Хочу уехать из России. Но куда?

Вадим Егоров
Всегда будь воли своей хозяин, совести же - рабом.
Мария Эшенбах


   Ко мне нередко обращаются с таким, далеко не риторическим вопросом. Минуло три десятилетия с начала перестройки, а россияне, по моим наблюдениям, пребывают в растерянности.  Особенно, старшее поколение. Свобода, как штормовая волна, накрыла каждого. Никто не подсказывает, как и где находить работу, поддерживать здоровье, создавать семью. Может, за рубежом «текут молочные реки с кисельными берегами?»


   «Каждый выживает по своему», - так в приватной беседе высказался недавно ушедший от нас любимый журналист Василий Песков. Конечно, согласился я тогда, но должен же быть общий подход, не только к выживанию, но и достижению успеха. Вот и хочу посоветоваться с читателем: прав ли я? Расскажу о памятной встрече и об истории одной семьи.


   Я возвращался из Баденвайлера,  что на юго – западе Германии, недалеко от известного курорта Баден – Бадена. В   райском уголке с чудесной природой и целебным лесным воздухом Шварцвальда провел свои последние дни и часы Антон Павлович Чехов. Там же и его первое захоронение. Теперь я побывал, кроме Сахалина, везде, где ступала нога моего  кумира. Довольный, но несколько утомленный дорогой – пришлось поездом делать две пересадки, я вышел в Штутгарте из вагона и спустился в подземный переход. Захотелось отметить удачную поездку, и я подошел к барной стойке насладиться  ароматом ванильного чая. Задумался и вдруг услышал громкую русскую речь. Неудивительно, здесь можно встретить наших, но уж очень напряженным был разговор. Он то утихал, то вспыхивал резким накалом. Три женщины: две пенсионного возраста и одна лет тридцати - пытались в чем – то убедить друг друга. Но то ли тема слишком серьезная,а аргументы слабые, они не могли придти, как говорят, к консенсусу.


   Прислушавшись, понял, что речь идет о судьбе молодой. Куда ей ехать: в Москву - к матери, в Америку - к тете или оставаться в Германии. Минута раздумья и…я уже рядом с ними.

 - Извините, услышал родную речь, да и тема беседы мне близка. Я – социальный психолог, езжу по странам, помогаю себе и другим разобраться: кто я и чего хочу от жизни. Со стороны – то виднее! Может, и Вам могу быть полезен.

   Игривый косой взгляд москвички скользнул по моей внешности, оценивая и одновременно приглашая к разговору: «Уж Вы – то ,надеюсь, поможете мне вытащить отсюда дочь. Здесь она погибнет!»

   Да, эта особа, если захочет, добьется своего, мелькнуло в голове. Моложавая, спортивного вида, с выдающимся в прямом и переносном смысле бюстом двинулась на меня. Почему – то в памяти всплыло высказывание: » Только чувствуя себя привлекательным для противоположного пола мы испытываем комфорт от осознания того, что имеем право на счастливую личную жизнь». Да, я готов к разговору с такими приятными дамами. Так уж случалось, что с женщинами мне чаще удавалось успешное общение.


 - А, может, мы поднимемся в кафе на вокзале – там поздно закрывают, - предложила тетя молодой женщины. Так и сделали. Нашли уединенный столик и уютно расположились в полумягких креслах. Познакомились. Ольга Михайловна, мама Лены – так звали дочь, заказала кофе с пирожными.


   По напряженным лицам было видно: предстоит непростой разговор. Нина Михайловна –  тетя Лены выглядела несколько отстраненно. » Мама, я никуда отсюда не поеду, не надейся», - резко, с надрывом выпалила дочь. Почувствовал: настала моя очередь вступать в разговор.

 - Ольга Михайловна, я разделяю Ваше беспокойство. Вы хотите, чтобы Лена была с Вами. Но мне хотелось бы от нее услышать, как она попала в Германию? Не волнуйтесь, мы найдем оптимальное решение.

 - Мой бывший муж , а жили мы в Казахстане,  этнический немец, у него здесь родственники. Германия приглашает евреев, немцев по крови. Дает пособие. Предоставляет условия учебы, работы. Но устроиться по специальности, а многие приезжают с дипломами – непросто. Надо подтвердить квалификацию и знание немецкого. Петр – избалованный лентяй. Я поняла это давно, но надеялась, что здесь исправится – все  же немецкие корни. Он затосковал, связался с такими же русскоговорящими бездельниками. Их тут хватает, особенно на вокзалах. Стал пить, приобщился к наркотикам. Уговоры не действовали. Я не захотела иметь от него детей и развелась.

 - Так поедем со мной, - чуть не вскочила Ольга Михайловна, в Москве найдем жениха. Ты – красивая женщина!

 - А зачем мне искать? Я уже нашла.  Ганс – чуткий, заботливый. Не курит, не пьет. Да здесь, практически, нет пьяниц. Мы приходим с работы, и он помогает готовить. Потом вместе идем на кружок бальных танцев. У нас друзья – такие же, как и мы.

