Народный календарь, 29 августа - 4 сентября

Александр Мишутин
 
   
     29 АВГУСТА. ТРЕТИЙ СПАС, ОРЕХОВЫЙ.
  Спас, значит, Спаситель. Так кратко на Руси называли Иисуса Христа.
  К этому времени в средней полосе России поспевали орехи, потому и Спас назывался ореховым.
  В некоторых областях России начинались ярмарки, на которые привозили холсты. Третий Спас поэтому называли ещё и «Спасом на холстах», Это было связано не только с «холщовыми» ярмарками, но и с тем, что церковь в этот день праздновала перенесение Нерукотворного образа Спасителя из города Едессы в Царьград. А «нерукотворный образ» потому, что по библейскому преданию лик Иисуса Христа чудесным образом отпечатался на куске ткани, на холсте.
 В эти же дни заканчивался посев озимых. Посев озимого хлеба начинают «за три дня до Успеньева дня и продолжают еще три дня после». Все, конечно, зависело от погоды (в первую очередь) и наличия рабочих рук. Мог¬ли засеять и до яблочного Спаса. Но тоже бывало редко. Поэтому «досевки» продолжались и после третьего Спаса. Перед посевом молились. Женщины провожали мужей хлебом-солью. На телегу клали три снопа. На них — мешки с рожью.
    На поле засевальщика встречали дети с гречневой кашей. После «досевок» работники возвращались, а хлеб и каша съедались всей семьей.

 
  31 АВГУСТА. ФЛОР И ЛАВР - ЛОШАДНИКИ, КОНСКИЙ ПРАЗДНИК.
  «На второй день третьего Спаса пахал мужик свой «пар», чтобы посеять озимую рожь. Лошадь заартачилась и остановилась; принялся мужик хлестать ее кнутом, а потом стал изо всех сил колотить палкой. Лошадь пала на колени и заржала. Хозяин осыпал её бранью и проклятиями и пригрозил вспахать на ней целую десятину (0,9 га) в один день. На этот сказ, откуда ни взялись, два странника с посохами.
«За что ты бьешь лошадь? — спрашивают они мужика, — ведь ты ответишь за неё Богу, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет ему молиться. У вас вот на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего круглый год нет ни единого. Завтра наш день — Флора и Лавра... Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел, нам быть их заступникам и ходатаями перед Ним». (С.В. Максимов).

  Вот так по одной из легенд о Флоре и Лавре возник «конский праздник». И если другие святые (Николай, Егорий, Власий) являются покровителями всех или многих домашних животных, то Флор и Лавр — только лошадей. И настолько почитаемы они крестьянами, что совсем нередкостью было в прошлом веке увидеть в конюшнях икону (образ) Флора и Лавра.

  Да и как не почитать этих святых, если они оберегают самое дорогое для крестьянина — коня. Много чего может лишиться крестьянин, но это будут полулишения, не катастрофа. А вот если он лишится коня — это катастрофа, горе. И не меньшее, если не большее, чем пожар. Есть конь и здоровье — будет и добро. Нет коня — иди по миру или в батраки. Оттого и причитают под павшим конем, как над человеком, называя его и «кормильцем», и «родимым».

  Ко дню «лошадиных именин» готовились тщательно: мели и мыли избы, наряжались хозяева и украшались лошади. Их мыли, расчесывали им гривы и хвосты. В гривы вплетали ленты или куски цветной ткани. С утра прикармливали лошадей свежим сеном и овсом. И, конечно, в этот день на них не работали. Ни хомут, ни седло не надевали. Даже если ездили на них верхом, то без седла.

  К обедне хозяева приводили лошадей к церковной ограде. Священники, отслужив молебен покровителям коней, выходили к ограде со «свячёной» водой. Они благословляли лошадей крестом и кропили их водой. Каждый хозяин старался сделать так, чтобы хоть одна капля «свячёной» воды, но попала на лошадь. Это, по их уверениям, охраняет коней от всякого лиха.
  После молебна и освящения часто устраивались скачки на неоседланных лошадях. Затем кони отдыхали, а люди пировали, щедро угощая друг друга.

