Из книги Природная сила Начало часть 1

Сергий Чернец
Чернец Сергий

«Природная сила»
(Рассказы и зарисовки)


Самиздат
Москва 2010.


Рассказы.

Вступление
Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же – нравиться будет и при десятом.
Писатель по сути ведет беседу с читателями. Слово же выпущенное уже не возвращается. И слово же является сильнейшим оружием, при помощи которого можно и «убить», подавить человека, но можно и поселить надежду, возродить к жизни, придав человеку огромный энтузиазм.
Поэтому так важно писателю владеть искусством беседы, ибо в беседе сказывается личность: или глубокая одухотворенная или мелкая приземленная. Ни одно занятие человеческое не требует большего благоразумия, хотя в жизни нет ничего обычней, - все всегда беседуют между собой. Но люди знают, что тут, в беседе, можно и все потерять, и все выиграть.
Чтобы письмо написать – надобно размышление, а письмо это та же беседа. Насколько же больше требуется размышления для беседы обычной. Писатели в этом случае в огромном выигрыше, и вместе с тем, при огромной ответственности перед читателями.
Люди опытные в обычных беседах по языку узнают пульс духа человеческого. Недаром мудрец сказал: «Говори, если хочешь, чтобы я тебя узнал». За пять минут разговора можно составить представление о человеке, о его возможностях и склонностях.
Иные полагают высшим искусством беседы полную безыскусственность, - чтобы беседа была, как привычная повседневная одежда, нестеснительна. Но это годится лишь между близкими друзьями, которые знают все недомолвки, краткие фразы, раскрытие которых, расшифровка, известна определенному кругу людей. А беседа с человеком почитаемым должна быть содержательной и являть не только содержание описательное, но и содержание души и порывов души автора повествующего о событиях. Потому писательское искусство беседы – дело рассудка, которое оживляется чувством.
Современные власти и пышность материальных благ, лишают людей всякого этикета и превращают их в потребителей, в машины должные исполнять функции «жизни». Обязанность ответственная накладывается таким образом на все искусство и на литературу – снова сделать из «функционирующей машины» живого человека, способного чувствовать, переживать и радоваться.
Одного вдохновения для писателя явно бывает недостаточно. Поэтическое произведение должно говорить о чувствах и слово должно являться помощником голоса чувств. Для этого нужен просвещенный разум писателю, чтобы облагородить нравственные чувства, очистить их от пошлого и наносного, голова должна воспитывать сердце. Потому что чувства, не знающие меры, уйдут в неразумности во зло, если не будут удержаны разумом.
 Человеку, вскормленному законами, дается представление о темной стороне общества. Когда постоянно говорят о нарушениях закона, создается негативное видение жизни. Тогда и нужна – поэзия, живопись, литература, чтобы сгладить грустное впечатление и ознакомить человека со светлой стороной жизни, с красотой ее!
Воистину счастлив тот писатель, кто твердым и смелым словом, забывая всякие ранги и саны, возвещает закоснелому миру тирании человека – святые простые истины красоты и величия мира!
Истинные писатели и поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но происходят из своего народа. Это как огни среди ночи, передовые вестники глубины народных сил. Ибо не в одних словах литература и поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья в лесах, на это небо с причудливыми облаками – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь – там и поэзия.
Задача искусства не в том, чтобы просто копировать природу, но чтобы ее выражать. Нам, людям, должно схватывать разумность, смысл, облик вещей и существ мира. Идеальная красота и самая восхитительная наружность ничего не будут стоить, если ими никто не будет восхищаться. В этом и цель искусства дать понятия о том, чем бы стоило восхищаться, а что надо бы осудить.
Жизнь – это чередование всяких комбинаций. Их нужно изучать, следить за ними, чтобы показать затем в произведении в выгодном положении – вот такова работа писателя. И часто в прозе он остается на твердой земле, а в поэзии должен подниматься на  неизмеримые высоты.
Писатель будет существовать только тогда, когда тверды его убеждения. Улучшать нравы своего времени – вот цель к которой должен стремиться каждый писатель, если он не хочет быть только «увеселителем публики», как клоун. И тут главным достоинством писателя является знание того, о чем писать не нужно. Писатель должен делать только одно: честно наблюдать правду жизни и талантливо изображать ее; все прочее – бесполезные потуги ханжей пытающихся облагородить зло.
1. Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет и не передать людям всего разнообразия своих мыслей и чувств. Дело писателя в том и состоит, чтобы донести до читателя свои ассоциации и вызвать у него подобные чувства восприятия мира.
Чтобы писать настоящую прозу, надо обладать также поэтическим талантом. Поэзия всегда дает образное восприятие жизни. Яркие образы, поэтические образы всегда присутствуют в настоящей прозе.
Сергий чернец




«Природная сила».

