Каторжанин в Японии

Анатолий Баюканский
«Я ПОЛЮБИЛ ТЕБЯ, ЯПОНИЯ»

Бронислав Пилсудский долго стоял на углу знаменитой токийской улицы Гинза, о которой ему писали знакомые,ученые-этнографы, проживающие в Токио, но одно дело письма и совсем иное собственный взгляд на японскую столицу, на улицу Гинзу, где добрый пока еще заочный друг писатель Фтубатэй заказал для него жилье на втором этаже магазина «Хокодате-я». У него было полуобморочное состояние, кружилась голова, ноги подкашивались. Прислонясь к стене часового магазина, он смотрел и смот омнилось, что он часто повторял  что по родственным делам дважды был в Японии и свободно разговаривал на  полу айнском, полу японском языках.
    Бронислав привык вникать в любое дело  серьезно, как нормальный поляк очень дорожил собственной честью и сейчас, как будто прорезались в мозгу советы дяди его жены Чухсамме: «Руку для приветствия в Японии не протягивают. здороваться надо  поклоном, причем.»возвращать» поклоны нужно с той же почтительностью, какую демонстрирует другая сторона,, да, еще нельзя смотреть собеседнику прямо в глаза, это напоминает агрессию…
    «Матка Бозка!» -мысленно взмолился Бронислав.-Спаси и сохрани»  Попал поляк  под чужой тарантас, но…спокойно, спокойно,-как говаривал тот же бафунке «из любого положения,-считают японцы, есть ровно пятьдесят шесть выходов,»Гладко было на словах, а тут…
Он  впервые почувствовал отчаяние, похожее на панику. По улице плавно катили конки, проезжали невиданные им прежде авто, водители в кожаных крагах снисходительно поглядывали на прохожих А люди, уму непостижимо, словно пришли на встречу с ним из иного мира- на тротуарах не было спешки. Молодые и старики двигались осмысленно, уступая женщинам и детишкам дорогу, одаривая их широкими уважительными улыбками
    В Японии Бронислав уже бывал, но  его собеседниками были айны, люди, как считают японцы «второго сорта». А теперь…ему даже сделалось не по себе –почувствовал себя голым королем чужеземным нищим,  которого люди на этой сверкающейся улице должны были бы презирать,  но этого не случилось. «Иной мир, иные нравы и традиции,-подумал Бронислав.-вот нам бы, сахалинцам, так бы» Никто совершенно не обращал внимания на его внешность. на убогую каторжанскую одежду, на осунувшееся, обветренное лицо,с потрескавшимися губами,  лицо давно не знавшее бритвы и  на воспаленные глаза.
    Однако пора было двигаться дальше, искать пристанище..Бронислав достал из кармана  листок с иероглифами. Это был адрес магазина и имя владельца, где кего, вероятно ждали. и протянул первому пешеходу, который приостановился возле него и расплылся в улыбке, весь его вид как бы говорил: « Нужна ли вам моя помощь?» Да, помощь ему сейчас бы не помешала. Пожилой японец, все еще улыбаясь, прочитав записку, закивал головой и  жестом пригласил следовать за ним.
    Улица Гинза поразила Бронислава, таких  улиц не видел он ни в Варщаве, ни в Санкт-Петербурге.Это был настоящий музей под открытым небом - мастеровые в узких переулках, примыкающих к «серебряной улице», старательно вырезали из дерева статуэтки, мастерили татами, из разноцветной бумаги делают кораблики, черепах и крокодильчиков и все, как по команде, увидев его-в в поношенном странном сахалинском одеянии, широко улыбаются, отставив на мгновение рабочие инструменты.  а кафе, рестораны и закусочные прямо на тротуарах поражали обилием  блюд, а  магазины, магазины, они буквально на каждом шагу манили покупателей. Бронислав с трудом прочитал названия огромных универмагов «Микимто»,»Мацумото», «Сони» где на витринах сверкали жемчуга, призывно зазывали к себе   красочные куклы в ярких кимоно.
    Доброжелательный старик остановился возле витрины магазина «Хабамаэ», жестом пригласил войти в стекелянные двери. Бронислав хотел было протянуть стаприку рукуи пожать ее в знак благодарности, но вовремя вспомнил наставления Багунка, и как можно ниже склонил головуц в поклоне. Старик ответил тм же поклоном и они разошлись  Бронислав поднялся на второй этаж магазина, нашел комнату владельца. Долго стоял, не решаясь войти, наконец, отворил двери и сделал пару шагов.  И тут навстречу ему поднялся из-за стола невысокого роста, полноватый  человек в очках.
    -О, я рад приветствовать гостя из России! –владелец магазина легко выкатился из-за стола. Представился и они обменялись почтительными поклонами. Следующие получаса прошли во взаимных любезностях и разговорах о погоде, о чайной церемонии. А затем хозяин вызвал миловидную девушку и приказал ей проводить гостя в отведенный ему загодя номер И.понизив голос, добавил что-то по-японски... 
               
МУСУМЕ ОЭ – НЕ ПРОСТО ГЕЙША