Поддержим кацкарей!

Николай Бузунов
   Лето. Хочется уехать куда-нибудь, попутешествовать. Приобрели билеты на теплоход по Волге до Мышкина. Приятная неожиданность: тем, кто отправляется в плавание не в первый раз, предоставляются скидки. Великая русская река по-прежнему объединяет народы, населяющие её берега. Но здесь в верхнем течении она почти чисто русская. Почему почти, читатель узнает ниже по тексту.       
   Современный молодой человек не сможет понять того перерождения, которое произошло с нашим Речфлотом с начала перестройки. Автор совершал круизы по Волге в 1980 и в 1993 г. г. и имеет возможность сравнить. Можно сказать образно различие «как небо от земли». Экипаж «из кожи лезет», чтобы угодить пассажиру, которому только остаётся раздавать чаевые. Так ведь и на работе бывает выдают премии, по-нынешнему бонус. Теперь можно свободно дышать речным воздухом, потому что курильщикам отведено «законное» место на корме. В ресторане шведский стол. Досуг разнообразен. Дети под присмотром профессиональных артистов, которые с ними занимаются. Вспоминаются прежние круизы с обшарпанными каютами, пьяными капитанами, носящейся по палубам со швабрами и гиканьем тинейджерской командой, с гастритогенным питанием, в котором напрочь отсутствовала речная рыба. Дай Бог процветания и дальнейших успехов фирме Водоходъ, занимающейся нашими, и не только, туристами!
   Благоустраиваются и достопримечательности на берегу, благодаря большому объёму ремонтно-восстановительных и реставрационных работ, проведённых местными, хотелось написать товарищами, но «товарищи» в основном ломали и топили. Хотя и красивые шлюзы и каналы тоже дело их рук, вернее рук и ума заключённых, многие из которых здесь и остались навечно. С таким же чувством можно восхищаться греческими и римскими амфитеатрами и акведуками, построенными рабами.
   Вот и первая стоянка – древний Углич. Великолепие православных храмов, Божественный хор монастырской братии. Второй и последний десант – провинциальный городок Мышкин. Казалось бы, после Углича он будет выглядеть бледно. Но нет. Всё на высшем уровне. И русская старина и Музей мыши и старая мельница с сюрпризом.
   А настоящее чудо ждало тех, кто поехал на комфортабельном автобусе на экскурсию в село Мартыново, расположенное в полусотне км от Мышкина. Оказывается, не только в Берлине издаётся газета на столичном диалекте. Здесь в Центральной России на берегах реки Кадки находится район (по местному СТАН), где живут КАЦКАРИ – русские люди, но говорящие по-другому. Там мы и купили журналы местного издательства, один из которых воспроизведён на иллюстрации. Отличий от литературного языка так много, что «питерские филологи последовательно пишут не «кацкий диалект, а «кацкий язык» - цитата из журналов «Кацкая летопись»*. Так что, несмотря на старания большевиков стереть все различия не только между областями, но и народами Советского Союза, остались островки самобытности. И это радует. Иначе серость, безразличие и на этом фоне озлобленность. Да и целостности государства это никак не грозит: никто не собирается поднимать восстание, чтобы отделить Кацкую волость от России.
   На экскурсии туристы ознакомились с древним бытом кацкарей, их укладом жизни, верованиями и обычаями, некоторые из которых сохранились до наших дней. «Исходным населением Кадки следует считать финно-угорский народ меря. Считается, что как самостоятельный народ меря сформировалось к 6-му столетию; в то время оно проживало на территориях современных Ярославской, Костромской, Ивановской и Владимирской областей, а их центром, как полагают, был Ростов Великий. Следы мерян отчётливы в названиях рек: Пойга – «Лесная река», Нерга – «Болотная река», Шумаронка –«Клюквенная река». В названии самой Кадки много неясностей. В кацком диалекте много слов мерянского происхождения: отодУбеть - (от мерянского «тудоба» - чувствующий, мазИстой (от «мазей» - красивый), маскАлить (от «матко» - путь), кАрженка (от «каршина» - подполье)»*. Местный экскурсовод, зная, что все туристы (по-местному ГЛЯЖЕННЫЕ) из Москвы, сразу  успокоила, что МАСКАЛИТЬ значит ИДТИ и к Москве никакого отношения не имеет. Здесь можно поспорить лишь с мазистой – есть подобное слово в русском языке «смазливый», в древнеславянском МАЗАТИ – раскрашивать, краситься.
