Вступление к сборнику сказок Заседание Городской Р

Виктор Зейский
                ВМЕСТО  ПРЕДИСЛОВИЯ
                Пятьдесят сказок на одну тему: "Откуда берутся дети"?
               
    Переступив порог квартиры дедушки и бабушки, Танюшка сразу же принималась за наведение порядка по своему вкусу. А как все нормальные дедушки и бабушки, Дмитрий Матвеевич и Анна Игнатьевна души не чаяли в своей внучке и позволяли ей хозяйничать, воплощая свою неуёмную фантазию в такие вольности, за которые её папа в таком же возрасте был бы непременно наказан.
    Это непоседливое большеглазое существо с очаровательными ямочками в уголках рта умиляло взрослых своими нелогичными придирками и приказами. То, например, у неё вызывает раздражение ваза с искусственными цветами, стоящая на комоде, в то время как она, по её мнению, должна находиться на столе. В другой раз, наоборот, самым подходящим местом для этой же вазы она считает именно комод. Никак не может обрести постоянное место полотенце для посуды: то оно должно висеть на гвоздике возле раковины, то на спинке стула, то на выступающей ручке кухонного шкафа. Подушки почему-то, по её мнению, всегда оказываются сложенными не на том краю кровати и она исправляет этот непорядок. Газеты, лежащие на журнальном столике, оказывается, должны лежать на стуле. А кошка Жульена? – ишь, какая барыня, пусть спит не на кресле, а на диване.
    Серьёзный вид, с каким наводила «порядок» внучка, уморительность её придирок, забавляли стариков. Но когда в своём рвении она заходила слишком далеко, например, считала, что шифоньер стоит не на своём месте, кровати надо поменять местами, скатерть на столе слишком длинная и не мешало бы её обрезать, что она и пыталась сделать с помощью ножниц, Старикам приходилось сообща её разубеждать.
    Иногда старики теряли бдительность, отвлекаясь либо на интересную телепередачу, либо на телефонный звонок, либо на вошедшего соседа, и тогда Танюшка успевала совершить уже не забавный подвиг: исправить фломастером рисунок на обоях, на скатерти, разбить горшок при попытке перенести его с одного подоконника на другой. Да мало ли что может возникнуть в бездонном кладезе идей, помещённом природой в головку  их внучки. 
    Но даже разорительные выходки маленькой сорвиголовы не были так огорчительны, как процесс её кормления. Чтобы заставить Танюшку съесть то-то и столько-то, как считают нужным бабушка и дедушка, приходится идти на разные ухищрения. Самым надёжным приёмом оказался всё-таки, испытанный временем и поколениями: скушать ложечку за кого-то.
    Вот и сегодня. Бабушка сварила рисовую кашу и в тарелку с ней положила несколько абрикосин из компота и залила  сиропом.  Казалось бы, что от такого блюда отказаться просто невозможно. Но Танюшка не съела и половины. Дедушка впрягся в свою обычную роль и стал предлагать съесть ещё ложку за папу, за маму, за кошку, и т.д. Но сегодня этот приём не срабатывал: внучка ни за кого не хотела есть. Когда у дедушки истощился весь арсенал приёмов - заставить внучку не насильственно съесть обед, он сдался и со словами: «чем добру пропадать, пусть лучше живот лопнет», - принялся доедать за неё.
    Вдруг Танюшка спохватилась:
- Деда, дай я съем ложку за аиста.
- За аиста? А с чего это вдруг? Неужели он тебе друг? – скаламбурил дедушка.
- Ничего он мне и не друг - он Иришкин друг.
- Так, так, так, Иришкин, говоришь, друг, а ты-то здесь причём? Она тебе не давала куклу поиграть, ты на неё здорово обиделась. Что – помирились? Это правильно - нельзя на подругу долго сердиться.
- Мы вовсе и не мирились: это не та Иришка, это моя подружка в детском садике.
- А-а-а, в детском садике, - протянул дедушка. – Ну, что ж, за аиста, так за аиста.
Танюшка усердно прожевала целую ложку каши.
- Ну, давай, вспомни - может, ещё за какую-нибудь подружку скушаешь ложку?
- Давай, деда, ещё ложку каши, ведь аист очень устал и ему надо много есть.
- Конечно, внученька, уставшие о-го-го как здорово едят! - радостно подхватил дедушка, пытаясь сообразить: «При чём здесь аист?»    Следующую ложку внучка уже опять отказалась есть, а убедительные стимулы у дедушки иссякли.
