Девушка с Английской набережной часть3

Марианна Феникс
После занятий Артур шел на работу, а затем они вместе с Верой возвращались в квартиру, где она снимала комнату. Они уже привыкли жить вместе, поэтому Артур не переехал в студенческое общежитие. Они установили определенные правила по ведению хозяйства: Артур покупал продукты и мыл посуду, Вера платила за коммунальные услуги и готовила. Девушка, которая жила в соседней комнате, часто не ночевала дома, поэтому вся квартира оставалась в распоряжении пары. Вера сказала Артуру, что отдала деньги за комнату заранее. Она не стала говорить, что оплатил ее бывший, Антон, и то, что у нее оставались сбережения после продажи подаренных им украшений. Вера вообще старалась не задеть чувства своего «любимого мальчика», такого принципиального и упрямого. Артур старался не спрашивать девушку о прошлой жизни не только из корректности, но и просто потому, что это было ему неинтересно. Артур иногда навещал мать, когда отец был на работе, но не распространялся о своей личной жизни.
Летом Вере исполнилось двадцать лет, и этот праздник пара отмечала только вдвоем. Артур подарил девушке букет роз и серебряный браслет, на который несколько месяцев откладывал деньги.
- наверное, этот подарок тебе не понравится, - сказал Артур и робко протянул коробочку.
- Артур, милый мой мальчик, это самый лучший подарок, - сказала Вера, обняв парня. В ее глазах появились слезы.
- ну, что ты плачешь? – улыбаясь, спросил Артур. – Это я тебя расстроил?
- нет. Просто я тебя люблю. Я столько ошибок наделала. И мне страшно. Вдруг мне все вернется? Вдруг будет расплата?
- дурочка моя, какая расплата? Все будет хорошо. И не будем говорить о грустном.
Артур с Верой, держась за руки, возвращались домой. Под ногами шуршали опавшие листья. Они поднялись на свой этаж, открыли дверь. Вера сразу отправилась на кухню готовить ужин, а Артур взял книгу, которую ему нужно было прочитать к завтрашней паре. Потом они сидели на кухне и говорили о бытовых мелочах. Читать Вера не любила, поэтому не могла разделить увлечения своего парня. Иногда Артур рассказывал о своем университете, но Вера не любила слушать об этом. Она начинала ревновать парня к студенткам, которые его окружали.
- представляешь, Наташка, моя одноклассница, тоже в этот универ поступила, - как-то поделился новостью Артур.
- какая еще Наташка? – сузив глаза, подозрительно спросила Вера.
- я же сказал моя одноклассница.
- вы с ней встречались? Почему ты так радуешься этому?
- что за бред ты говоришь? Я что ли не имею права радоваться встрече с моими друзьями? Отвечаю на твой вопрос: нет, мы не встречались. Просто хорошо общались.
- да, но зато сейчас начнете наверстывать упущенное. Наверное, эта дрянь поэтому и поступила именно в этот универ. И почему эти шалавы так и лезут в чужие отношения? – истерично сказала Вера и осеклась, вспомнив, что и сама не без греха, но тут же отогнала эту неприятную мысль, и продолжила уличать других.
Тогда Артур и Вера впервые поссорились.
Но вскоре пара снова помирилась и всё стало спокойно и размеренно, как и прежде, хотя и скучно для Артура. Вечером, когда он помыл посуду и вернулся в комнату, Вера уже спала. Артур разделся и лег в кровать, стараясь не разбудить девушку. Она спала крепко. Только Артур не мог уснуть. Он разглядывал темную комнату, тени которой представлялись ему людьми. Вот, это его отец, большой и непреклонный. Уставшая истеричная мать. А это, наверное, Егор. Все они обступали его и говорили что-то. А кто это? Чья эта тень? Самая далекая, самая прекрасная и самая важная для него. Это девушка, и она танцует, вальсирует. Раз – два – три, раз – два – три…


Скоро должен вернуться Артя из школы. Фарида уже приготовила обед. Все ее мысли были заняты вчерашним инцидентом с учителем музыки. Фарида винила себя, упрекала. Она не должна была позволять вольностей по отношению к себе. Что же он теперь подумает? Хоть бы Витя не узнал. Фарида не догадывалась, что ее муж вчера за ужином заметил изменения: блуждающий взгляд, рассеянность, задумчивость. Но не придал этому особого значения.