Любить или не любить этот мир человек учится в самом раннем детстве. И с раннего детства, в образах, откладываются в памяти человека картины, которые затем всю жизнь формируют ему верное знание, или о красоте этого мира или о ненависти к нему. Как много зависит от воспитания…
Ванька вырос и воспитывался в городе. Ходил в детский сад. Играл в пыльном дворе на песочнице. Природа ему долго не была знакома, он не видел ее до самой школьной поры.
При школе был небольшой сад, посаженный самими школьниками. В этом саду приходилось работать и Ваньке. Школьники собирали листья осенью, а весной они пололи грядки, вырывали сорняки. Так природа казалась Ваньке не очень-то приятной. Кусты, посаженные в городе вдоль газонов, всегда были в пыли и в грязи, от проезжавших по дороге машин. А одуванчики на газонах не пахли и никак не тревожили душу маленькому Ваньке. Конечно, в городе был парк и клумбы с цветами, но мыслилось так, что вся природа, посаженная руками человека, не природа вовсе, а «творение рук человеческих».
И вырос бы Ванька, наверное, одним из городских равнодушных мальчишек. Повзрослев, они выезжают «на природу» отдыхать. А так как понятие о природе отсутствует: то им и безразлично – сломать березку, поджечь кусты, намусорить раскидать вокруг бутылки и бумаги. Они ведь не в городе, да и в городе в парке приберут весь мусор дворники. У природы же дворников нет – это им неведомо, они воспитаны в «каменных джунглях», среди асфальта и бетона, среди копоти и грязи от машин; не привыкли они к чистому воздуху, не понимают красоты природы.
И Ванька тоже вырос бы таким оболтусом. Но отец у него был рыбак и природу знал и любил, так как вырос в деревне около реки Волги. И Ваньку он брал с собой на рыбалку, в поход. Сначала недалеко от города, они ездили на автобусе на маленькую речку. Но там встречалось много отдыхающих горожан, и еще не воспринимала душа Ваньки единство человека с природой, и еще не сразу он осознал всю красоту и реки и леса. Но был случай в жизни его такой, что природа стала для Ваньки ближе и понятнее, так, что он полюбил ее и научился восхищаться красотой. В этом помог ему отец. И когда пришло к Ваньке это осознание красоты природы, он запомнил этот случай на всю жизнь.
То был его первый поход в «естественные дебри» природы, где они были с отцом одни: в лесу у реки, вдалеке от шумов цивилизации, где  как говорят, – «не ступала нога человека».
Такое относительно «дикое» место природы отец Ваньки нашел недалеко от города, в 75 километрах. Надо было ехать на пригородном поезде до станции. Потом идти пешком километров 6 через лес до реки. На этом участке реки расположена была территория лесопитомника. От дороги огорожен был лесопитомник забором. В лесу, конечно, заборов не было, но если с дороги нельзя было пройти и проехать к реке, - то отдыхающие, рыбаки и охотники знали, что эта территория запретная, и ходили на реку и в лес за 5 километров до и после территории лесопитомника. Так и оказался лес и участок реки, непосещаемый практически никем, - естественным «диким» участком природы.
И еще, что самое интересное было в тот раз, когда Ванька пошел в свой первый поход. Отец решил ехать на рыбалку за налимом в апреле месяце, сразу после схода льда в реках, ранней весной. Речка освобождалась ото льда 14 апреля, а поехали они 26 числа, в самое половодье.
Вечером в пятницу отец и Ванька собирали рюкзаки и приготовили удочки. А поезд пригородный шел ночью, отправлялся с вокзала в 00часов 15минут. Ванька успел поспать вечером, после программы «Время» по телевизору, как обычно, от 21ч 30м. Ночью его разбудил отец. Они поехали на вокзал и дожидались в зале, когда объявят посадку. Все это в полудреме Ванька запомнил плохо. Но запомнил, что в поезде он слышал разговор и спор отца с каким-то мужиком- рыбаком.
Кроме рюкзаков у Ваньки и отца были бамбуковые удочки, связанные в пучок вместе с круглым сачком на длинной палке, подсачек по-рыбацки. И когда мужик в вагоне сел с ними рядом, он пошутил, что рано еще на летнюю рыбалку ехать: «в лесу еще снег не растаял местами и вода в половодье весеннее мутная и грязная, ручейки со всех сторон от таяния снега несут в реку грязь и мусор». В такой воде, мол, рыба не увидит червяка на крючке и вы, мол, ничего не поймаете. «Хорошо, - сказал Ванькин отец – обратно поедем, вот и увидимся, тогда и посмотришь, что мы поймаем». Ванька уснул и не помнил, как отец договаривался с тем мужиком-рыбаком.
