На Ворскле

Александр Козлов 8
Палатку на левом берегу Ворсклы,  что на Полтавщине,  возле села Буланово, мы с семьей разбивали  не первый год. Здесь нас все устраивало: спокойная обстановка, отличная рыбалка, великолепный климат и песчаный пляж, на котором моя малолетняя дочка любила греться на жарком солнышке и купаться в чистой, прохладной воде быстрой реки; с продуктами в ближайшей деревне было вполне сносно - хлеб, сигареты и выпивка были в магазине и, хотя выпивку в будни не продавали по причине сельхозуборочных работ,  продавщица делала мне, как отпускнику, исключение и водку продавала и, кроме того, я покупал у нее свежайшие домашние куриные яйца, пополняя скудный бюджет, что делало ее более сговорчивой. Знаменитое украинское сало, творог, вареники, молоко, в том числе и козье, мед, фрукты и овощи мы получали от местных жителей и, часто, бесплатно - в качестве, как теперь говорят, бонусов. В качестве бонусов бывала и домашняя горилка. Рыбу я добывал сам. Ловил,  как и местные жители,  руками, а также промышлял подводной охотой.  Ловил и на поплавочную удочку, но не столь успешно. Больше всего удовольствия доставляла подводная охота и я посвящал ей до двух - двух с половиной часов ежедневно. Трофеями были сомы, язи, щуки и лещи.


 Время от времени в реку из водохранилищ, расположенных выше по течению, сбрасывали воду и тогда течение реки становилось стремительным, вода мутнела и ловля рыбы становилась затруднительным, но не менее интересным занятием.  После одного из таких сбросов воды, прихватив с собой ружье, маску и ласты, я отправился вверх по течению правым берегом реки на поиск новых рыбных мест. Пройдя тройку километров и, осознав тщетность задуманного, решил вернуться домой, а так как солнце палило нещадно, то обратный путь решил преодолеть вплавь.
Сплавляться по реке оказалось весьма опасным мероприятием: река в этом месте извилистая, образует лиманы и старицы; на одном из поворотов русла меня понесло на упавшее в воду огромное, сучковатое дерево и, несмотря на титанические усилия и наличия ласт, избежать столкновения я был не в состоянии -  мощное течение неумолимо несло меня на раскидистые ветви, грозившие пленить своими объятиями, и я, бросив сопротивляться потоку, нырнул под дерево, стараясь достичь дна ... .


Подобный трюк мне пришлось проделать в молодости на притоке Ангары. Тогда тоже было очень жарко, заедала мошка, да и сказывалась усталость после десятичасовой работы по скатке леса из штабелей в воду реки Тасеево. Тащиться по берегу в окружении кровососущих тварей не хотелось и я вошел воду. В прохладной и быстрой воде было хорошо и, легко преодолевая расстояние с помощью мощного течения, наслаждаясь, я расслабился и не заметил опасности в виде заградительного деревянного бона, стоявшего поперек реки и служащего для направления сплавляемого леса в нужное русло. Бревна, из которых состояли боны, связывались между собой проволокой, концы которой резали тело как бритва и той-же проволокой они крепились ко дну реки на, так называемые якоря. Разумеется скрутка из проволоки изобиловала, торчащими во все стороны, обоюдоострыми концами. Преодолеть бон, забравшись на него при таком течении, было маловероятным и охватив голову руками, я нырнул, стараясь уйти подальше от возможных проволочных скруток. Маневр удался.


Маневр удался и на этот раз, но рисковать больше я не хотел и, выбравшись на берег, продолжил путь по суше. До нашей палатки оставалось метров восемьсот, когда мое внимание привлек мальчик. Мальчик бежал ко мне, энергично жестикулируя руками и показывая в сторону реки: “ Дядько! Потопает!”, - кричал он. На реке все выглядело мирно: слева, сидя на песке, беседовали между собой парень и девушка; прямо передо мной, метрах в десяти от берега, купалась девочка, лет десяти, и к противоположному берегу неспешно плыла группка молодежи. Все было спокойно и только мальчик продолжал кричать, показывая на реку. Тут я и увидел глаза маленькой купальщицы. Эти глаза, как бы вплотную приближенные ко мне, были полны ужаса, как у котенка, впервые увидевшего собаку. Это был сигнал к действию. Бросив амуницию на песок, я кинулся в воду и поплыл, обдумывая по пути каким способом избежать цепких захватов тонущей девочки. Приблизившись, я предложил девочке прокатиться  на моих плечах, что она и сделала без каких-либо судорожных движений. На берег девочка самостоятельно выбраться не могла и я вынес ее на руках. Мы посидели еще минут двадцать и я вернулся к себе.


Через неделю, во время дождя, в нашу палатку постучали. “Здесь живет Дима из Москвы?”, - спросил женский голос. На пороге палатки стояла женщина, из-за ее спины молча выглядывала девочка. В руках у женщины была авоська с салом, горилкой и прочей снедью. Женщина рассказала, что только сегодня от мальчишек узнала о произошедшем, а до того удивлялась, почему дочка перестала ходить купаться на реку.


Так я оставил в Буланово добрую память о москвичах, хотя героем того дня был бдительный мальчик, настойчиво кричавший: "Дядько! Потопает!".