- А с чего это вдруг, ты решила поесть за Иришкиного друга аиста? И почему он устал?
- Иришка вчера сказала, что этот аист недавно ей братика принёс. Он летел очень долго, а братик тяжёлый, вот он и проголодался.
- А-а-а, так вот оно в чём дело! Слушай, может, и тебя аист принёс? Тогда и за него надо несколько ложек скушать. Давай спросим у папки.
Танюшка, лукаво улыбаясь, уставилась глазами в тарелку и ничего не ответила.
- Ну, чего молчишь? Будешь за своего аиста есть? Ведь и твоему аисту было нелегко тебя тащить.
- Нет, меня аист не приносил - я у мамы в животике была.
Старики опешили от такой осведомлённости пятилетней внучки. Они смотрели друг на друга, не зная, как должно реагировать на такое заявление внучки. С одной стороны радио и печать настаивают на необходимости просвещать детей с раннего возраста, но с другой стороны, они, старики, считают, что не всякую правду жизни нужно открывать детям, не нужно обкрадывать их детство, ибо мифы, сказки, легенды о том, как появляются дети, потеряют свою романтичность, загадочность.
- Кто тебе такую чушь сказал? - сердито спросил дедушка, - кому это в голову такая дурь пришла?
- Мне мама сказала.
- Дура твоя мама! Самая настоящая набитая дура, - гневается Дмитрий Матвеевич, - врёт она всё.
- Если она врёт, то откуда я взялась? Не знаешь?
Дедушка обдумывает ответ, чтобы он был доходчив до внучки, а она поняла это, как незнание:
- А, вот и не знаешь, не знаешь.
Да я-то знаю. Я думал, что мать тебе давно об этом рассказала, но она, видать, не захотела, потому, что это длинная история. Вот она и придумала про животик, чтобы отвязаться от тебя.
- Длинная история? Дедушка, расскажи, я люблю длинные истории.
- Ну, хорошо, доешь последнюю кашу: тут осталось-то всего ложки две, а я пока хорошо вспомню, а то ведь подзабыл, - говоря это, Дмитрий Матвеевич лихорадочно набрасывал в уме сюжет рассказа.
Танюшка через силу доела кашу, постучала ложкой по донышку чашки:
- Всё, деда, я съела, Давай рассказывай мою историю.
- О, молодец, всё съела! Ну, ладно, слушай.
               
                Сказка 1.  СЮРПРИЗ В ГРИБЕ
    «Ты видела лес за нашим огородом и даже была в нём, а известно ли тебе, что вы появились одновременно: лес и ты?
   - Деда, ты что-то сочиняешь: смотри – какая я малюсенькая, и вон, какой лес большущий!
   - Сейчас ты всё поймёшь. А дело было так. Когда твои папка с мамкой поженились, им на свадьбе подарили подкову. Чтоб ты знала, поясняю – подкову дарить это такой обычай существует. Она, эта подкова, якобы счастье приносит…
- Деда, а я не знаю, что такое подкова?
- Подкова – это такая железка, напоминающая букву «С», которую прибивают на лошадиные копыта, чтобы они не изнашивались при ходьбе по твёрдой почве и по камням. Так вот, продолжаю: подарили им на счастье такую подкову, повесили они её над дверью. И висела она там не принеся особенного счастья, хотя прошёл уже целый год. Рассердился твой папка на бесполезную штуковину, взял её, вышел на крыльцо и зашвырнул далеко за огород. А надо тебе сказать, что в то время сразу за нашим огородом начиналось большое, противное, с кочками, болото. Упала подкова в это болото, подняв столь много брызг, что они выпали на всё болото, как дождь. Это было удивительно. На следующее утро просыпаемся мы как обычно рано и что же видим? Где раньше было болото, теперь вырос настоящий лес! Можешь себе представить: вечером было болото, а утром на его месте появился лес. Ясно, что без волшебства здесь не обошлось. Подивиться на чудо высыпала вся деревня.
    Что дивиться? – надо испытать. Люди с чувством страха и восторга пошли к лесу. И мы пошли поглазеть на необычное преобразование природы. Зашли в лес: сосны, берёзы и даже ели. А сколько там оказалось грибов! - видимо-невидимо! Сбегали люди обратно домой: кто за корзинкой, кто за ведром, и принялись за сбор грибов.