А проснулся он разбуженный отцом на станции. Быстро они вышли из поезда в полутьму ночи, стоянка поезда 2 минуты. И почему в полутьму – а то, что над лесом на востоке небо светлело, и виднелись облака, края которых над горизонтом розовели, начинало светать.
Это был еще не рассвет, и светлое небо освещало дорогу только до леса. А в лесу под сенью деревьев было темно. От станции отец с Ванькой прошли на дорогу автомобильную и по ней на край домов поселка. А через дорогу к забору и к воротам въезда в лесопитомник. Ворота, решетчатые из арматуры, были закрыты на замок, но открыта была калитка. В стороне остались домики и ангары с техникой лесопитомника. И когда вошел Ванька в лес, вслед за отцом, он погрузился в природную темноту, немного пугающую. В лесу по краям дороги светились огоньки, раздавались неизвестные звуки. Это пеньки трухлявые светятся – объяснил отец. У отца был фонарик и он стал освещать дорогу, чтобы не споткнуться. Ухала сова, пролетая впереди, кричала какая-то птица истошным пугающим голосом…. Постепенно дорогу можно было различать, и отец убрал фонарик. Шли они быстро, но все-таки 6 километров – и Ваньке показалось долго и необычно идти по темному девственному лесу.
Впереди, наконец, среди деревьев стало видно тёмно-синее небо, просвет. Они еще долго шли вдоль этого просвета, он оставался справа, потому что дорога не подходила к реке, а за километр и больше шла к делянкам лесопитомника вдоль реки. И когда отец сказал: «пора» - он свернул с дороги. И они пошли на уже светлый голубой просвет среди деревьев к реке.
Они вышли из леса на пологий песчаный пляж перед перекатом реки, и тогда увидели красную зарю. Край солнца высовывался из-за макушек деревьев и ярко освещал и лес и всю окрестность розовым цветом. И лес и река и пляж с золотистым песком, вдруг, окрасились розовым, а через минуту засияли естественными красками. Зеленый лес, освещенный солнцем, проснулся, и загомонил на тысячи голосов. Зазвучала и река, перекат зарокотал веселее. Природа ожила неожиданно перед глазами Ваньки и здесь впервые красота природы открылась душе маленького мальчика.
С первыми лучами солнца защебетали в лесу птичьи голоса. И где-то недалеко в лесу закуковала кукушка. Тут же с легким ветерком вдоль течения реки нахлынули запахи. Ванька увидел кустики смородины и ощутил запах маленьких клейких листочков. Из леса от сосен потянуло восковым запахом хвои. А перед деревьями, на полянке перед лесом, желтели красивые желтые цветочки мать-и-мачехи….
Когда Ванька спустился по сыпучему песку пляжа к реке, он услышал кваканье лягушек в заливчике, заросшем листьями кувшинок и травой….
У Ваньки еще было, потом, время любоваться природой. Но главное в то утро, - что он ощутил движение «духа природы» всей своей человеческой душой. Он увидел и проникся этим впечатлением, как просыпается природа. Надо только один раз все понять, чтобы затем всю жизнь уметь видеть и чувствовать природу. «Как езда на велосипеде: если раз научился, то не забудешь никогда».
В то утро, сразу как они пришли на берег, стали разбивать лагерь: натянули с отцом палатку, около сосны, которая стояла на краю пляжа ближе к лесу. Сложив рюкзаки в палатку, разобрали удочки, собрали снасти, насадку вынули и пошли на рыбалку.
Отец сказал, что ловить лучше в глубоком месте, в омуте, где кончается перекат и пляж. Дальше шел крутой обвальный берег, в воде лежали упавшие деревья, и вода водоворотами крутилась между ними.
Ванька выбрал себе закуток между двух упавших деревьев, как бы небольшой заливчик. Он рыбачил долго и ничего не ловилось. И менял червяков на крючке, и пробовал ловить со дна и в полводы – не клевало. Вода действительно была мутная и с мусором.
А отец уже поймал рыбу, но Ваньке ничего не говорил, он рыбачил неподалеку, в следующем закутке. Ванька решил сходить к отцу и спросить: ловится ли рыбка хоть какая-нибудь. Он поднял поплавок на снасти чуть не до самого удилища, тем самым глубину до 3-х метров установил, и хотел закинуть удочку. Но случайно кинув взор в сторону отца, - увидел, что он что-то поймал и тащит, аж удочка выгнулась дугой.
