Чувство такто

Павел Гурачов
Было не совсем понятно, насколько въедливо в русскую или около того речь внедрились эти языковые микропаразиты типа тупа и как бы. Они моложе приколов, чуваков, и многого другого четкого и зашебись. Одни считают, что язык это живая субстанция, которая постоянно эволюционирует подобно вирусам гриппа и прочим протоплазматическим образованиям. Другие видят не прогрессивную эволюцию, а редукцию и упрощение, подобно облигатному паразиту, утрачивающем все дополнительно-вспомогательные структуры, кроме хавательного аппарата и гонад (ну вот и я здесь редуцирую). Третьи начинают наблюдать новые мазки на фоне постоянно устаревающих речевых полотнах обыденности, суть коих заключается в попытке зацепиться за насущное бытие.
Например «как бы», выглядит уже не упрощающее-шутливой формой описания событий (как бы работаю, как бы женился, как бы родился, как бы умер – кстати интересное название для романа – «как бы»), а фундаментальной связкой, виртуализирующей всю жизнь. Человек, постоянно вставляющий это «как бы», как бы подвешен в каком-то эфемерном и зыбком пространстве. Ему сложно доверять, а вера – экзистенциал. Но язык, как оказывается, действительно живое существо, и, сохраняя себя как дом бытия, дает отпор. Появилось «так то».
Что это за антивирус «так то»? Его родина русский провинциальный говор, который являясь активной почвой или губкой, готов впитать все. И в последнее время осознал себя в большей степени виртуальным, понимая, что все эти шутки-прибаутки, переполняющие обыденную речь с элементарным смысловым наполнением, в итоге выглядит полным «как бы». Только разнообразие говора дает некую поэтическую составляющую, тогда как «как бы», «типа» и «тупо» - городская редукция, предназначенная сократить расстояние от точки А до точки Б по принципу клиент-заказчик. Все как всегда уперлось в простые спрос-предложение. Никакой жизни – одна материальная духовность, определяемая валютными курсами, как бы…
Так вот, наши наблюдения показывают, что «так то» имеет непосредственную функцию возврата в реальную жизнь. После семейной или рабочей утренней и пустой перепалки о том о сем, обязательно нужно вставить «так то», чтобы удостоверить собеседника в важности последующей информации. Например:
«- … ты че б..я на работу опять проспал? Небось вчера с дружками у ящика своего футбольного бухали, да?!
- Так то наши выиграли…
- А если б проиграли – чего скажешь не бухали бы, да?
- Ну так то да…»
И все понятно. Главное обвиняющий и возмущающийся так как то проникается жизненностью ситуации и уже почти готов простить, потому что сам смотрел матч и все помнил. Однако работа есть работа, и надо чуть дожать, чтобы убедиться в достоверности бытия до конца:
« - А я так то не проспал, с девяти уже в цеху! А?
- Ну по этому вы и начальник цеха, так то…
- Ну так то да…»
И верно ведь. Научишься смотреть матчи с плохим или хорошим исходом и вовремя приходить на работу – пора занимать нужное кресло. Так то да?
Тут и понимание, и взаимоуважение, и субординация соблюдается. А главное такт. Люди ценят и уважают друг друга – главное уметь договариваться.
Все дело в том, что это «так то» постоянно возвращает на реальную землю, в реальное жизненное бытие. Оно идет вопреки виртуализации «как бы» и «типа». Иначе люди просто запутаются – где оно правда, а где ложь.
Перевод хайдеревского «Dasain» помимо «тут бытие», «теперь», «вот», «здесь и сейчас» можно расширить. «Так то» и есть это немецкое «Dasain» в нашем исконно русском воплощении. Это воплощение уверенности в происходящем.
Оно дает долговременную стабильность, как языковой иммунитет,  во взаимоотношении русскоязычных людей, и работает, как справедливый отпор мегаполисным юзерам и хипстерам духа, не решающимся соскочить со своих  «как бы», «типа» и «тупо».
И опять и опять приходит вечная дилемма об основах – сознание определяет бытие или наоборот? Ибо высокая духовность скатилась до редуцированной виртуальщины, а материальность до электромагнитных сигналов… и данный текст лишь простое напоминание, что все это пиксели и точки и давно пора пойти чего-нибудь съесть, или поспать.
Так то да?