Плоды воспитания

Татьяна Маношичева
В разгар рабочего дня в полу пустой троллейбус на очередной остановке вошли двое мальчишек.   По виду это были первоклашки,с увесистыми ранцами за плечами. Первый сразу сел на пустое место,подвинулся к окну и,похлопав по сиденью рядом  с собой,предложил другу сесть рядом.
Друг же встал возле стойки,держась за нее обеими руками,широко расставив ноги  для устойчивости.Чувствовалось,что делает он это уже не первый раз.
--Не могу!-ответил он другу.
--Ты,чё,садись!Ведь свободно!
--Не могу, мне папа не велел!
--Садись! Он же не видит!
--Нельзя. Папа мне сказал,что настоящие мужчины в транспорте сидеть не должны.
--А у меня нет папы. Он вообще то есть,но живет не с нами,а с другой тетей.Она хорошая. Мама сказала,что папина тетя скоро мне сестренку подарит.Когда я выросту,я стану настоящим мужчиной и буду сестренку защищать,-он наклонил голову,посмотрел на друга с какой то тоской.
 
 Глядя на ребятишек,я невольно вспомнила слова моей мамы,педагога еще довоенной формации, сказанные ею мне,как наставления  перед свадьбой:
"Выходишь по любви? Сделай все,чтобы сохранить семью. В семье практически все  зависит от женщины.Если,все- таки, надумаете разводиться,особенно,если  уже будут мальчики,очень хорошо подумайте.Постарайтесь найти  семь веских причин. Мальчики устроены иначе,чем девочки. Они острее девочек реагируют на развод родителей. Уход отца из семьи в их сознании  равносилен предательству.  Оставаясь с матерью,мальчики рано взрослеют.Обида  у них остается на всю жизнь....Чаще всего они не прощают отцам их ухода из семьи".