Размышления Фариды были прерваны стуком в дверь. На пороге квартиры стоял Сергей Дмитриевич. Он протянул ей сумку и пакет с продуктами, который она забыла у него в квартире.
- вы вчера забыли. Я узнал ваш адрес и решил занести. Извините, если я вас обидел.
- нет – нет, ничего. Забудем об этом недоразумении. Скоро вернется Артя. До свидания!
- да, я все понимаю, - сказал Сергей и ушел, а Фарида подбежала к окну и долго смотрела вслед удаляющейся фигуре. По ее щекам текли слезы.
Все продолжало идти своим чередом. Фариде казалось, что она избавилась от своего глупого наваждения. Только сын иногда будил воспоминания своими рассказами об учителе, который являлся предметом для подражания. Молодой общительный Сергей Дмитриевич был мальчику не только учителем, но и другом. Таким другом, каким не смог стать ему отец.
- почему ты такой неразговорчивый сегодня? – спросила как-то Фарида у сына.
- Сергей Дмитриевич болеет уже второй день. Его заменяет какая-то противная училка. Она…
Фарида уже не слушала мальчика.
На следующий день, когда Виктор и свекровь были на работе, а сын в школе, Фарида вышла из дому и уверенно выбрала направление. Она не могла не пойти туда. Она должна была это сделать. Дверь ей открыл Сергей, растрепанный, с покрасневшими глазами.
- здравствуйте! – увидев Фариду, его глаза засияли.
- Артя сказал, что вы болеете. Я решила навестить вас. Ведь мы друзья? – сказала Фарида, проходя на кухню.
- не стоило. Я в порядке, - ответил охрипшим голосом Сергей.
- не надо возражать. За вами даже некому присмотреть. Вы ложитесь, а я приготовлю что-нибудь.
Сергей Дмитриевич подчинился. Фарида приготовила суп, посидела вместе с больным, пока он ел, рассказывая об Артуре. Через час она  ушла домой. Сергей Дмитриевич болел ангиной еще 3 дня. Все это время Фарида заботилась о нем. Она приходила к нему в одно и то же время, готовила обед, ела вместе с Сергеем, слушала смешные истории, которые он рассказывал, и спешила домой. Фарида чувствовала себя совершенно счастливой. Она даже не могла поверить, что снова может радоваться, смеяться. Снова может жить. Эта квартира стала для нее теплее и уютнее, чем собственная.
Фарида резала овощи для салата, слушая, как играет для нее Сергей на пианино, когда ощутила острую необходимость остаться. Это ее дом. Фарида представила, как в зале сидит ее муж, Сергей, и учит ее сына Артура играть на пианино, а она готовит им обед. Ее семья, которая останется только в мечтах. Сегодня последний день, когда она навещает Сергея. Нельзя привыкать. Слезы боли, обиды душили Фариду, сжимали ей горло и сердце. Она как можно крепче сжала кулаки, так что ногти впились в кожу.
«Только не плакать. Только не плакать» - повторяла она себе.
Но предательские слезы все же скользили по ее лицу.
- Фарида, это был Брамс. Вам понравилось? – крикнул из комнаты Сергей.
Фарида вытерла слезы.
- да, очень, - с трудом проговорила она.
В тот день она задержалась еще на час, не в силах уйти. Фарида постоянно смотрела на часы, но не могла встать, проститься и уйти. Уйти, возможно, навсегда. Будто бы ноги отказали ей. Сергей понимал, о чем молчит Фарида. Он не хотел отпускать ее, если только она сама не решит остаться. А он так молил ее остаться. В душе, во взгляде, в музыке он просил ее остаться с ним. Сергей рассказывал истории из своей жизни, потому что она говорить не могла.
- а давайте я поучу вас играть? – неожиданно предложил Сергей.
- я, наверное, не смогу.
- у вас все получится.
