Душа в смартфоне

Арсений Одуорб
                Технический прогресс, по существу, создаёт протезы - он удлиняет наши руки, позволяет передвигаться быстрее, но мы не стали от этого счастливее… Наше духовное развитие настолько отстало, что мы становимся жертвами этого прогресса
                (Андрей  Тарковский)




Когда я был школьником в давние 60 – е годы прошлого столетия, я искренне  считал, что достижения  научно – технического прогресса  идут на благо самому человеку. Ведь человек становится от этого лучше, добрее -  у него уменьшается физическая нагрузка, и он может много времени проводить за чтением хороших книг, ходить в кружки и  секции, гулять среди ухоженной природы.

Я с 3 класса ходил в кружок физики, который вёл курсант – слушатель Минского военного училища, где готовили военных радиоинженеров, и уже в 7 классе своими руками и паяльником собрал радиоприёмник прямого усиления, а через год – и супергетеродинный, который выставили на выставку достижений советской молодёжи в гарнизонном доме офицеров.

Я был очень горд, и не мыслил себя вне физики. А по теме рассказа, всегда был уверен, что человек скоро будет в связи с тем, что он больше и больше знает и создаёт, всё добрее и добрее друг к другу.

Поэтому я считал, что главное – голова, а личная физическая сила вторична, так как скоро люди не будут обижать друг друга.

Я даже не понял, зачем мой папа, умный и взрослый, прошедший всю войну, в 9 классе ( 1969 год) заставил меня пойти в секцию штанги. Это произошло после того, как мне, толстому и неповоротливому хорошисту, великовозрастный школьный хулиган по фамилии Сивак ударил в лицо и разбил мне очки.

- Вместо того, чтобы собраться, и хоть один разок врезать в м..ду обидчику, ты захныкал и промолчал. При всём классе! – гневно сказал папа, и пошёл звонить своему знакомому – мастеру спорта по боксу по фамилии Шабето.

Но вместо того, чтобы попросить Шабето спросить у Сивака, зачем он ударил очкарика, папа договорился, что уже завтра я буду тренироваться в соседнем спортивном батальоне 120 дивизии у тренера по штанге.

И вот наступило завтра. От моего подъезда до спорткомплекса КБВО  (Краснознамённого Белорусского Военного Округа) идти надо было триста метров, и я с трепетом поплёлся, неся в руке школьный портфель, где лежали смятое советское спортивное трико и кеды одноимённого производства.

Мы с ребятами с моего двора по улице Спортивной военного городка Уручье под Минском здесь бывали часто, но в качестве зрителей – приходили смотреть различные соревнования, особенно нравился бокс и ручной мяч, когда играл СКА Минск.

Женщина – дежурная провела меня в раздевалку штангистов – солдат, и сказала:

- Выбирай себе свободный шкафчик, - и ушла.

Я быстро переоделся и вошёл в зал занятий штангой. И тут же остолбенел – у окна приседал со штангой, на которой было навешано несметное количество двадцатикилограммовых «блинов» сам Валерий Шарий, будущий олимпийский чемпион, и как сейчас называют , одна из ярких «звёзд» родной Белоруссии того времени.

От близости кумира всех белорусских пацанов того времени, я впал в некий ступор, из которого меня вывел подошедший прапорщик (к сожалению, десятилетия не сохранили в памяти  фамилию тренера. В ноябре 2018 г бывший солдат-штангист Семён Минакер мне напомнил фамилии тренеров -Павел Яковлевич Зубрилин  и Леонид Басин ), и сказал:

- Дай твой дневник!

Тут я вспомнил, что папа посылал меня в книжный магазин (недалеко от моей 84 школы) за дневником, в котором « тренер будет, как и всем, писать план на тренировку, замечания и выставлять оценки».

