Павлович уезжаю в никуда

Татьяна Бушмелева 2
В последнее время Вятка активно обсуждает уход художественного руководителя Бориса Павловича из Театра на Спасской. Многие уверены в том, что он нашел себе место лучше, чем Вятка, и театр более солидный, чем наш ТЮЗ, считая, что у нас ему было плохо.

Однако интернет-сообществу Павлович признался: «В Кирове мне было очень и очень хорошо. Здесь меня окружают прекрасные люди, настоящие друзья - Roma Tsepelev, Елена Авинова, Ирина Брежнева, замечательные актеры. Но работать в настоящих условиях - это за гранью добра и зла.

Молодые актеры выживают на 8 тысяч в месяц. Я сам становлюсь соучастником эксплуатации их энтузиазма, а когда они не выдерживают, ищу новых, кто займет их места - тоже до конца энтузиазма. И так до бесконечности. Саша и Мила Штепановы, Гоша Монастирли, Лёша Кусакин, Настя Егорова, Лёша Красный, Стас Степанов - где они? Все они имели прекрасные роли и творческие перспективы…

Про свои доходы промолчу - скажем так, нет знакомых, у которых мне не пришлось бы занимать денег, чтобы дотянуть до зарплаты. Хорошее занятие для руководителя театра. За семь лет я нажил подержанный велосипед Specialized и три полки книг. Но последнее только благодаря программе "Дай почитать" на «Эхо Москвы»…На всякий случай, уточняю: я ухожу пока неизвестно куда, буду думать, искать».

Все это подтвердила и давний друг театра Наталья Осипова:  «Борис бы не уехал, если бы город создал сносные условия жизни ему и труппе театра. Молодые актеры с зарплатой в 8 тыс. рублей, без всякой надежды на жилье и пригодную для жизни оплату труда, главреж с зарплатой в 19 тыс. и теми же перспективами…

Не только Борис уезжает, еще пять актеров ушли в этом сезоне. Вся ситуация - не новость, она продолжалась несколько последних лет, и департамент культуры и директор театра все знали…Борис сделал в Кирове множество совершенно подвижнических проектов: драматическая лаборатория, спектакли для студентов и др. Речь не только о театре, речь о культурном пространстве Кирова».

На эти признания с болью откликнулись многие, считая, что ситуацию в Театре на Спасской, независимо от того, уедет Павлович или останется, нужно менять. И в самом деле, трудно найти людей на постоянную работу при таких низких окладах. Люди терпят, пытаются приспособиться каким-либо образом, выжить, но рано или поздно уходят, ищут, где лучше, и это естественно.

Очевидно, что местные власти вплоть до губернатора Белых обязаны принять меры, чтобы улучшить положение не только в Театре на Спасской, который первым участвовал в общероссийском конкурсе «Золотая маска», но и в других театрах, где существуют те же проблемы. Необходимо поднять зарплаты если не в два, то в полтора раза. Если находятся миллионы на посредственные скульптуры для украшения парков, то не думать о живых людях – просто преступно.

Что касается Павловича, то он отказался от предложения Белых решить вопрос о том, чтобы остаться, считая, что это будет выглядеть как шантаж с его стороны. Но поклонники таланта Бориса думают о том, как компенсировать ему хотя бы часть денег, которые ему не доплатила власть. Так в октябре «Галерея прогресса» планирует провести аукцион разных вещей, связанных с Павловичем, и вкупе с другими вложениями это будет его общественной премией.

Опубликовано в газете "Новый вариант" 29.08.2013.