Сергей и Фарида сели за пианино. Их плечи соприкасались. Он показывал ей, где какая клавиша находится, брал за руку, проигрывал легкие мелодии.
- у вас красивые руки, - высказала свои мысли вслух Фарида.
Сергей ничего не ответил. Только поднес ее ладони к своему лицу и закрыл ими глаза. Он тихо плакал. Ладони Фариды стали мокрыми от его слез.
- милый мой мальчик, - говорила она и целовала его кудрявые волосы.
- я люблю тебя.
- не надо меня мучить! Я должна уйти. Понимаешь, должна.
- не уходи! Я люблю тебя.
- я старше тебя. Вот сколько тебе лет?
- двадцать четыре. Но разве это имеет значение?
- я старше тебя на пять лет. У меня есть муж, ребенок.
- я буду любить его, как своего сына. Я уже его люблю, потому что он твой сын.
- отпусти меня!
Фарида быстро поднялась и ушла, пока еще были силы  уйти. Она бежала домой, не различая дороги. В коридоре своей квартиры она села на стул и расплакалась. Ей казалось, что ее ладони все еще влажные от его слез. Они навсегда впитали в себя часть его, они будут хранить воспоминание о нем.


- привет, Артя! – сказала Наташа, встретив бывшего одноклассника в студенческой столовой. – Как у тебя дела?
- привет, Наташ. Неплохо. У тебя как?
«Могло бы быть лучше. И зачем я поступила сюда? Он все равно не обращает на меня внимания»
- хорошо. А ты до сих пор живешь у друга? Или в общежитие?
- не то и не другое. Я живу со своей девушкой.
- с девушкой? – растерянно повторила Наташа, чувствуя, как земля уходит из-под ног. Она потеряла его, потеряла!
- во сколько у тебя пары заканчиваются? – спросил Артур.
- через час. А что?
- пройдемся вместе, как в старые добрые времена, - улыбнулся он.
- ладно.
«И потом я постараюсь забыть тебя»
Когда Наташа спустилась на первый этаж, там ее уже ждал Артур. Ей казалось, что он стал еще красивее, чем раньше, мужественнее, взрослее. Как же сложно будет забыть его! Наташа и Артур прогуливались по улицам Санкт – Петербурга, смеялись, говорили об учителях и однокурсниках. Им было легко и интересно вместе. Уже не те дети, которые играли в догонялки после школы, не подростки, которые не могли разобраться в своих чувствах, а молодые мыслящие люди.
- ну, что ж! Мне пора домой, - на прощание сказала Наташа. – Кстати, я уезжаю.
- куда?
- в Екатеринбург.
- надолго? – спросил Артур, ощущая то чувство, которое всегда появляется у нас, когда мы расстаемся со старыми друзьями.
- возможно, навсегда, - грустно улыбаясь, ответила Наташа.
- как? А учеба? – Артур был удивлен тому, как спокойно говорит об этом Наташа.
- мои родители развелись месяц назад. Мама решила переехать к бабушке. Там вся ее родня живет. Я буду учиться там. Привыкну.
«Почему же ты молчишь? Ну, скажи же что-нибудь!» - молила она.
- надеюсь, когда-нибудь увидимся! – сказал Артур, но уже сейчас почувствовал тоску по девушке, которую знал столько лет.
- прощай, Артя! – сказала Наташа, повернулась и пошла домой.
«Столько лет я любила его. Так долго. А он так и не узнал об этом. Как же глупо!»
- Артя! Подожди!
Он обернулся и удивленно посмотрел на взволнованную девушку.
- почему тогда ты просто перестал со мной общаться? Я думала, что нравлюсь тебе?
- когда?
- ты уже не помнишь! – рассмеялась Наташа. – Как же все глупо! Это было в восьмом  классе. Ты мне очень нравился, Артя. Как глупо вспоминать…Но я не могла уйти, не узнав.
- прости меня, если я тебя обидел когда-то.