Я  побежал в раздевалку, и с удивлением и обидой обнаружил, что мои вещи валяются на не очень чистом полу, а в шкафчике лежит пахнущая крепким мужским потом солдатское хэбэ. Я понял, что мне показали моё место в иерархии спортбата, и положил мои ранее наглаженные брюки , рубашку и портфель на длинную низкую скамейку. Взял дневник, и бегом отнёс его тренеру.

- Твой папа, которого уважает весь городок,  попросил сделать из сына нормального человека. И он прав. Это может сделать только штанга, - произнёс не менее уважаемый Тренер Валерия Шария.

Я стал озираться и уже наполняться гордостью, что принадлежу к «клану» спортсменов – силовиков, но тренер произнёс :

- Первый месяц – ОФП (кто занимался спортом, знает , что это – общефизическая подготовка).

В дневнике на все тренировки Тренер подроьно писал, по пунктам, что надо сделать – сколько кругов пробежать по спортзалу, сколько раз отжать 10- килограммовый (для начала) «блин», сколько сделать приседаний  и т. д. , по времени. После каждой тренировки – к медсестре – пульс, давление, фонендоскоп.

Всё по-науке!

После первых тренировок я еле  доходил до дома, утром мышцы болели так, что на школьных уроках физкультуры учитель Аксаментов меня пожалел, и я сидел зрителем ( как оказалось, Аксаментов был другом Шабето, и был в курсе моего «перерождения»).

Если я так подробно буду описывать дальше, читателю может стать уже скучновато. Поэтому я «плёнку» крутану вперёд, и сделаю выводы по теме «Душа человека и прогресс».

В секции штанги я прозанимался два года, потом поступил в Минское высшее зенитно – ракетное училище ПВО страны (на 9 километре Московского шоссе), где секции штанги не было.

Что удивительно, как оказалось, мои вещи вышвырнул из шкафчика тогда ещё рядовой Яша Червяковский, очень сильный и крупный  белорусский парень, талантливый штангист. Судьба нас свела вновь, он все пять лет учёбы был командиром моей учебной группы. Яша закончил службу  командиром зенитно – ракетного полка, вернулся из Печоры в Минск, мы тепло общаемся при встрече и телефонных звонках.

А  с Валерой Шарием , прекрасным парнем, мы боялись играть в футбол после тренировок, так как при столкновении отлетали от него с костной болью. Он всегда тоже удивлялся и вежливо извинялся, что не предохраняло от последующей «стыковки». Сильнейший мужик. Кстати он, тяжелоатлет, прыгал в высоту ровно на два метра.

Теперь, прожив много лет, я отказался от идеи, что душа человека как то зависит от технического прогресса – много фактов из истории человечества подтверждает это.

Всё зависит от конкретного человека, его генома и в меньшей степени  от окружения в детстве. Например, один человек животных любит и жалеет, другой - с наслаждением травит ядом. Этого другого уже не изменить, он должен бояться это делать.

 Маркс и Энгельс не зря назвали историю  "спиралью", где человеком всё возвращается на "круги своя".

Нам трудно поверить, но в XIX в. крестьяне легко убивали своих детей, если они им были не нужны. Больных или «лишних» детей не лечили, намеренно переохлаждали. Такие «постнатальные аборты» в бесконечных вариациях были характерны для всех традиционных культур. В наше время, наполненное ноут- и нетбуками , айпадами и айтишниками, в России родителями брошено до миллиона детей, а для детей – глубоких инвалидов Госдумой принимаются ограничения на лечение за границей, бросая их на нашу коррупированную и во многом убогую медицину ( с иностранными томографами и прочей ненашей техникой). Чем это отличается от медленного изощрённого убийства?

Президент США Джексон, ныне изображённый на 20-долларовой купюре, хвастался тем, что лично вырезает кожу у индейцев, дубит её и делает подпруги для лошадей. В 1889 г. правительство Калифорнии опубликовало прайс-лист на скальпы индейцев - мужские, женские и детские. В наше время  на планшетах и смартфонах в « ютюбе «  можно наблюдать, как поддерживаемые американцами как бы религиозные фанатики отрубают головы своим оппонентам.