Тогда Ванька забросил снасть в воду недалеко от берега, а удочку положил на песок на берегу так, что кончик удилища воткнулся в песок у края воды. Он радостно бежал по берегу к отцу, и хотел было что-то крикнуть, но вовремя вспомнил, что нельзя кричать на рыбалке, как учил отец, нельзя шуметь и пугать рыбу.
Отец сказал Ваньке – взять сачок и идти к воде, он был занят, он сам тянул рыбу, двумя руками держал удочку. С сачком у воды Ванька поджидал. Когда отец подвел рыбу ближе к берегу, тут сачком на длинной палке Ванька ее и подцепил и вытащил на берег.
Это был налим, большой и темно-коричневый, блестящий от воды и слизи, скользкий в Ванькиных руках. Он просунул налима в садок, который отец вытащил из воды и раскрыл. Оказывается, отец поймал уже два налима поменьше еще раньше – они были в садке, привязанном к палке на берегу. «Килограмм, наверное, будет» - сказал отец. Поговорив немного о том, что пора бы завтракать, Ванька пошел к своему месту рыбалки. И вовремя успел подойти, - удочка его, лежавшая на берегу, вдруг, поползла в воду. Он кинулся вытаскивать попавшуюся рыбу. Но не тут-то было. Рыба сильно тянула Ваньку в воду так, что он по колено вошел в нее. Не выдержав и испугавшись, Ванька закричал, - звал отца на помощь. А отец уже бежал к нему с сачком. Сколько было сил, боролся Ванька и тянул, не отпускал удилище, выгнутое в дугу. Он вышел из воды и неожиданно рыба поддавалась. Тогда Ванька смог перехватить леску и отбросить уже удочку в сторону. И впившейся в руку леской он держал рыбу, которая плавала вдоль берега то вправо, то влево, все ближе приближаясь. В один момент он увидел большую голову налима с усами. Тут подоспел и отец. Сразу же, зайдя в воду сбоку, отец руками выкинул рыбу на берег.
Поймал! Ванька радовался. Он получил необычные ощущения от борьбы с рыбой огромного размера, - как потом, дома он сам измерил линейкой – тот налим длинной 90 сантиметров был. И весил налим 3 кг и 200 грамм. Радость перемешивалась с восторгом окружающей природой. Ванька увидел синюю птицу, она села на торчащую из воды ветку: кивала головой и взмахивала крыльями, цвет ее необычно синий- синий сверкающий, с отливом. Потом, через много лет удалось узнать, что это была птица зимородок. А тогда она принесла много радости.
Потом Ванька еще ловил маленьких налимов по полкило…. Вечером они сварили уху. И пили чай из смородиновых веточек с молодыми листочками – такой душистый. Ночью в реке булькала, прыгала рыба, журчал перекат, освещенный желтым светом яркой половинки луны. Под звездным небом, уставший от впечатлений Ванька уснул у костра….
На следующий день, с утра они немного еще рыбачили, поймали по две небольшие рыбки. А когда солнце поднялось высоко, собирались домой. Дорога по лесу не принесла радости, но добавила усталости. Ванька нес в рюкзаке рыбу свою, - и большой хвост налима высовывался из рюкзака. В поезде они встретили восхищение всех пассажиров. «Вот какой хвост рыбий торчит, покажи-ка, неужели ты сам поймал» - люди спрашивали, а Ванька гордился и показывал своего налима. Когда вечером они доехали домой, он даже не ужинал, но сразу лег спать – Ванька просто устал и физически и морально от впечатлений. Зато в школу на другой день он пошел совсем другим человеком, словно «переродившись», зарядившись энергией природы.
Действительно, существует такая опрощенная теория подзарядки энергией природной силы от реки. Мы знаем, что вокруг проводника, по которому течет электрический ток, возникает магнитное поле, так по физике в школе проходили. А вода в реке течет довольно быстро, иногда, и вокруг реки возникает свое природное поле. Человек настроенный позитивно – впитывает, «намагничивается» тем природным полем, и «подзаряжается». Но человек пессимистического настроения или отрицательных эмоций, негативный – не сможет воспринять положительную энергию природного поля, а, наоборот, только устанет и разочаруется….
А Ванька с детства познавший красоту природы всей душой, впитав необъяснимую энергию природы, вырос хорошим и добрым человеком. Природа обладает удивительной силой. Эта сила природы помогает людям в жизни.
Конец.