  Мужик-работник за многовековое содружество с работником-конём присмотрелся к его нраву, привычкам и многие приметы связал с его по-ведением. Ржет конь — к добру, ногою топает — к дороге, фыркает в дороге — к доброй встрече, закидывает голову — к долгому ненастью, валяется по земле — к теплу, ясной погоде. Споткнется конь при выезде со двора в дорогу—лучше вернуться, несчастье будет. Вспомните: и в сказках кони спотыкаются не к добру.

  Даже после смерти своей конь оставался верным слугою своему хозяину: конский череп, воткнутый на частокол возле дома, оберегал двор от нечисти и лиха.
  Ко дню Флора и Лавра заканчивался посев ржи, «дожинки» и «досевки».
  С Флора и Лавра начинали солить огурцы и работать в избах при огне. До этого дня свет в избах не зажигали: хватало вечернего. «С Флора засиживают (то есть работают при огне) ретивые (старательные), а с Семёна (14 сентября) — ленивые».


  1 СЕНТЯБРЯ.  АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ - ТЕПЛЯК.
  В степных местах наблюдали в этот день за ветром. Если дует с «полуден», с юга, говорят: пошли овсы на спех; батюшка-юг пустил ветер на овес; ожидался хороший урожай овса.
  Но этот день еще и день мученицы Фёклы, а потому «на Фёклу дергай свёклу».


  2 СЕНТЯБРЯ. САМОЙЛИН ДЕНЬ.
  «Самойло-пророк сам Бога о мужике молит».


  3 СЕНТЯБРЯ. ФАДДЕЙ. ВАССА.
   «Кто Фаддей — тот своим счастьем (в этот день) владей». «Баба Василиса со льнами торопится — готовься к потрепушкам да к супрядкам.
  Если этот день был ясным, то ожидали еще четыре недели хорошей погоды.


  4 СЕНТЯБРЯ. АГАФОН-ОГУМЕННИК.
  Бедовый день. Вернее, не день, а ночь. Леший в эту ночь дурит, потехи устраивает. Мало ему в лесу проказ: то с дороги собьёт, то в чащу заведёт лесного путника: пугает крещеный люд: свищет, аукает, хохочет, плачет. Так вот ещё и к полям, которые поближе к лесу, озоровать повадился.
  Если в лесу от его чар как-то избавиться можно: вывернуть свою одежду и снова надеть, правый лапоть на левую ногу надеть и наоборот, то в поле ночью как? В конце концов, в лесу и словами от лешего отбояриться можно. Достаточно произнести: «Шел, нашел, потерял» — и леший отстанет. А уж если закричишь: "Овечья морда, овечья шерсть!» — леший точно отстанет. С криком: «А дождался!» эта нечисть исчезнет и приставать к тебе больше не будет. Хоть и страшно он выглядит: остроголовый, без бровей и ресниц, да только с одним ухом, с зелёными горящими глазами, но управа на него в лесу есть. Как бы он ни рядился под человека или ни прятался за деревьями или в траве (леший может менять свой рост: быть ниже травы или высотой с дерево), узнать его можно. А вот ночью в поле...
  Подкрадывается ночью леший к полям со стоящими снопами, развязывает и разбрасывает снопы по полям — силища у него необыкновенная! И никто после не разберётся, где чьи снопы.

  Я поздравляю именинников. 
29 августа: Демид. 
30 августа: Мирон, Павел, Ульяна.
31 августа: Денис, Емельян, Иван, Илларион.
1  сентября: Андрей, Тимофей.
2 сентября: Самуил.
3 сентября: Васса (Василиса).
4 сентября: Анфиса, Афанасий, Иван.
 С днем ангела вас!