Троянская война 3. Подлость Одиссея

Алексей Горшков
Голова Одиссея. Мрамор. II век до н.э.

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. ЧАСТЬ 3
Подлость Одиссея
по мотивам поэмы Овидия «Метаморфозы»

Напомню читателям, что греки, прибыв к берегам Трои, обнаружили что на берегу их ждёт огромное войско под предводительством могучего Гектора. Всем было понятно, что первый грек, нога которого коснётся троянского берега погибнет. Что же делать? Никто не хотел умереть первым....

В армии Меделая был хитрый и трусоватый Одиссей (тот самый, которому посвещена «Одиссея»). Здесь, наверное, стоит напомнить о том, с каким трудом Одиссея «забрали» на войну.
Когда Менелай собирал свою армию, он приехал в Итаку, царём которой был Одиссей. Менелаю нужны были воины Одиссея, но чтобы их заполучить, надо было уговорить Одиссея пойти войной на Трою. А Одиссей этого меньше всего хотел. Он недавно женился на прекрасной Пенелопе и у него только что родился сын Телемах. Чтобы отвертеться от войны, Одиссей решил обмануть Менелая и его сподвижников. Он притворился сумасшедшим. Запряг в плуг вола и осла, вспахал поле и засеял его солью. Но хитрость Одиссея была разгадана соратником Менелая Паламедом. Он взял из рук Пенелопы младенца Телемаха и положил его перед плугом Одиссея. Разумеется, Одиссей остановился и признался в своей «хитрости». После этого ему пришлось со своими воинами присоединиться к Меналею.
Итак, вернёмся на корабль греков, на котором был Одиссей. Рядом с Одиссеем находился герой Протесилай. Он жаждал подвигов и рвался в бой. Но его воинствующий порыв останавливал сущий пустяк: предсказание оракула, что первый грек, чья нога коснется земли Трои, погибнет. Знал это предсказание и Одиссей. И тут он снова прибегнул к коварной хитрости. Одиссей бросил на берег свой щит и прыгнул на него. Протесилай, увидев, что первым на землю Трои ступил Одиссей (а ведь не на землю ступил, а на щит!), спрыгнул с корабля и бросился на врагов. Через мгновение он был сражен копьём Гектора. Но погиб он не зря. Греки бросились вслед за ним на берег и завязалась битва. Троянцы дрогнули и отступили.
Греки разбили на берегу лагерь, похоронили погибших товарищей, и отправили в Трою для переговоров Менелая и Одиссея. Послов принял царь Антерон и устроил в их честь роскошный пир (был бы повод!). После пира, Антерон созвал народное собрание, на котором выступили с речью Менелай и Одиссей. Минелай был краток: он потребовал вернуть ему жену Елену и украденные сокровища. Одиссей же говорил долго, витиевато, изощренно. Заслушались троянцы дивной речью Одиссея, который, по сути, сказал то же, что и Менелай: верните Елену и сокровища. Оказывается, что и сама Елена раскаялась в своём опрометчивом поступке и жалела, что покинула дом героя-мужа ради Париса (трудно сказать, насколько искренними были раскаяния Елены...) Троянский царь и его половина народа были готовы исполнить справедливые требования Менелая, но этого не хотел Парис и его сподвижники. Судьбу переговоров решил троянский прорицатель, который заявил, что троянцам будут покровительствовать боги и троянцы победят.
Мирные переговоры провалились и началась кровавая и жестокая война. Троянцы укрылись в неприступной Трое, и греки начали осаду города. Много раз греки штурмовали Трою, но безуспешно. Тогда они стали разорять города вокруг Трои и скоро опустошили окрестности города. Год за годом греки осаждали Трою, но город не сдавался.  Много греческих воинов погибло в боях и среди них был герой Паламед, тот самый, кто разоблачил хитрость Одиссея, когда он притворился сумасшедшим. Но не от рук врага погиб Паламед, а от подлости Одиссея, который свёл с ним счёты. Одиссей подкинул в шалаш Паламеда мешок с золотом и фальшивое письмо, якобы от царя Трои, в котором было сказано, что это золото, - плата за то, чтобы греки сняли осаду Трои. Приготовив эту ловушку, Одиссей публично обвинил Паламеда в измене и потребовал обыскать его шатер. Когда в шатре нашли письмо и золото, то все поверили в «измену» Паламеда. По приказу Менелая, Паламед был казнён. Перед смертью он произнес: «О, истина, мне жаль тебя, ты умерла раньше меня».
Вот такую подлость совершил Одиссей в конце девятого года осады Трои.