Герои своей эпохи

Наталья Гузева
               
                От героев былых времен
                Не осталось порой имен.
                Те, кто приняли смертный бой,
                Стали проcто землей и травой…
                (Евгений Агранович)

 
        Как-то так получилось, что предки мои и со стороны отца, и со стороны матери были казаками. Казаки – привилегированное военное сословие, в свободное от службы время вели крестьянское хозяйство. Существовало в России 11 казачьих войск : Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское. Предки со стороны матери, Черепановы, были Оренбургскими казаками, а со стороны отца, Гузевы, были Кубанскими казаками. Революция 1917 года превратила всех казаков в крестьян-собственников. По-разному сложились их жизни, но когда наступило время не пожалеть живота своего за Родину – не посрамили они предков своих - казаков.

        Старейший представитель рода моей матери Черепанов Никита – оренбургский сторожевой казак с 1837 года. Предположительно, служил в линейном батальоне крепости Троицкой, расположенной на оренбургской пограничной линии, а в 1837 году переведён в село Анненское Челябинской области, названное в честь представителей царской фамилии. В Анненском располагался казачий отряд, были 2 чугунные пушки на полевых лафетах для отражения набегов казахов-кочевников. Никита Черепанов активно участвовал в защите и расширении российских границ, а также в строительстве новых военных укреплённых поселений «маленькой Европы», как называли пограничную линию.

        И вся жизнь сына Никиты Черепанова, Василия Никитича Черепанова была связана с Оренбургским казачьим войском. На военной службе провёл он долгие 12 лет в чине рядового казака. Анненские казаки участвовали во всех войнах конца 19 – начала 20 веков. Поэтому Василий Никитич, предположительно, мог участвовать в Хивинском походе в Среднюю Азию, в Кокандском походе, где казаки отличились при взятии Андижана, в русско-турецкой войне, в которой казаки особо отличились при взятии Карса.

        Прапрадед мой Иван Васильевич Черепанов окончил начальное народное училище в Анненском, в 19-летнем возрасте был призван на военную службу, которую, как и отец, проходил в Оренбургском казачьем войске. Сначала имел чин казака (рядового), а затем стал командиром отделения, получил чин урядника (который соответствует в сегодняшней армии сержанту). А затем слишком многое в России произошло, что повлияло на его дальнейшую жизнь. Об этом надо рассказывать отдельно.

        Правнук Черепанова Никиты, внук Василия Никитича и сын Черепанова Ивана Васильевича, Черепанов Семён Иванович, до революции также служил в Оренбургском казачьем войске в чине казака. Во время голода в 1922 году вместе с родителями переехал в Казахстан и затем в Алма-Ату. Во время Великой Отечественной войны был призван в действующую армию. За участие в войне награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет Вооружённых сил СССР» и «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также юбилейным знаком «25 лет победы в войне 1941-1945 гг.».
 
        Другой сын Черепанова Ивана Васильевича – Черепанов Сергей Иванович во время Великой Отечественной войны был призван в действующую армию в звании рядового. Службу проходил стрелком (пехотинцем) в 373-й стрелковой дивизии, входившей в состав войск 39-й армии. Участвовал в декабре 1941 – январе 1942 года в Калининской наступательной операции. А при наступлении на Ржевско-Вяземском направлении 25 марта 1942 года был убит у деревни Мантуровские Хутора Калининской (ныне Тверской) области.
 
       Третий сын Черепанова Ивана Васильевича – Черепанов Пётр Иванович во время Великой Отечественной войны был призван в действующую армию в звании рядового. Служил стрелком противотанкового ружья в 316-й стрелковой Краснознамённой дивизии под командованием генерал-майора И.В. Панфилова. Дивизия эта была сформирована в Алма-Ате в середине июля 1941 года. Пётр Иванович в составе дивизии принимал участие в обороне Новгорода в августе-октябре 1941 года. А с 14 октября по 18 ноября 1941 года их дивизия сдерживала продвижение немецкой группы армий «Центр» в Московской битве на Волоколамском направлении. Пётр Иванович при обороне Москвы был тяжело ранен. Получил сквозное ранение туловища с раздроблением плечевой кости и части лопатки и долго лечился в госпитале в Перми. В 1942 году уволен с военной службы по состоянию здоровья.

        Оренбургский казак, Каюков Пётр Михайлович, зять Черепанова Ивана Васильевича и муж его дочери Валентины Ивановны, после победы революции всю свою жизнь проработал на железной дороге. В период Великой Отечественной войны был переведён на положение лиц, состоящих в рядах Красной армии, работал начальником станций на прифронтовых участках железных дорог. Позже за организацию железнодорожных перевозок в 1941-1945 годах был награждён орденом Ленина, имел множество почётных грамот, был занесён в Книгу почёта Казахской ССР как заслуженный работник транспорта.

        Старший сын Каюкова Петра Михайловича – Каюков Михаил Петрович  во время Великой Отечественной войны служил сабельником в 7-ой Гвардейской кавалерийской дивизии, которая входила в состав Первого украинского фронта и сражавшейся с немецкой группой армий «Северная Украина». Участвовал в освобождении Северной Украины от немецко-фашистских захватчиков. 6 марта 1944 года пропал без вести у деревни Суховолье Волынской области Украинской ССР.