 - Как это не пьет, да здесь пиво рекой течет! – возразила мама.
 
 - Да, пьют его много, но без цели потерять рассудок. Только расслабиться, поднять настроение. Для дружеского общения. Без выяснения отношений, как часто бывает у нас.

 - Мне тоже было в диковинку,-  не сдержался я, - когда первый раз побывал на Октоберфесте (праздник урожая в октябре). Набережная Рейна в Дюссельдорфе - километра на 2 – вся в пивных. Многие с семьями, с детьми. Снимал крупным планом лица, глаза немцев. Да, были возбуждены, но не ощущалось негативного напряжения, характерного для подвыпившего. Когда же  пригласили в гости – со мной произошел казус. Стыдно вспоминать. Спросили: » Что буду пить?» О, я считал, что владею немецким и решил его продемонстрировать. » Белое или красное», - ответил я. Конечно, подразумевал:  вино. По тому, как обменялись недоуменными взглядами хозяйка и гости, понял, что попал  впросак. А вопрос касался только воды: обычной,минеральной, с газом или без. Вот так. А у нас ни одно застолье с гостями не обходится без алкоголя.


 - А Ганс твой – скряга, я видела, как ты выпрашивала деньги, - дождавшись окончания моей тирады, выпалила Ольга Михайловна.

 - Не выпрашивала, а советовалась с ним: покупать новую мебель или подождать. Он научил  вести бюджет семьи. Раньше и слова такого не знали. Папа был генерал, и мы не считали деньги. Да, здесь все так живут и довольны.

    Заметив, как снова напряглась мама Лены, для разрядки обратился к ее сестре: » А как Вы, Нина Михайловна оказались в Штатах?»

 - Очень просто. Николая, мужа пригласили поработать. Он специалист – ядерщик. А я – как нитка за иголкой. Полгода привыкала. Но мы оставили квартиру в Москве и 2 раза в год приезжаем к родителям. Живем на 2 дома


 - А что Вы бы посоветовали, где лучше Лене? - я решил перевести стрелку на ее тетю: нейтрального, не заинтересованного впрямую, но близкого ей человека. Интуиция подсказывала: она – разумный оппонент.


 - Наверное, где будет счастлива, особенно теперь. Ей – 31, пора создавать семью, заводить деток. Но и маму не стоит оставлять в стороне. У них – самая близкая душевная связь. А как Вы, Вадим Семенович, понимаете, что такое счастье? Ведь каждый видит его по – своему.

 - Ох, и трудный вопрос Вы задали! Но очень своевременный. Особенно у россиян – ведь в головах у многих  только деньги. Из собранных определений мудрых людей мне нравится такое: СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО ИМЕЕТ ДОСТАТОК МАТЕРИАЛЬНЫЙ, ВОСТРЕБОВАННОСТИ И ДУШЕВНОГО ТЕПЛА. Покажу  их взаимосвязь. Мой приятель в 75 лет работает. Он сумел доказать хозяину предприятия, что годы – не помеха в качестве его труда. Снял материальные заботы о нем с детей, внуков. У них – теплые отношения. Обустроил свою квартиру, путешествует. В любой момент востребован, как заботливый дедушка. Знакомится с пособиями по детской психологии. Я ему их подкладываю в сумку, когда бывает у меня. Думаю, к месту высказывание: »Если сам себе не можешь доставить счастье, то создаешь трудности близким, друзьям».


    Я выдержал паузу, обвел собеседниц пристальным взглядом.Почувствовал: мои аргументы восприняты не только разумом, но и сердцем.


   Первой нарушила молчание Нина Михайловна: » Получается, что перестройка в России может сплотить людей, улучшить качество жизни. Надо только перестроить свое сознание?»

 
 - Конечно,- подтвердил я, - уверен, что об этом думал и М.Горбачев, когда провозгласил общечеловеческие ценности выше классовых. Только при возможности иметь и высказывать свое мнение, открытом обсуждении разных точек зрения можно найти верное решение для развития человека. А значит, и страны. И еще. Выздоровление начинается с признания ошибок. Почему немцы так быстро восстановились? Они покаялись в злодеянии. Да, были зомбированы фюрером, обещавшим златые горы за счет чужих. Нам тоже внушали, что самое справедливое - отнять и разделить. Только у своих же сородичей. Итог: количество загубленных жизней и там, и там – одинаковое. Может идти по другому пути?

    С какой целью я выделяю Германию? Считаю образцом для подражания. Понимаю, почему они первенствуют в Европе, тянут, как бурлаки, баржу с государствами Евросоюза. Мне здесь, когда бываю, тепло и уютно: душе, телу и разуму. Слово уют означает удобный порядок, благоустройство. Заметьте: благо есть добро. В этой стране die Ordnung  есть порядок. Он – внешний и внутренний пронизывает все стороны жизни и обеспечивает гармоничное развитие человека. Обычно мы много энергии тратим на обеспечение безопасности, уверенности. Здесь же эта трата - минимальная. Немцы сами обеспечивают безопасность. Энергия идет на полезное: повышение эффективности работы, личной жизни. Они умеют отделять отдых от трудовой деятельности.

