Майкл Дуглас Болезнь меня освободила

Наталья Эстеван
Интервью в Нью-Йорке с Дани Жюко

Майкл Дуглас скромен как все великие, безумно привлекателен  и его чувство юмора не смогли уничтожить ни годы, когда он сжигал свою жизнь с обоих концов, ни болезнь. У него есть всё.

В гостиной своей квартиры на Мантхэттене, где он меня встречает, он подтверждает, что эти последние два года, где следовали друг за другом заключение в тюрьму его сына, его рак и бой против биполярности его жены, Кэтрин Зета-Джонс, были наиболее трудными в его жизни. Перед лицом несчастья, как и его отец, легендарный Кирк Дуглас, он доказывает невероятную силу характера. Роль блестящего  пианиста-суперзвезды в фильме «Моя жизнь с Либераче»  - «подарок, упавший с неба», останется в истории как и «Уолл Стрит», за который он получил Оскара. Окруженный десятками семейных фотографий в серебряных рамках, переполненный энергией и проектами, он доверяется как он этого не делал никогда. С искренностью и волнением.

Пари Матч. Несмотря на ваше имя и имя Мэтта Даймона, связанные с проектом, «Моя жизнь с Либераче» была отклонена всеми студиями. Можно ли из этого заключить, что Голливуд является гомофобом?

Майкл Дуглас. Гомофобом - нет,  ленивым - да. По мнению студий, выпуск маленького фильма требует столько же времени, что и дорогостоящего кинопроекта но окупается в десять раз меньше. Это мне напоминает время, когда я начинал работать над «Полётом над гнездом кукушки». Никакая студия этого не хотела, аргументируя, что никто не заинтересуется фильмом про сумасшедших. Я сам занимался продюссированием этого фильма. Он получил пять Оскаров!

Ваша интерпретация Либераче ослепительна. Факт, что вас не наградили на последнем Каннском кинофестивале, останется до конца загадкой.

Я был немного разочарован,но я признаю, что это игра. Я бесконечно благодарен Тьерри Фремо за то, что взял на конкурс этот фильм, которого никто не хотел. «Либераче» - наш тандем с Мэттом Даймоном.  Без Мэтта, я был бы неспособен этого достигнуть. Намного легче для меня, сегодня, сыграть такого персонажа, чем для Мэтта, «Мистера  Настоящего мужчины», для публики. Мэтт еще в начале своей карьеры, моя карьера позади.

Почему вы решили сыграть этого экстравагантного гомосексуалиста?

Изучая документы, я обнаружил, что Либераче, в жизни, был прежде всего эстетом, очень милым человеком, которого весь мир обожал. Какое счастье, на раз, не играть негодяя!

Признайтесь, он был также как вы, зверем в сексе?

Я был... (смеётся). Фильм должен был снят одним годом раньше. Стивен и Мэтт дали мне понять, что, поскольку они были взяты в проект в последнюю минуту, они предпочитают отодвинуть дату съёмки.  Хотя эти слова были не сказаны, это был элегантный способ подождать, чтобы  я поправился окончательно от моего рака. Они мне сделали великолепный подарок.

Что вы думаете о полемике во Франции вокруг брака гомосексуалистов?

Почему из-за сексуальных предпочтений вас должны лишить ваших прав? Это является не вопросом религии, а гражданского права. Удивительно видеть, что, в стране DSK и внебрачных связей, этот закон более дискуссионный, чем где угодно. Гомосексуалистов долго упрекали за то, что они имеют нескольких партнеров. Вы должны быть довольны, что они хотят упорядочить свои связи! Я думаю, что у Франции есть более важные проблемы которые надо урегулировать.

В этом фильме, ваши любовные сцены с Мэттом Даймоном войдут в историю. Что вы делаете чтобы иметь ту же химию занимаясь любовью с мужчиной, как  с женщиной, вы большой специалист?

Я превосходный актер (смеётся). Я могу все сыграть, даже животное! Играть, это лгать.

Вы столь же хороший лгун в жизни?

Чтобы не сделать больно, я могу смотреть прямо в глаза и нагло лгать.

Либераче скрывал свою частную жизнь. Вы  когда узнали, что у вас рак, немедленно объявили об этом. Почему?

У меня не было выбора. Сегодня, не можем больше ничего скрывать. Я должен был через три недели начинать съёмки фильма «Уолл Стрит 2», и я решил, что легче сказать правду, чем изобретать огромную ложь, чтобы оправдать мой отказ. Моя единственная ложь состояла в том, что я сообщил что у меня рак гортани, в то время как это был рак языка.

По какой причине?

Для этого рака, хирургия очень плохая. Я должен был давать объяснения, но я не хотел этого делать.

Ваша жена рассказала, что она сделала операцию, чтобы лечить свою биполярность. Это вы её  побудили об этом рассказать?

Об этом, очевидно, говорили, но она имеет собственных советчиков. Сделать операцию в её случае – единственный способ  контролировать положение и устанавливать границы, прежде чем это превратилось бы  в цирк.

Как она чувствует себя сейчас?

Очень хорошо.

Было много статей в таблоидах о вас. Некоторые вам давали несколько дней жизни, другие -несколько часов...

Как вы прожили этот период?

Я перенёс два месяца ада. Семь недель облучения мне сожгли внутреннюю часть рта, моя единственная забота состояла в том, чтобы глотать что-то чтобы не терять больше веса. Не говоря о химиотерапии. Я сражался за мою жизнь. А что  рассказывали таблоиды, было последней из моих забот!

Что вы делали ежедневно?

Я проводил время на зеленом диване, в просмотре спортивных телепередач. Для меня самым важным было знать, что жизнь вокруг меня продолжается нормально.
 
Вы знали, что вы вырветесь оттуда, или в какой-то момент вы сказали себе: «Это конец»?