        Скутин Василий Константинович, зять Черепанова Ивана Васильевича  и муж его дочери Раисы Ивановны, и бывший казак Оренбургского казачьего войска, в сентябре 1941 года был призван в действующую армию. Служил в конных полках кавалеристом и имел звание рядового. В январе 1942 года пропал без вести.

        Зять Черепановой Марфы Ивановны, мой отец Журбин Михаил Михайлович не воевал на германском фронте. Его война проходила недалеко от родных мест – на  границе с Ираном, где советские войска в составе трёх армий, участвовали в Иранской операции под кодовым названием «Сочувствие». Служил в 101-м отдельном батальоне связи 68-й Туркестанской Краснознамённой горнострелковой дивизии (ГСД) электромонтёром-связистом. Служил в районе города Термез Узбекской ССР, а 25 августа 1941 года уже принимал участие в Иранской операции в составе войск САВО (Среднеазиатский военный округ). Советские войска контролировали железную дорогу от Персидского залива до Каспийского моря. Шесть долгих лет он был на воинской службе. Всё испытал: и тяжёлые переходы, и бомбёжку, и гибель друзей-товарищей, и гордое чувство Победы над захватчиками. Однажды во время морского перехода пароходы (баржи), на которых войска переплавлялись через Каспийское море, были разбомблены иранскими войсками, но Михаилу Михайловичу повезло - остался цел и невредим. А во время дальнейшего следования войск поезд,  в котором ехал Журбин Михаил Михайлович, также был разбомблен. Отец, получив ранения в пятку и плечо, был отправлен для лечения в Ашхабад. После выздоровления последовал обратно в Иран в город Мешхед, где и проходил дальнейшую службу. Их батальон обслуживал линию связи вдоль железной дороги от Персидского залива до Каспийского моря.  Для выезда на место отец имел лошадь, шашку и когти. Через полтора года, в январе 1942 года, он получил звание ефрейтора и был назначен на должность командира отделения телефонистов для обслуживания линии связи вдоль железной дороги на участке «Тегеран – Горган». Советский Союз, опасаясь агрессии со стороны Турции, держал свои войска в северном Иране до мая 1946 года. После окончания войны Михаил Михайлович в составе воинской части вернулся в СССР и в 1946 году был уволен в запас  в звании сержанта.За честную службу на благо Родины командованием части ему была объявлена благодарность. В 1945 году за участие в Великой Отечественной войне награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», а в 1965 и 1975 годах награждён юбилейными медалями «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» и «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».

       Старейший представитель рода Гузевых,  Гузев Кирилл, предположительно потомок донских казаков, проживал в станице Урупской, которая относилась к Кавказскому линейному казачьему войску, позднее вошедшее в состав Кубанского казачьего войска. Здесь, во 2-м Лабинском полку, он и проходил свою службу с другими кубанскими казаками в чине казака (рядового). В составе Кубанского казачьего войска Гузев Кирилл участвовал в русско-турецкой войне (1877-1878 годы). Кубанские казаки воевали в Болгарии и особенно отличились при обороне Шипки, Баязета, взятия Карса и в Абхазии. Гузев Кирилл воевал на Кавказе. После войны удивил всех, вернувшись домой с женой-турчанкой. Предположительно, мог быть участником Хивинского похода в Среднюю Азию и взятия туркменской крепости Геок-Тепе, в котором участвовало 3 кубанских полка.

       Сын Гузева Кирилла – Гузев Сергей Кириллович, предположительно, всю свою жизнь прожил в станице Урупской, где и проходил службу во 2-м Лабинском полку Кубанского казачьего войска.

       Внук Гузева Кирилла и сын Гузева Сергея Кирилловича – Гузев Василий Сергеевич во время Великой Отечественной войны 7 декабря 1942 года был призван на фронт. Служил стрелком, а позже пулемётчиком  в составе 973 стрелкового полка 270-й стрелковой дивизии и имел звание рядового. Воевал на Воронежском фронте, участвовал в Курской битве и в наступлении на Белгород. Затем дивизия была переведена на Калининский фронт и участвовала в Смоленской наступательной операции. В сентябре 1943 года Василий Сергеевич пропал без вести при освобождении Демидовского района Смоленской области.

       Другой сын Гузева Сергея Кирилловича – Гузев Павел Сергеевич  23 июня 1941 года был призван в действующую армию. Был сапёром и имел звание рядового в составе 404-го отдельного сапёрного батальона 236 стрелковой дивизии. Эта стрелковая дивизия в августе-сентябре 1941 года сначала принимала участие в Иранской операции под кодовым названием «Сочувствие», а затем была переведена на Северо-Кавказский фронт для освобождения Крыма. Гузев Павел Сергеевич уже был командиром отделения и имел звание ефрейтора. Но не смогли выбить врага из Крыма и советские войска отступили, понеся тяжёлые потери. Павел Сергеевич 15 мая 1942 года попал в окружение возле села Борисовка в Крыму, был взят в плен и 3 года провёл в плену в немецком концентрационном лагере на территории Чехии. В январе 1945 года был освобождён советскими войсками и продолжил свою службу в 404-м сапёрном батальоне. Разминировал освобождённые территории, собирал разбросанные боеприпасы, оставленные фашистами на полях сражений. А после Победы продолжил службу военным строителем (плотником) в 108-м военно-строительном отряде 8-го фронтового управления оборонительного строительства Народного Комиссариата обороны СССР. 24 октября 1945 года демобилизовался и уволен в запас.