.ru/01_history/10.htm).

В XIV в. о перевозке товаров с помощью собак сообщает Ибн-Баттута (1304-1337). Торговый караван достигает сотни саней. Для собственных нужд в пути купцы берут продукты, напитки и даже дрова. Собаки-вожаки, которых запрягают впереди других собак, ценятся очень дорого. Собак не бьют и не кричат на них, иначе "собаки убегут от хозяина, и тот погибнет".(http://maxi4.narod.ru/01_history/10.htm).

Арабы в северных странах приобретали в основном меха в обмен на предметы, изготовленные из металла. Широкое распространение получила "немая" торговля в странах Вису и Иура. В обмен на меха жители Севера приобретают железные орудия: мечи, топоры, ножи, из которых переделывают орудия охоты. Купцы оставляют товары на определённом месте, а сами уходят в свой лагерь. Наутро обнаруживают меха. Если купец доволен - забирает товар, если же нет - оставляет все на месте, а сам вновь уходит ночевать. Туземцы, если соглашаются с купцом, добавляют меха, если же нет - забирают свой товар обратно, а товар купца приносят обратно и оставляют, чтобы купец мог взять его. Т.о., купцы даже не знают, с кем торгуют: "с джиннами или людьми". (http://maxi4.narod.ru/01_history/10.htm).

Гарнати сообщает о странах Вису и Ару, платящих дань булгарам. Там охотятся на бобров, горностаев и белок…(http://maxi4.narod.ru/01_history/10.htm).

Исследователи единодушны в определении местонахождения страны Югра арабских источников. Это Югра, расположенная по обоим склонам Северного и Полярного Урала, а также в восточной части современной Республики Коми. Югра - страна и одновременно собирательное название народностей, проживающих на указанной территории: предков современных хантов, северных манси и ненцев. В отношении народа Вису среди учёных нет единого мнения. Часть из них под Вису подразумевает летописную Весь (вепсов), проживающую в области юго-восточной Ладоги и Белого озера. На местах обитания вису наряду с европейскими изделиями и монетами найдено много изделий и монет южного и восточного происхождения. Арабское название народа Вису (Ису, Весу) созвучно с русским антонимом Весь. Но ещё больше, чем в области Белозерья, монеты и изделия иранского и среднеазиатского происхождения найдены на Верхней Каме. Поэтому… учёные Вису относят к Верхней Каме, Нижней Вычегде и Верхней Двине, то есть к территории обитания древних коми, удмуртов и коми-пермяков. (http://maxi4.narod.ru/01_history/10.htm).

Упомянутая Гарнати страна Ару возможно соответствует "Арской земле" в русских летописей, где обитали предки современных удмуртов, на территории современной Удмуртии. В. Татищев писал, что удмурты сами себя назвали ару, а свою землю - Арима (в переводе земля Ари). Этноним Арима созвучен с народом аримаспи греческих сказаний, поэтому Татищев, а также и некоторые другие учёные высказывали мнение, что аримаспы - это древние предки удмуртов, коми и коми-пермяков, составлявших некогда одну общность. (http://maxi4.narod.ru/01_history/10.htm).

До настоящего времени не ясно в отношении русов-варангов, или варягов по русским источникам. Арабы русов решительно различали от славян, считая, что они единственный народ, владеющий искусством мореходства. Ибн-Руста в 912 г. сообщал о них, как о рослых, остроглазых, выносливых и храбрых воинах. Они имеют поля и города, но живут на зыбком и болотистом острове; торгуют мехами, на кораблях вторгаются в земли славян. (http://maxi4.narod.ru/01_history/10.htm).

Первые упоминания предков коренных народов Европейского Северо-востока (ЕСВ) в русских письменных источниках относятся к X-XII вв. Археологические же источники свидетельствуют о первоначальном заселении этой территории не позднее, чем 40 тыс. лет назад, возможно, 120 тыс. лет назад. Т.о., огромный период истории народов, заселявших этот северный край с глубокой древности до средневековья, может быть восстановлен преимущественно на основе археологических источников… (http://maxi4.narod.ru/01_history/10.htm).

В начальный период бронзового века на ЕСВ из-за Урала проникают индоевропейские (сейминско-турбинские) группы населения, исходным районом обитания которых являлись Алтайская горная и предгорная области и таёжная зона между Енисеем и Байкалом. Отмечается также приток абашевского населения из Поволжья. В позднем бронзовом веке продолжается миграция из Западной Сибири. Формируются новые археологические культуры, в которых прослеживается западносибирский компонент… (http://maxi4.narod.ru/01_history/10.htm).

Продолжение: http://proza.ru/2013/08/31/883.