Все мое окружение было очень обеспокоенно. Я нервничал, но не думал о смерти. Я остаюсь всегда очень оптимистичным. Я говорил: «Давайте будем ожидать вначале результаты экографии. Если они будут плохими,  у меня будет достаточно времени, чтобы беспокоиться!»

Вы говорили, что получили этот тип рака из-за того, что занимались оральным сексом?

(Смеётся.) Если я знал как я заболел, я бы получил Нобелевскую премию в медицине!
Таблоиды обезумели от этой истории.Внезапно в «Нью-Йорк Таймс» вышла очень серьёзная статья, объясняющая, что новая вакцина может предохранить от этого типа рака. Сам того не желая я принёс пользу науке!

Я имею право написать, что вы сейчас полностью здоровы?

На  95 %. Этот рак никогда не возвращается после двух лет. Единственная положительная вещь рака, что моя актерская игра чрезвычайно улучшилась, так как болезнь сделала из меня свободного человека.

Я не смог бы сыграть так Либераче двадцать лет назад. Я видел смерть близко, теперь меня трудно испугать. Для меня самое плохое - знать, что мой сын Кэмерон в тюрьме. Я думаю об этом день и ночь.

Объясните мне, почему срок заключения вашего сына, первоначально осуждённого на пять лет тюрьмы, продлили на четыре с половиной года?

Когда его арестовали, он употреблял до семи раз в день.
Он был на программе дезинтоксикации в последних месяцах заточения в тюрьму, когда полиция арестовала двоих мексиканцев, с которыми он имел дело. Он был вынужден свидетельствовать против них. Верить ему или нет, но их обоих  бросили в ту же камеру, что и его. Ошибка, как мне сказали... Огромный наркобизнес в тюрьме. Он выскользнул. У него нашли Suboxone, нечто вроде methadone, и тесты мочи однажды были положительны.
Судья, который его осудил вначале, посчитал, что он был преступником, опасным для общества и осудил на четыре с половиной года за нарушения, связанные с наркотиком. Его изолировали. В истории американской уголовной системы, это осуждение наиболее важно, чтобы никто не принимал наркотики в тюрьме. Чтоб было ясно: я осуждаю, что мой сын был наркодилером. У Кэмерона была уже проблема с наркотиком в 13 лет. Когда я это обнаружил, я заставил его перейти в другой колледж. Я проиграл.

Мой брат, Эрик, умер девять лет тому назад, от передозировки. Мой брат Жоэль – в обществе анонимных алкоголиков в течение тридцати лет, я сам лечился от алкогольной зависимости.

Как из этого не сделать вывод, что в семье имеется ген? Когда я был молод, моя карьера была прежде всего. Вместо того, чтобы ездить по миру как сумасшедший, я должен был оставаться рядом с сыном. Я знаю мою ответственность. То, что не мешает системе быть катастрофой!

Когда вы видели Кэмерона в последний раз?

Ни я, ни кто-либо из моей семьи не имеет право ему наносить визиты в течение двух лет.

Его заставляют платить, за то, что он мой сын. Вы думаете, что я смогу помочь ему выпутаться оттуда? Мне не разрешают с ним разговаривать по телефону. Переписываемся. Это мне разбивает сердце.

Что вы намереваетесь делать?

Я уже проиграл три процесса. Федеральные законы, действующие со времён Никсона должны быть изменены. Я собираюсь привлечь к этому внимание, но я должен следить за тем, чтобы не ухудшить положение моего сына.

Вы об этом говорите с другими детьми?

Конечно. Я пытаюсь просто скрывать от них мою печаль и мой обман.
Они скучают по старшему брату. Когда я мог посещать его в тюрьме, я их брал с собой. Они чудесные. Моя дочь Кари танцует и пишет песни. Дилан играет в театре. Он не боится ничего. Когда я думаю, до какой степени я волновался, когда я был молодым! Три недели назад, он мне сказал с очень серьёзным видом: «Папа, я должен с тобой поговорить. Ты заметил, конечно, что, уже два года, у меня отличные оценки в школе. Ты видел, как я хорошо сыграл в школьном спектакле. Чего же ты ждёшь, чтобы бросить мне кость?» Недавно в таблоидах было опубликовано, что Кэтрин и я собираемся разводиться. Я отвел в сторону моих детей чтобы их успокоить. Дилан, которому 10 лет, сказал гениальную фразу: «Ты хочешь сказать, папа, что эта статья подобна тем, в которых рассказывалось, что ты умрёшь через две недели?»

Вы мне говорили, что вы предпочитали кино жизни, потому что оно давало вам больше эмоций...

Я вам сказал это? Это конечно эпоха, когда я пытался слыть интеллектуалом! (Смеётся.) Я люблю жизнь больше всего. В последние годы у меня было много несчастий. Мне 68 лет, я в третьем акте моего существования, я смакую каждую секунду. Я собираюсь сделать четыре фильма в этом году. Мне повезло, но больше всего я желаю, чтобы положение моего сына улучшилось. Я думаю только об этом.

Ваш отец, Кирк Дуглас - одна из наибольших легенд кино. Какие отношения вы поддерживаете с ним сегодня?

Великолепные. В последний раз, когда я его видел, он мне сказал (он имитирует своего отца): «Сын, мне  96 лет и я намереваюсь дожить до 100 лет, возможно даже на день больше. Пока я здесь, я буду следить за тобой. И даже потом!» Кирк мое вдохновение. Он единственный. Кто смог бы подумать, что блестящий актер, может оказаться большим философом, великим гуманистом и столь же чудесным отцом? Я горжусь, что я его сын. Я его так люблю!


Paris Match  du 22 au 28 aout 2013 / Перевод Натальи Эстеван