Круча-4

Тивик
                Круча

                Андрей Тивик

 Вспомнился Вадиму и ещё один случай. Декабрь 1962 года. Его напарник Владимир получил задание перевезти что-то на ферме. Зима, ехать далеко, и поэтому для страховки с ним поехал Вадим. Утром он подошёл к дому Владимира, тот вынес горячей воды, залил её в радиатор и завёл трактор. Вадим помог подцепить сани. После этого Владимир сел за рычаги, Вадим сел на соседнее сиденье, и они поехали.

 Поднялись на гору и начали спускаться вниз. Всё шло нормально. Трактор ровно гудел. Склон стал более пологим. Вот и поворот налево. Владимир потянул за рычаг, чтобы повернуть, но трактор упрямо полз вперёд. Впереди в метрах пятнадцати стоял дом, и трактор двигался точно на сарай, пристроенный к дому. Несмотря на все усилия Владимира, трактор не желал ему подчиняться. А расстояние между тем сокращалось. Трактор под небольшим углом неумолимо приближался к дощатым воротам сарая.

 Вадим почувствовал, как похолодело под ложечкой: сейчас снесём сарай. Но в самый последний момент Владимир повернул рычажок акселератора и отключил подачу питания на двигатель. Трактор, царапнув траком правой гусеницы одну из досок ворот, остановился.

 «Пронесло», — облегчённо подумал Вадим. Владимир, выключив скорость, быстро выскочил из трактора. Вадим последовал за ним и мельком оглядел повреждения. Расстояние между правой гусеницей и доской было меньше миллиметра. Но касание всё-таки было, об этом свидетельствовала свежая вмятина, оставленная гребнем трака. Во избежание неприятностей нужно было срочно завести трактор и отъехать от сарая.

 Но не успел Владимир снять стенку капота, как из дверей сарая, расположенных рядом с воротами, выскочил хозяин дома:
 — Вы чуть не задавили моего отца. Он сидел, прислонившись к воротам.

 Владимир что-то буркнул, пытаясь завести пускач. В сарае слышались голоса, но никто не показывался.

 — Трактор потерял управление, — попытался объяснить Вадим, но хозяин дома упрямо повторил:
 — Вы чуть не задавили моего отца.
 — Мы сделали всё, чтобы этого не случилось, — ответил Вадим.

 Хозяин посмотрел на ворота и, увидев, что повреждения незначительные, махнул рукой:
 — Вы не первые, кто пытается наехать на мой дом. Неудачное место.

 Хозяин дома подождал пока Вадим и Владимир сядут в кабину трактора. Владимир сдал трактор назад и выехал на дорогу.
 — Что у них там? Сходка что ли? — пробурчал он.

 Вадим задумался. А если бы он сидел за рычагами? Догадался бы он затормозить двигателем? А если бы нет? Быть тогда большой беде. Трудно сказать, как он бы поступил в стрессовой ситуации. Молодец Владимир.

 А в чём причины этого инцидента? То, что бортовые фрикционы при движении с горы могут отказать, было само собой разумеющимся. Отсутствие реакции на управление фрикционами объяснялось тем, что принудительная скорость трактора была равна скорости его движения по инерции. Но ведь отказали и тормозные ленты. Вполне возможно, что из-за конденсата на них образовался тонкий слой наледи. Но вероятность такого события невелика. По-видимому тормозная система плохо отрегулирована, управление то совместное. Ясно одно, к трагедии чуть не привела совокупность нескольких факторов.

 А почему Владимир сразу не отключил двигатель? Ведь этот приём ему, да и Вадиму, был хорошо известен. Чтобы не возиться с капризным пускачом они частенько глушили трактор, не выключая скорости, на склоне оврага. А утром нажал на сцепление — трактор тронулся, сцепление отпустил — двигатель завёлся, крутой разворот и всё в порядке. По-видимому, сыграл свою роль стресс. Хорошо ещё, что уклон около сарая небольшой, и можно было спокойно манипулировать рычагом переключения скоростей. А то бы пришлось бежать за другим трактором, чтобы оттащить от сарая свой. Подкладыванием под гусеницы камешков в такой ситуации вряд ли отделаешься.

 Возвращались домой они вечером. Около фермы Владимир остановился и бросил в сани две доски. По-видимому, он присмотрел их заранее. Проезжая мимо злополучного места, он сбросил доски под ворота.

 «Молодец Владимир. Он и об этом в отличие от меня подумал», — промелькнуло в голове Вадима.

 Когда Вадим пришёл домой, родители уже знали о происшествии. Поэтому ему пришлось во всех подробностях рассказать о случившемся. И хотя всё вроде бы было ясно, отец всё-таки дополнительно уточнил у Вадима:
 — Кто сидел за рычагами? Мне сказали, что вроде бы не ты.
 — Не я, —  твёрдо ответил Вадим.
Других вопросов у отца не было.

 Впоследствии об этом происшествии Вадиму и Владимиру никто не напоминал. Наверно две доски при дефиците стройматериалов были достаточной компенсацией за моральный и материальный ущерб.