- не важно уже. Но я хочу, чтобы ты знал. Я любила тебя, люблю…Но это теперь совсем не важно. Будь счастлив, и вспоминай обо мне хоть иногда, - сбиваясь, взволновано говорила Наташа, а затем приподнялась на цыпочки и поцеловала Артура в щеку, и, не дожидаясь ответа от ошарашенного парня, быстро ушла.
Долго Артур не мог забыть этого разговора, вспоминая глаза и улыбку той девушки, которая всегда называла его «Артя».
Студенческая жизнь, новые друзья и приятели увлекли Артура настолько, что он все дальше становился от своей прежней жизни. Иногда он виделся с Егором, который жил с матерью и отчимом в новой квартире. Он не рассказывал о своей жизни, все чаще находя отговорки не встречаться с Артуром.
Вера была счастлива. Ей казалось, что наконец-то она нашла человека, с которым хочет быть не из-за денег или удобства. Она чувствовала, что изменилась в лучшую сторону. Теперь она такая же, какой была со своим младшим братом. Это обстоятельства заставили ее стать хуже. И пусть она старше Артура на три года, и пусть он пока только студент, но он перспективный. Недавно он рассказал о своей семье, хотя раньше отшучивался или молчал о том, почему ушел из дома. У Артура хорошая семья, которая примет ее, надеялась Вера. Она сделает все возможное, чтобы ее приняли. Она мечтала о том, что они поженятся, Артур окончит университет, устроится на работу, у них будут дети.
- Артур, я люблю тебя, - говорила Вера вечерами, когда они оставались наедине. – Я никого не любила, так как тебя. Только Пашу, моего братика.
Но Артур ничего ей не отвечал. Он не мог ответить Вере взаимностью. Вначале ему казалось, что это влюбленность, интерес, страсть, но теперь все эти чувства исчезли, и осталась только привычка, привязанность. Почему это произошло? Потому что изменилась сама Вера? Она стала такой обыкновенной. Или потому что они совсем разные? У них нет общих интересов. А может просто потому, что не было никаких чувств, а просто иллюзия?
Нужно было обрывать эти отношения, пока не станет совсем невыносимо. И Артур принял окончательное решение.
В тот день он остался в квартире один, собрал свои вещи, и стал дожидаться Веры. Она вернулась вечером, довольная и не подозревающая ни о чем.
- как же хорошо дома! Что ты сегодня делал? – радостно спросила Вера.
- я хотел поговорить с тобой, - серьезно начал Артур.
- что случилось?
- Вера, я тебе очень благодарен за все, - взяв ее за руки, ласково сказал Артур. – Ты предложила мне переехать к тебе. Спасибо тебе, Верочка. Но сейчас я должен уехать.
- что? Ты шутишь?
- я не шучу. Я не говорю, что мы должны расстаться. Нет! Я к тебе очень привязан. Ты такая хорошая, красивая…
- но ты не любишь…
- Вера, прошу, не плачь!
- это все за мои грехи. Возмездие.
- я ведь просто перееду. Мы будем встречаться, ходить куда-нибудь как в начале наших отношений. Помнишь?
- почему ты уходишь?
- мне нужна свобода. Я не привык так жить. Мне всего семнадцать, а я чувствую себя давно женатым мужчиной. Пойми меня!
- ты нашел другую, - крикнула Вера. – Ты врешь мне!
- успокойся! Я буду жить в общежитие. Там как раз освободилось место. А сегодня я проведу ночь здесь у приятеля из универа.
- не уходи! Я недостаточна хороша для тебя? Я стараюсь измениться.
- прости! – сказал Артур, схватил сумку и выскочил из квартиры, не обращая внимания на мольбы Веры. Он сел в такси и ехал, не оглядываясь, стараясь забыть всё, что было, и начать новую жизнь. Спустя несколько лет Артур узнал, что Вера вернулась в свой родной город, вышла замуж за Романа, который всегда будет попрекать ее за прошлое, родила двоих детей. Она вернулась туда, откуда хотела убежать.


Глава 8

В который уже раз она подходила к этому зданию, но не решалась войти. Делала круг, прогуливалась, но обходила стороной музыкальную школу. Сергей Дмитриевич передал Артуру, чтобы его мама зашла. Фарида знала, что ее сын в это время на занятиях сольфеджио. Значит, они будут наедине. Он хочет что-то ей сказать. Этого Фарида боялась. Наконец решившись, она взялась за дверную ручку.