    Пошли и твои, папа с мамой, в лес по грибы. Сначала они собирали все попадающиеся съедобные и чистые грибы. Когда корзины были заполнены более, чем наполовину, они стали брать только свои любимые грибы: белые, подберезовики, подосиновики и грузди. До поры до времени, всё шло как обычно… Но вот, увидев очередной боровик, мама твоя нагнулась, чтобы его срезать, но какой-то зверек мгновенно сорвал его перед самым её носом и юркнул на дерево. Недалеко она увидела еще один боровик и когда попыталась его срезать, опять зверек опередил её. «Интересно – кто это? и почему он не дает мне сорвать гриб?» – подумала мама, осмотрелась вокруг: боже мой! - масса белок снуют вокруг, а она и не замечала. Такое поведение белок показалось занимательным, и она решила продолжать наблюдение – интересно, чем все это закончится? Недалеко, за деревьями, подаёт голос твой папа Гена.
    Некоторые грибы белки позволяли сорвать: почему? И тут мама твоя обратила внимание, что белки забирают грибы так, что оставляет ей грибы, которые направляют её в строго определённом направлении. Тогда она не стала пытаться рвать грибы в стороне от направления на приметный участок, и действительно, белки оставили её в покое.
    Меж деревьев стал промелькивать папа. Постепенно они сближаются… . Возле особенно густых зарослей молодых елей они оказались бок о бок. Оказывается, и папу твоего опекали белки точно так же, как маму. Своими действиями белки упрямо направляют их в этот густой ельничек. Они раздвинули густые ветки чащобы и увидели огромный боровик! – чуть ли ни до пояса! Не думаю, что подобный экземпляр попадался еще кому-нибудь. Срезать такого гиганта было непросто, и когда папа это сделал и попытался его поднять, белки хором зацокали. "К чему бы это? Не иначе, как внутри гриба какой-то хрупкий сюрприз".  Он осторожно срезать шляпку гриба. И в тот же момент из ножки гриба раздался детский плачь! Заглянули внутрь, а там ты! Вот так ты у нас и появилась! А то в животике. Рано тебе ещё про животик знать!    -Слушай, Варварушка", - обратился Дмитрий Матвеевич к жене, - у меня возникла идея: а что, если, я, как член нашей Городской Родительской Думы, предложу тему для обсуждения: «Как родители объясняют своим детям их появление на свет».
- Не смеши людей и не отвлекай их от настоящей работы.
- Вот, вечно ты так – подрубаешь на корню мои благие начинания. А я всё-таки предложу!…

    Выступает Председатель Городской Родительской Думы :
«Открываем очередное и необычное заседание Родительской Думы нашего города. Необычность его в том, что посвящено оно необычной теме, можно даже сказать, несерьёзной теме: откуда берутся дети? Но не в медицинском смысле, а что мы говорим нашим детям, когда они интересуются фактом своего появления. Большинство родителей отделывается одним из двух типовых вариантов: «Аисты принесли» или «Под капустой нашли». Но к ним прибегают те, у кого с фантазией не лады. А у кого воображения через край? Как они объясняют факт появления своего чада? Вот этой «несерьёзной» темой мы и решили заняться. Кстати, напомню, что её предложил на последнем заседании Дмитрий Матвеевич Степанов.
 Для начала надо разобраться с упомянутыми двумя вариантами. Мы долго искали знатоков, которые могли бы нам сказать более одной фразы на эту тему, или любые другие источники, которые могли бы наполнить эту фразу содержанием. Людей таких мы не нашли, но в Госфильмофонде отыскали два архивных кинодокумента, которые будут вам представлены. Надеемся, что кликушеские стенания, дескать, «нечего забивать головы детям вредными побасёнками, они должны знать чистую правду о своём появлении», настоящих родителей не собьют с тропы, которая ведёт в мир воображения и фантазии. Ведь невозможно себе представить, чтобы все великие творения человечества создавались людьми, лишенными фантазии и воображения. А как их развить, если мы будем ограничивать наших детей рамками реальности? Ведь не приходит никому в голову разоблачить Деда Мороза, как мифологического персонажа; в одной стране, как вы знаете, попытались это сделать и пожалели, увидев реакцию малолетних граждан на неуклюжую попытку развенчать красивый миф.
  Один из найденных нами архивных кинодокументов, откроет наше заседание, а вторым мы его закроем. Сколько заседаний займёт эта тема, мы не знаем: это зависит от количества желающих выступить, и это количество мы не намерены ограничивать. Итак, внимание на экран: открывает наше заседание мультфильм о том, как дети оказываются под капустой".