   «Учебники пишут,что Ярославскую область заселяли новгородские словене, кривичи и отчасти вятичи. Однако ж ещё О. А. Соцкова в 1964 г., сопоставляя кацкий диалект с говорами остальной части Мышкинского района, заметила, что они различаются по ряду основных фонетических признаков… Н. Д. Русинов, исследуя в 1956 г. Нижнюю (Угличскую) Кадку, также подтвердил отличие кацкарей от остальной части Угличского района: «Снопы зерновых складывают в крестцы, моются в печах и др. Как кажется, славянскими предками кацкарей были северяне. Их центром был г. Чернигов, а среди прочих Хоробор: уж не от него ли пошло название кацкой столицы села Хороброва».*
   Автору кажется другое: Никто не потащится обратно на север из благодатной Украины. Скорей мы имеем островок древних руссов на их пути «из варяг…» в Русь. Сами о себе кацкари говорят «мы покону кацкого»*, т. е. роду, племени. Это слово происходит от древнеславянского КОНЪ – начало. А слово КАДКА возможно от древнеславянского КОДЪ (СМ.КОНЪ) – начало. В этих местах русичи решили начать новую жизнь. Воможно и от КАДЬ – сосуд, кадка. Брали воду из реки. Река – большая кадка. О древности кацкарей говорят и отзвуки веры в Солнце-Белую корову, слово ПАЛЬМО –пламя, а также распространённое до недавнего времени имя Томилко. Слово СТАН - район перекликается с руническими надписями, где STAIN и STIN обозначают место пребывания богов. Интересно, что амбар по-кацки АРБАН. Википедия выводит слово амбар из персидского языка. Однако в кацкой трактовке явно виден корень АР – раннее название бога Яра, то есть получается «помещение для яровых». Вообще кацкая речь не терпит иностранных заимствований: кухня по-кацки – камОрка, дверной или оконный блок – опУшина, экскурсовод – бАхарь, бахорИца.
   Кацкая «деревенская этика запрещает публичную брань. Девочкам сызмала внушали: «Будёшь гребыхАться – вырОстёт  борода!» Мужикам дозволялось материться лишь между собой; при народе бранные слова было принято заменять словом «вЕтёр».* Поучиться бы остальной, в том числе и так называемой образованной и интеллигентной части России, у этих крестьян!
   Туристы побывали в типичной кацкой избе. Среди утвари было настоящее коромысло, а не та плохо оструганная палка, к которой мы привыкли. Из стволика дерева мягких пород выбиралась сердцевина по форме плеч носильщика. Делался вырез для шеи. Голова не наклонялась вперёд и в то же время не подвергалась тем нагрузкам, которые присутствуют при переноске тяжестей непосредственно на голове, как в странах Востока и Африки. Потом покормили корову, овец, гусей и кур и под занавес посмотрели спектакль местного театра (комЕнничаньё),а также поели очень вкусных пирогов с топлёным молоком из русской печки.
   Как всегда мотором этого возрождения является один ещё достаточно молодой человек. Это Сергей Николаевич Темняткин – на вид настоящий былинный богатырь. Он написал большинство статей, работает экскурсоводом и участвует в представлениях.
   Хочется призвать всех желающих, а главное русских олигархов, а таковые у нас всё-таки есть, оторваться от своих чернокожих красавиц, от мобил и мобилей и оказать посильную помощь развивающейся русской провинции. Например, можно было бы возродить льноводство. Это очень трудоёмкий вид сельского хозяйства и платить за работу надо хорошо.
   «Музей кацкарей ждёт помощи! Электронная почта katskari@yandex.ru и temnyatkin.s@mail.ru (МУК ММР «Этнографический музей кацкарей»)»*

*Все дальнейшие цитаты из того же источника