Англичанин Алан  Тьюринг, отец первого компьютера, в 1952 году был арестован английской полицией в подозрении в гомосексуализме, и доведён до самоубийства. Почти те же самые люди ныне обвиняют Россию в гонении гей – меньшинств, запрете их грязных парадов.

Во времена древнего мира римляне с большим удовольствием смотрели гладиаторские бои, где люди убивали людей. В наши дни  с не меньшим, если не с большим удовольствием, населению России по госканалам показывают ежеминутные убийства и насилия, зомбируя  зрителей на только известные заказчикам поступки и мысли. Всё это прекрасно смотрится на современном оборудовании «Триколор» и «НТВ+» и телевизорах новейшего поколения.

Наличие у всех мобильных телефонов не помешало внушить населению идеи главенства силы  и отсутствие справедливости.

Человек остаётся ближе к природе и к инстинктам, несмотря на технический прогресс.

Положение усугубляет нарушение принципов естественного отбора живых существ – благодаря медицине человек стал жить почти в четыре раза дольше своих предков.

Для отдельного человека это хорошо, но при отсутствии отбора растёт число деградантов ( назовём так людей  агрессивных, наглых, жестоких, бездуховных, алчных, безразличных) и просто психически неуравновешенных( неадекватных). В этом  помогает и наше информационное общество.

А в результате научного прогресса в их руках может оказаться судьба человечества (нанобактерии, ядерные минизаряды , неадекватное управление странами и т.д.).

Дай Бог, чтобы закончились войны, ведущиеся деградантами и психами,  а люди стали добрыми и доброжелательными. И стали бы любить работать не только в офисах, но и своими руками – на радость и удобство людей: печь хлеб, строить дома, писать картины, получать истинное удовольствие от своего труда.

Все люди вдруг зададут себе главный вопрос своей жизни:
- Зачем я на короткий миг появился в этой жизни и на этой планете? Для добра, зла, любви или ненависти?

Эх, размечтался, бывший «штангист».
Иди в секцию, позанимайся на велодорожке, а вечером  - в союз писателей.
Создавать виртуальные миры…

Фото из Интернета.

P.S/ Из Википедии - Тренером Валерия Петровича Шария был Павел Яковлевич Зубрилин, который поставил перед спортсменом цель стать олимпийским чемпионом. Под руководством тренера Зубрилина, Валерий Шарий защитил норматив мастера спорта и оказался в составе сборной команды страны. Он никогда не спорил с тренером и всегда выполнял его указания. Еще в начале спортивной карьеры Валерия Шария, Павел Зубрилин предрекал ему большие перспективы. Под руководством тренера, Валерий Шарий завоевал звание чемпиона страны среди молодежи. Также Павел Зубрилин решал бытовые проблемы спортсмена: когда Валерия Шария перед турниром в Таллине не включили в состав команды Вооруженных сил и он не смог жить, как другие спортсмены, в гостинице, тренер добился того, чтобы его подопечного заселили в обыкновенную казарму. Этот турнир спортсмен выиграл[1]. По словам спортсмена, серьезные результаты пришли после того, как он попал к тренеру Зубрилину[2].

Чемпион Олимпийских игр 1976 года, чемпион мира (1975—1976), Европы (1975—1976), СССР (1975, 1977, 1978). Победитель двух Спартакиад народов СССР.

Установил 13 мировых рекордов и 15 рекордов СССР.

14 мая 1972 года в московском Дворце спорта «Салют» Шарий потряс мир: три мировых и один всесоюзный рекорды! Сумма троеборья вызвала восторг, изумление — 527,5 кг. На 12,5 кг сумма превышала мировое достижение, установленное месяц назад. Это принесло Валерию путевку в Мюнхен и реальные шансы на победу. Однако на Олимпиаде-72 два советских средневеса (второй — Павлов) получили нулевые оценки в жиме. Мировой рекорд Валерия Шария в троеборье остался навечно, так как троеборье вскоре отменили.