- вы все-таки пришли!
- да. Вы хотели о чем-то со мной поговорить?
Сергей приблизился к Фариде, но она сделала шаг назад.
- не надо! – прошептала она.
- подождите Артура здесь. Надеюсь, я не буду вам мешать, - сказал Сергей, сел за пианино и начал играть.
Фарида узнала мелодию, которая напомнила о грустном. Она подошла к окну. Шел дождь, ветер срывал засохшие листья.
«Я поступаю правильно. Я не могу остаться с ним. У меня есть муж, которого я люблю. Я должна терпеть ради семьи, ради сына. А что сможет дать моему сыну этот мальчишка? Я обреку Артю на ту жизнь, которая была у меня. То о чем говорила мне бабушка…Семья самое важное для меня. Я должна все стерпеть. Скоро все наладится, и Витя снова станет прежним. Я люблю его. Да, я люблю его» - говорила себе Фарида, не замечая слез, которые бежали по ее лицу. Сергей уже закончил играть, подошел к ней и обнял за плечи.
- я не могу так поступить! Но я буду всегда тебя помнить, - сказала Фарида, обернувшись.
- я все понимаю… Я люблю тебя! – отвечал Сергей, целуя ее.
- теперь нам нужно расстаться, - сказала она, поцеловала его на прощание и ушла.
Фарида и не подозревала, что за ними наблюдали. Артур хотел войти, но приоткрыв дверь, увидел свою мать в объятиях учителя музыки. Они плакали, признавались друг другу в любви, целовались. Для Артура это было потрясением. Его мама – обманщица! Она не любит папу. И как он мог верить этому подлому Сергею Дмитриевичу?! Он больше ему не друг. Он ненавидит его. Такие мысли проносились в голове мальчика, когда он наблюдал за этой сценой. Артур не стал ничего говорить ни матери, ни отцу. Он никогда никому не скажет об этом, но с тех пор его доверие, уважение к матери пошатнулись. Фарида, чувствуя, что их отношения с сыном изменились, искала причины, но так и не смогла узнать ответа на свой вопрос. Ей было тяжело думать о том, что сын снова будет рассказывать о своем любимом учителе, о том, что им придется встречаться. Но все было решено само собой. Артур наотрез отказался ходить в музыкальную школу и вообще приближаться к пианино, которое напоминало ему об окружающей его лжи и непостоянстве.


Артур вздохнул с облегчением после того, как переселился в общежитие и снова стал свободным. Целую неделю его не покидало чувство легкости и независимости. Он уволился с работы. Артур встретился с родителями, по которым скучал, но не показывал этого. Отец уговорил сына позволить ему давать хоть немного денег на карманные расходы. Артур, который снова хотел почувствовать родительскую заботу, быть просто беззаботным студентом, согласился. Он ходил на пары, общался с друзьями, писал короткие рассказы по вечерам, посещал вечеринки, и наслаждался каждой минутой свободной жизни. Зимой Артуру исполнилось восемнадцать лет, и он стал встречаться с Леной, студенткой из его потока, милой симпатичной девушкой. Они гуляли после пар, делали вместе рефераты и были не только влюбленной парой, но и друзьями. Летом Артур подрабатывал в лагере вожатым. Четыре года пролетели для него незаметно. На третьем курсе Артур учился какое-то время по обмену в Америке, что оставило у него приятные впечатления. В личной жизни стабильности не было, но это его не огорчало. После опыта совместной жизни с Верой, он и не хотел долгих отношений, считая, что это не для него.
Артур не хотел больше ни к кому привязываться, чтобы не было так больно расставаться. И друзей у него больше не будет таких близких, как был ему Егор...
Артур  звонил Егору, но тот всегда говорил, что занят. Затем Артур уехал учиться. Вернувшись из Америки, Артур первым делом позвонил другу, которого давно не видел. Почти год. Сотовый телефон не отвечал, поэтому он набрал номер новой квартиры Ольги, матери Егора.