 
 - Да, Вы – не патриот,- пыталась сопротивляться Ольга Михайловна, - вон как расписали чужую страну. Сразу оправдываться не было желания, и я промолчал. Конечно, своими рассуждениями я сыпал соль на ее рану. Подумал: Германия, скорее другая, чем чужая страна. Всего 1,5 века назад русские и немцы, точнее их правители, были связаны родственными узами.


   Конечно, обвинение в непатриотизме, даже предательстве, я слышал не раз. Иначе и не могло быть. С нашими, крепко сидящими в подсознании убеждениями:  мы – лучшие в мире – трудно услышать иное. Я решил все же ответить на реплику.

 - Мой ответ, Ольга Михайловна ,таков. Я не равнодушен к судьбе страны, где вырос, получил образование. А значит, должен осознать, чем могу помочь Родине в трудную минуту. Знания, опыт позволили разработать систему жизнеобеспечения в принципиально новых условиях. Проверил на практике, создал школу, имею учеников, последователей. Патриот должен доказывать любовь делами, а не красивыми словами.


   Почувствовав излишнее волнение, сделал паузу и попросил чашечку кофе капучино. После Италии, где он – на каждом шагу, это мой любимый напиток. Стараюсь использовать в моменты стресса, напряжения.

   Наблюдая уголками глаз за мамой Лены, заметил, как с каждой минутой мрачнеет ее лицо: »Ольга Михайловна, я понимаю Ваше состояние. Вы не останетесь в стороне. Постарайтесь не волноваться. Мы найдем решение, устраивающее всех. Но прежде чем  озвучить, хочу, в заключение, остановиться на важнейшем моменте:  как укрепить здоровье, повысить уверенность, силу воли, чтобы изменить, скорректировать мышление?  Ведь это – база, фундамент успеха. Причем, в любой задаче. Ответ прост, хотя сразу и не понятен. Взять у самого себя! Использовать резервы организма, заложенные Матушкой – Природой. ПРИЧЕМ, В КАЖДОГО! Надо только помочь ей.  Почему человек заболевает, болезненно воспринимает неудачи? Ослаблен иммунитет, защитные силы организма. При определенных условиях они восстанавливаются.


   Я только что рассказывал о друге Николае. Он в 75 – по- настоящему счастлив. А 10 лет назад оказался в житейской яме, из которой с честью выбрался. Тогда он одновременно овдовел, и его уволили с работы. Сдало здоровье, упал духом. Стал  жаловаться на всех и вся. Понятно - слабый ищет причины вне себя. Я предложил пару недель пожить у меня. Показать, как чудесна жизнь, дарованная свыше.


   С чего начали? Сделали анализы. Нелады с печенью, сердцем и, главное, нерегулярная работа кишечника. Он же – царь, через него идет питание органов, систем. Мы расписали для Коли режим дня, отдыха, когда и что есть. Вечером он готовил со мной отвар овса с  семенами льна, настой чернослива с курагой. Утром смешивали и натощак принимали. Ложились не позднее 23 час. Еле отрывал его от телевизора. В 7 будил: » Вставай, получать радость, позже  ее не будет!» Вначале не понимал зачем, уныло с хмурым лицом шел за мной в лесопарк  на занятия оздоровительным комплексом. Сам делаю десятилетиями. Через неделю уже довольный, в  приподнятом настроении бежал рядом и делился новыми желаниями, планами. Появилась мотивация, цель в жизни. Был готов к работе. Убедил: надо изучать английский. Дочь Маша тогда познакомилась с молодым человеком из Лондона. Собиралась замуж. Коле хотелось поближе познакомиться с зятем, а как без языка?


   После длинного монолога дамы мои притихли. Было ясно, как поступать Лене. Она должна принимать ответственное решение. Мы так увлеклись разговором, что не заметили, как постепенно начало падать освещение. Пора покидать кафе. Вышли на улицу, и я решил проводить женщин до гостиницы. Взяв под руку маму Лены, захотелось ее поддержать, ободрить: » Ольга Михайловна, я живу в ближнем Подмосковье. Звоните, приезжайте. Помогу с устройством личной жизни. Возраст – не помеха снова обрести счастье. Составим резюме, оставим данные в картотеке, опубликуют в газете. Я в 60 лет  таким образом познакомился с достойной женщиной, прошел обряд венчания. А Лена – воспитанная девочка, правильно понимает ценности жизни. Это – Ваша заслуга, как матери. Она не оставит Вас без внимания.

   
   С таким, несколько минорным настроением мы и расстались. Обменялись телефонами, адресами. По пути в свою гостиницу размышлял. Да, чтобы жить в другой стране, надо сначала научиться понимать особенности принципиально новой для россиян жизни.Она во всех странах мира. Научиться быть волевым, умеющим управлять своими желаниями, страстями.Стать ХОЗЯИНОМ своей судьбы. Так я считаю. А как думаете Вы, мой терпеливый читатель?