Часть 2. 48 Два сердца

Кора Крылова
ХВЕДАР ЖЫЧКА "ДЕНЬ БУДЕТ ЯСНЫМ"


Повесть


Перевод на русский язык, сделанный по украинскому переводу с белорусского языка


ЧАСТЬ 2
МЫ И САМИ НЕ ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТКА


48.  ДВА СЕРДЦА

    - А знаете, кого мы сейчас посетим? - спрашивает командир, подавая мне в кабину грубый пакет.
    В пакете — какие-то консервы, колбаса, хлеб. От запахов даже голова закружилась. С самого утра  мы ничего не ели, бегаем по разным учреждениям и складам большого города. Самое лучшее, что удалось раздобыть, - это патефон и с десяток пластинок. А печатной машинки так и не удалось выпросить у интендантов.
    Я немного знаком с городом — когда-то приезжал сюда с Введенским и Коровкиным получать новую станцию. На барже жили, интендант Буханцов с нами. В кино ходили, и там, возле склада, я встретил человека, похожего на Богданова. Подожди, не к нему ли имеет намерение вести меня командир?
    - Знаю. К Нюрке, которой объяснять не нужно.
    Командир удивлённо смотрит на меня.
    - Вы это... так, к слову... или что-то знаете? - наконец спрашивает он.
    Рассказываю о встрече, о том, как Богданов поспешил, чтобы я его не узнал.
    - Та-ак! - говорит командир. - Тяжело ему было по-первах. Теперь обвыкся.  Угу! Даже будто каяться начинает — это же он в письме попросил, чтобы я тебя привёз в гости. А я голову ломаю: по какому случаю?
    Я прошу:
    - Расскажите, товарищ старший лейтенант, коротко о Богданове... Чтобы мне чего-то лишнего не ляпнуть.
    - Коротко здесь не расскажешь. Трагедия у человека. А говори при нём всё, не бойся. Ну, поедем.
    Загретдинов поворачивает то влево, то вправо, куда показывает командир. Останавливаемся в каком-то переулке возле самой рыболовецкой гавани. Из домика навстречу нам бежит Богданов. Радостный, возбуждённый.
    - Борис! - обнимает командира, крепко жмёт ему руку. - Будь здоров, Лявон. Вы просто молодцы.
    - Ты, Коля, без увертюр, пожалуйста. Мы голодные, как волки, - говорит командир.
    - Ничего, потерпите. Ради такой встречи... Сейчас Маня возьмёт курс на гастроном. Прошу  в мою каюту, - открывает двери и ведёт коридором. - Вот она.
    Комнатка у Богданова маленькая, тесноватая. Но всё здесь расставлено аккуратно, с любовью.  Кровать с высокими подушками, стол, шкаф, два стула. И ничего лишнего, правда как в корабельной каюте.
    - Маня, Маняша, где ты там? - зовёт Богданов в коридор. - Гости к нам приехали.
    Маня, пухленькая, невысокая, достаточна хорошенькая женщина, протягивает руку Хотилову, знакомится со мной и Загретдиновым.
    - Извините, у меня там кипит, - и хочет исчезнуть на кухню.
    - Подожди, - останавливает её командир, протягивает свёрток с продуктами.
    - Зачем, Борис Владимирович.
    - Бери, бери. Это не для тебя, а для нас. Приготовь что-то там, приправь и неси скорее... Та-ак, - говорит он Богданову, когда Маня вышла. - Видишь, какие у меня орлы выросли. Лявон возмужал, или нет?
    Богданов смотрит на меня, подмигивает:
    - Лявон молодец. Жаль, что мало мне довелось с ним послужить. Я сделал бы из него настоящего моряка. А ты, слышал, перетянул его в операторы.
    -  Перетянул, - смеётся Хотилов. - Оператором он будет классным. Но дело не в этом. Рассказывай, Коля, как ты здесь устроился?
    - Видишь, живу. Зарабатываю хорошо, Маняшей своей не налюбуюсь. Обмельчал, омещанился. Гнездо свою вью. Скоро у нас "уа-уа" появится. Лявон вон смотрит и глазам не верит — тот Богданов или не тот?
    - Нет, - запинаюсь я.
    Может, у меня действительно странный вид.  Я по-своему воспринимаю слова Богданова и Хотилова. Пытаюсь уловить в их разговоре нити, которые связывают этих не похожих друг на друга людей. Понимаю только, что старший лейтенант у Богданова частый гость, что это он устроил его на работу после увольнения в запас. Уговорил тогда в лесу: "Лучшего не ищи. Работа по тебе. Двигатели. Комнату дают..."
    Маня готовит стол. Салат, полные миски супа, картофельное пюре, поджаренная колбаса.
    - Подожди, не ставь всё сразу, - просит Богданов. - Сначала поедим это.
    - И тогда буду бегать? - стеснительность её как корова языком слизала. - Я, может, тоже хочу посидеть, послушать.
    - Правильно, Маня, - поддерживает её командир. - Бери его в шоры, пока берётся.
    - Знаешь, Борис, что я надумал, - переводит Богданов разговор на другое. - Хочу в институт снова вступать. Пришла такая мысль в голову и не даёт покоя.
    - И правильно надумал, - одобряет Хотилов. И уже ко мне: - Слышишь, что говорит Богданов, бывший противник прогресса и науки. А?
    Слушаю и нисколько не удивляюсь. Таким я и хотел видеть Богданова, почему-то никогда не верил, что он пьяница, пропащий человек. Несмотря на все его чудачества.
    Выезжаем уже у вечеру. Командир рассказывает:
    - Прекрасный парень Богданов. Мы с ним учились вместе в институте. Никакой Нюрки, никакого Ростова у него не было, конечно. Выдумки всё это. Хотя и правда родом он из Ростова. Отец семью бросил, куда-то подался. Воспитывала его мать, в школе работала уборщицей, себе во всём отказывала, лишь бы её Коле ни в чём не было отказано. Баловала, конечно. Всё же в институт он поступил, но бросил его. Потом у него умерла мать. Я в то время уже в армии служил после института, и он попал ко мне в подразделение. Очень изменился тогда Богданов, злой был на весь белый свет, а более всего на себя. Пришлось с ним повозиться. Теперь, видишь, оттаял немного. Да ты спишь? - толкает меня командир.
    Нет, я не сплю. Я думаю про Богданова, а больше о тебе, товарищ старший лейтенант. О твоём чутком сердце.