- здравствуйте! Это Артур, друг Егора.
- Артур, да, я помню тебя. Ты еще гостил у нас года три назад. Как твои дела? – спросила Ольга.
- спасибо, все хорошо. Можете позвать Егора, если он дома? Или дать его номер.
- ты ничего не знаешь…
- о чем? – спросил Артур, боясь услышать ответ.
- ты можешь приехать? Я назову тебе адрес.
- да, конечно.
Артур увидел Ольгу во дворе. Она гуляла с маленьким мальчиком. Он подошел к ней, но Ольга не сразу узнала его.
- ты изменился. Повзрослел, возмужал, - с теплотой сказала она, внимательно рассматривая Артура. – Егор, наверное, стал таким. Стал бы таким.
- о чем вы говорите? – нетерпеливо спросил парень.
- он исчез. Или ушел навсегда от нас… - заплакала Ольга. – Наверное, лучше начать по порядку. Мы переехали в эту квартиру. Егор жил с нами сначала. Потом ушел к друзьям, своей подруге. Мы не часто виделись. Как же я сожалею об этом! А почти год назад Егор исчез.  Думала, что он у друзей. Я мало интересовалась его жизнью. Даже друзей не знала…Но он исчез бесследно. Просто испарился. Мы писали заявление, искали его, но все безуспешно.
- как такое может быть? Может, он просто не хочет видеть вас?
- но ведь тебе бы он сообщил.
- да…Меня не было здесь все это время. Я уезжал. Мы совсем мало общались…Но как?! Как такое могло произойти? – Артур присел на лавочку рядом с Ольгой и обхватил голову руками.
- это все из-за меня, - продолжала плакать мать Егора. – Я виновата. Я ему всю жизнь испортила. Какая из меня мать? Его винила во всех своих неудачах. Если бы я не поддалась уговорам и не стала продавать ту квартиру…
- да о чем уже говорить? Время не вернешь, - не смотря на женщину, сказал Артур. Эти слова он сказал скорее не ей, а себе, тому, который не смог помочь другу, который не настоял на встрече, тот, который не думал, что люди могут исчезать из нашей жизни.   Исчезать даже тогда, когда ты этого просто не ожидаешь.
- он опять чувствовал себя лишним. Я думала только о своем муже, с которым мы так и не оформили отношения, о ребенке. Я словно вычеркнула из своей жизни все прошлое. Хотела начать все сначала. Я как вспомню его взгляд, мне даже жить не хочется. Столько мольбы, укора, упрека…Я во всем виновата!
- что с ним могло случиться?
- я не знаю, но я молю бога, чтобы Егор был жив. Пусть он ненавидит меня, не хочет видеть.
- а его документы? Он забрал их с собой?
- нет. Я нашла его паспорт, все документы в шкафу.
- а вдруг он покончил…
- не говори об этом!
Артур посмотрел на женщину, которая сидела рядом. С того последнего раза, как он ее видел, Ольга изменилась, немного постарела.
Артур молчал, обдумывая всё то, что только что узнал. Как странно, но он не чувствовал, что Егор умер. Нет! Он жив! Просто словно ушел, решил уйти от всех. 
- а я наказана за свои грехи перед сыном, - вдруг он услышал голос Ольги. -  Тот мужчина, с которым я жила, бросил меня с ребенком. Кстати, это моя сын Игорь, - Ольга погладила по голове маленького мальчика, который сидел рядом с ней. – Какая ирония, да? Всё повторяется. Снова без мужа, с ребенком. Но теперь я не буду совершать тех же ошибок. Мне теперь никто не нужен, кроме моего маленького сынули, и чтобы Егор вернулся.
- он похож на Егора, - сказал Артур и поднялся. – Надеюсь, что он вырастет более счастливым. До свидание!
- до свидания, Артур!
Он шел не в силах ни о чем думать и решать, что делать. Будто бы внутри была лишь пустота. И куда только исчезают люди? Он сам, Артур, хотел бы попасть туда. Возможно, там есть ответы на все вопросы.