Вторая Пасха

Тина Гай 2
В народном календаре каждый день отмечен приметами. Особенно много примет связано с большими церковными праздниками. Не исключение и Успение.


Праздник Успения называется в народе Второй Пасхой: в этот день Богородица Воскресла из гроба и Вознеслась на небо.


Поэтому Успение празднуют с особой торжественностью и в церкви, и в народе. Успение по церковному календарю празднуется  восемь дней.


В народе праздник отмечен разными ритуалами и обрядами. Отсюда его многочисленные названия: Успенщина, Госпожа Первая, Большая Пречистая, Первые осенины, Дожинки, Выжанки, Спожинки (дожинать).


Успение отмечается  как праздник завершения уборки урожая и посева озимых. По народному календарю принято сеять озимые шесть дней: три - до праздника и три - после. Тогда их всходы будут сильными и крепкими.


Событиям уборки яровых посвящается особый праздник, отмеченный народными  обрядами и ритуальными действиями, называемый выжанками. История праздника гласит: из-за нехватки рук, или из-за потери кормильца часть поля к концу лета у кого-то оставалась неубранной, ее дожинали помощники-добровольцы.


После выжанки помощники ставили последний сноп, который жали молча, чтобы не потревожить дух полей. По древним языческим поверьям он переселялся в последний сноп. Оставшиеся несжатые колоски заплетали особым образом, связывали  лентами. Это называлось "вить бороду".


Последний сноп был именинником: его наряжали в сарафан, завязывали ему платочек, водили вокруг снопа хороводы. Потом брали из него несколько колосков, плели венок, украшавший самую красивую из помощников девушку, и несли его к дому хозяина выжанки. Хозяева угощали всех принимавших участие в уборке последнего снопа - праздновали «Успенщину».


Обряд в народе любили и с удовольствием в нем участвовали. И хотя работа не оплачивалась, но был пир и веселье, на который  стремились как на праздник урожая. Некоторые специально не убирали свои поля, оставляя их до выжанок. Но чаще всего помогали бедным и малосемейным.


С Успения в Сибири запрещалась ловля красной рыбы в общественных местах, начинали ставить особые рыбные снасти на осенний период. С Успенья начинался лов нельмы. Успение считалось последним днем лета. В народе говорили, что солнце в этот день засыпает, и в домах в первый раз зажигали огонь.


Успение открывает бабье лето молодых, хотя обычное бабье лето наступит только 11 сентября. К празднику уже земля остывает и если кто-то пройдет босыми ногами по росе, тот, по народному поверью, соберет на себя все болезни.


Роса в этот день – слёзы Богородицы, потому что Успение и радостный, и скорбный день одновременно: Богородица покинула землю, но и вознеслась на Небо, воссев рядом с Господом как Заступница всех.


Еще одна примета: кто в день Успения натрет обувью мозоли, тот с трудом будет достигать поставленной цели. Поэтому утром в праздник задумывали желание и шли в храм или по своим делам в разношенной обуви. Если к концу дня мозолей не было, значит, задуманное будет исполняться без труда, но если натер мозоли, то легкого пути к цели не жди.


Осень – время свадеб, отсюда примета: если с Успенщины девушка не выбрала жениха, то зиму она останется незамужней. Поэтому старались осенью сватать, выбирать невест, женихов, играть свадьбы.


Повсеместное почитание Богородицы в народе и Ее Вознесения выражено написанием множества  икон "Успение Богородицы", полных и усеченных, с изображением только самого Успения или  событий Ее погребения. По всей Руси возводились удивительные и великолепные Успенские храмы. Самый величественный - Успенский храм в Кремле В нем покоятся мощи князей и патриархов.


Автор публикуется в блоге
http://sotvori-sebia-sam.ru/prazdnik-uspenie/