Искать свои корни

Анна Ганюшкина
               

Недавно я получила письмо от правнучки бывшего местного помещика        Ф.М. Деева – Татьяны Минченковой из г. Людиново Калужской области. Она пишет о себе, что работает в Росгосстрахе, а также несёт послушание в местной церкви, по воскресеньям торгует в храме свечами, иконами, православной литературой. Далее она пишет,  что благодаря книге «История села Никольское» она узнала многое о своих предках. И очень благодарит авторов книги. Приведу выдержку из её письма: « Спасибо людям, любящим свою землю, неравнодушным к ней (а это краеведы, по-старому: родиноведы), раскрывающим для нас незнакомые страницы истории села и его людей. А.А.Бушуев выслал мне главу 7-ую из книги. Прочитав её, я была просто на седьмом небе от счастья! Наконец-то, я нашла то, что так долго искала! А где можно приобрести Вашу книгу об истории села? Хотелось бы прочесть её целиком. Я хочу отдать дань памяти своего любимого деда Феди: собрать хотя бы оренбургскую часть своего родословного дерева и передать это своим троим внукам. 
                Благодаря  данным научной работы доктора исторических наук         Е.В.Банниковой я смогла соединить в одно целое пять поколений Деевых:
Пётр Прокофьевич Деев (1729 г.р. - ?)
Степан Петрович Деев (1755 г. – в 1807 г.был ещё жив).
Михаил Степанович Деев (1792 г.- 1856 г.)
Его сыновья (Михаила):
Степан (1812 г.- 1870 г.)
Николай (1815 г. – 1864 г.)
Василий (1840 г.р. - ?)
Пётр (1845 г.р. - ?)
Фёдор (1849 г.- 1918 г.)- мой прадед   
Фёдор Фёдорович Деев (1905 г. – 1978 г.) – мой  дед.
                Из книги «История села Никольское» : «Фёдор Михайлович Деев поселился в Никольском. Здесь он обосновал своё имение: построил добротный каменный дом  с 4-мя колоннами над ериком, насадил сад, где росли осокорь, сирень, малина, смородина, крыжовник. Долго ещё сохранялись очертания сада, и многие старожилы помнят это место как «Деев сад». Там же был сооружён пруд, где разводили карасей, карпа. Евдокия Колдаева работала у Деева горничной и поваром, а её муж Пётр Колдаев был объездчиком».
                Из районной газеты «На боевом посту» от 5 декабря 1939 г.: «В нашем селе Никольске было два помещичьих имения. Лучшие земли были собственностью помещиков Тимашева и Деева. На площади, где сейчас построена средняя школа, квартиры учителей, рабочих и служащих, была церковь, а рядом с ней было имение помещика Тимашева. На месте, где в нынешнем году (1939) построено красивое здание ветеринарной лечебницы – жил другой помещик – Деев. Имения были обнесены плетневым забором»(из рассказа М.И.Юдина). 
                Из письма Татьяны Минченковой :
               
              «  Деевы «поднимались» вместе с Оренбургом. Зайчиковым называл сам себя Михаил Степанович Деев. Он не отдавал свою землю, возможно она им была передана в наследство по женской линии. Сейчас на ней стоит железнодорожный вокзал Оренбурга. Это же центр! Надоело в Интернете читать грязь и мерзость о моём дедушке. Они столько на свои плечи взвалили! И не мотались по заграницам, а помогали нуждающимся. Сейчас я нашла уже пятую церковь, которую на свои деньги построили Деевы. Это в     Башкортостане – Белебеевский район село Знаменка. Там же был особняк Деева (посмотрите по Интернету). Таких было три в природе. Второй – в Петербурге Елагинский дворец, третий – в Италии (похоже это один и тот же архитектурный проект). Аня, не сохранилось ли хоть какое-то старое фото бывшей церкви вашего села? Ещё высылаю тебе часть моей статьи, которая была опубликована в журнале «Лампада» № 4 за 2012 год.:
                «Мы стали Иванами, не помнящими родства! - сказал нам как-то на проповеди  отец Алексий. – не знаем  своей истории, даже своих корней, родных своих знаем только до третьего колена. Надо восстанавливать родословные, надо вспомнить и записать всё, о чём вы слышали от бабушек и дедушек». Когда я услышала эти слова, то подумала: это не ко мне. У меня в родословной такая «каша» , так всё перемешано, что я уж точно ничего не смогу найти, даже если очень захочу. Кубанские и уральские казаки. Черниговщина. Село Клишки Кролевецкого уезда, и стоящая чуть ли не на Азовском море станица Должанская . Но самое главное, что все эти родственники – кто после революции, кто перед войной – собрались в Ростовской области, где я и родилась. Отец – офицер, муж – офицер, постоянные переезды. Домашние фотографии (очень малочисленные) только с 30-х годов. Но священник благословил искать, в том числе и меня. И как в стихах юной оренбургской поэтессы, начались «Встречи благословенные с теми, кого нет». В детстве, когда спрашивала про родных, дед всегда отмалчивался, говорил, что рано остался сиротой. По своей природе он был очень скромным, спокойным человеком.Участник двух войн – сразу после Великой Отечественной ещё и с Японией – он много рассказывал о войне. А о самых близких своих людях – молчал. Когда мне было 20 лет, я приехала к ним в Ростовскую область в гости из Латвии. Вот тогда-то впервые дедушка мне попытался рассказать про своих родных. Говорил, что он из богатой семьи, что его предки были купцами в Оренбурге: «У нас был большой дом. В саду, в оранжерее росли лимоны…».  Это был тогда единственный разговор. Никому из внуков дед больше ничего не говорил. В середине 60-х деда разыскала старшая сестра Мария, она работала директором школы в селе Разномойка (Тюльганский район). Она привезла ему фотографию, где он в один годик сидит на руках у матери, окружённой кучей ребятишек.
            Оренбургские купцы… Это была единственная зацепка в моей памяти, но -  батюшка благословил на поиски… И начал раскручиваться «клубочек». Случайно увидела книгу А.Кузнецова «Этнографические заметки». Прочла. Книгу составил внук А.Кузнецова Геннадий Фёдорович Хомутов (оренбургский поэт). Написала ему. Получила ответ, где он пишет: «Да, у вас такие родственники! Их имя (Деевы) носила площадь и улица, они столько сделали для Оренбурга!». Хомутов выслал мне очень много книг, журнал «Гостиный двор»(почти все номера). А так же сделала запрос в Оренбургский архив, откуда пришла небольшая справка: да, были такие купцы Деевы в Оренбурге. И потом пошёл просто вал информации о купцах Деевых. Караваны с их товарами шли в Бухару и Хиву. Были у них свои кожевенные и салотопленные заводы. Выделанная на их кожевенных заводах красная юфть (кожа) получала медали на Парижской выставке. Деевы участвовали в Хивинском походе и походе на Ак-мечеть, имели в аренде  Соль- Илецкие промыслы. Крупные землевладения, хлебная торговля, свои мельницы. Лавки на Меновом и Гостиных дворах. Основатели банковского дела. Коннозаводчики (конезавод на Бродах, где содержался табун лошадей в 1500 голов). Спиртзавод в Белебее, где впервые в России применили способ очистки водки активированным углем. Деевы – меценаты, помогали и принимали участие деньгами во многих добрых начинаниях в Оренбурге. 
             Но главное для меня то, что Деевы помогли построить три церкви в Оренбурге. Первую – в честь Покрова Пресвятой Богородицы строил (вернее, давал деньги на строительство) прапрадед Михаил Степанович Деев.  Ещё одну в селе Угольное (Соль-Илецкий район), где она стоит до сих пор полуразрушенная (церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы).
             В историческом очерке краеведа И.К.Сабадаш описывается строительство храма в 1900 году в селе Петропавловка, который строился три года. «С начала 1904 года была открыта служба в новом храме. На первом же торжественном часе службы священник обратился к прихожанам с благодарственной речью за помощь в строительстве, и особо отметил людей, внесших большие средства. Среди них владельцы имений в округе:  Тимашев, Исеев, Дурасова, купец Деев и другие» (из книги «История села Никольское»). 
              Из письма Татьяны Минченковой: «Есть книги, которым можно доверять как историческим. Это «Подвижники благочестия 18 и 19 веков»,    «Октябрь 1909 г.» В одной из глав идёт рассказ об устройстве Успенского женского монастыря в Оренбурге. Один из Деевых – Пётр Михайлович     пожертвовал этому монастырю колокол весом 4200 кг с надписью: «В память рождения Великой княжны Ольги Николаевны». Он же пожертвовал монастырю 1386 десятин земли. Братья Деевы: Степан, Николай, Василий, Пётр – помогали в построении монастыря. С левой стороны от главного храма стояли две часовни над фамильными склепами Петра и Василия Деевых. С приходом к власти большевиков склепы разорили, останки были выброшены, часовни разломаны…В наше время на территории монастырского кладбища, именно там, где в том числе находились и склепы Деевых, казаки установили Поклонный крест, освятили его 4 ноября 2009 г.   
В 1887 году в Оренбургском тюремном замке тщанием Петра Деева была построена церковь святой Великомученицы Варвары. Ещё, наверное, не завял сад, посаженный в Оренбурге крепостным садовником Лебедевым на пожертвованные городским головой Степаном Михайловичем Деевым тысячу рублей. Оренбург православный должен помнить Степана Михайловича и за Табынскую икону Божией Матери. В документе написано: «Установление Крестного хода началось ходатайством перед Преосвященным Антонием (Шокотовым) Оренбургского городского головы  Степана Михайловича Деева и поверенного от жителей Стерлитамака В. Владимирцева: «О дозволении вносить икону Казанской Божией Матери , находящуюся в церкви села Табынска Стерлитамакского уезда, в г.Оренбург и в Стерлитамак – в первый в сентябре, а в последний в 9-ую пятницу».          6 июня было получено разрешение Священного Синода, и граждане  Оренбурга и Стерлитамака получили возможность встречать Табынскую икону каждый год.
             Я никогда не была в Оренбурге, всё, что знаю – черпаю из книг, и всё больше влюбляюсь в этот суровый край. В Оренбуржье просияла череда имён, близких по силе духа Ломоносову. «Птенцы гнезда Петрова…».Я буду и дальше выполнять то, на что меня благословил священник: искать свои корни. Мне ещё искать и искать, а если найдётся у вас какая-то информация о казаках Уральских – Чалкиных Сакмарского уезда Оренбургской губернии – прошу сообщить мне».
                Анна Ганюшкина    
                селькор село Никольское.