дневник 1964

Тамара Барышева
1/ I
С Новым 1964 годом! Очень редко на Новый год снег, я гуляла с Леной и Любой.
А у нас гости, одни ушли, другие пришли. Сейчас пришли дедушка, Мила, Лорик и Олег.

20/I
Бедные мы сиротки! Нет нашей мамы, некому заступиться (Лидушка болеет). В пятницу приходит директор и говорит: «Вы лучший класс, поэтому будете учиться в кабинете физики (там, где сейчас 8-в)». Мы (девочки) не согласились, а мальчишники обрадовались, потому что будет одна смена. Сегодня нас туда выгнали, и  сидим мы теперь за столами, а не за партами, на поломанных скамейках, а в нашем уютном классе учатся пятиклассники…
 
30/I
Мне исполнилось четырнадцать лет. После школы решили пойти в библиотеку. Но родительница не разрешила мне надеть новую кофту. Она сказала, что у меня нет совести, и я ушла.
Знала, что придут гости, но домой не шла. Гуляла. Когда пришла, все собирались уходить. Мила подарила мне два тома Александра Грина, с завтрашнего дня начну читать. А сейчас поздно, и я хочу спать…

31/I
Вчера уроки не учила, это отразилось на сегодняшних отметках: по лит-ре - 4, по инглишу – 2, по химии – 3. Дома меня не ругали.

1/IV
Долго не писала, потому что мама забрала у меня дневник. Сегодня я его нашла. За эти два месяца произошло много интересного. В нашем доме многие уехали, а приехали новые жильцы. Я сдружилась со Светой.
Сегодня началась новая четверть с четвёрки по английскому. Остальное в школе – как всегда. Мы с Олей, поссорившись с девчонками, играли в бадминтон.

2/IV
Сегодня давала Оле читать дневник. Мы долго смеялись. На физ-ре Софа нас ругала.
Да, вспомнила! Вчера утром уехал Саша Яцков!

11/IV
Сегодня Стенина, Березина, Савченко, Чапу, меня, Попандопуло, Бурдыко и Елисееву выставили перед доской. Все дети нашего класса давали нам рекомендации в комсомол. Обо мне сказали, что я хорошая и комсомольцем быть достойна.

13/IV
Сегодня после пятого урока все будущие комсомольцы остались делать стенд. С нами осталась и Лена Петкович, она дежурная по классу. И вдруг оказалось, что у нас не пять уроков, а шесть!!! Таися долго возмущалась, а мы, именно те, кто не ушёл, оказались виноватыми.

14/IV
Сегодня тоже делали стенд, потом собирали металлолом. А в 5 часов совет дружины давал нам рекомендации в комсомол. Кроме нас принимают Мирошниченко, Золотарёву и Федоренко. Мне вопросы задавали лёгкие, но потом пришла Софа и начала ругать за физ-ру. В общем, меня держали долго, но рекомендацию дали.

16/IV
Сегодня комитет. Нас принимают. Оля, Галя и я с пения и украинского скачарили.
Мы учим устав. И вот по одному мы входим в 8-б, там сидят комсомольцы: Дорофеева Наташа, Худоярова, Шевченко, Чернова, Погорелый, Караденко, Савостенко и Овечкин. И снова засыпали вопросами и подсказывали ответы. Нас всех приняли.

17/IV
Сегодня мы должны идти в Горком комсомола. Я, Елисеева и Савченко с английского и химии скачарили. Долго писать не буду. Нас не приняли, потому что не правильно заполнены анкеты.

20/IV
В школе ничего интересного не было, кроме того, что мы съели курабье. А после уроков наши мальчишки играли в футбол с 7-б. Я с Людой ходила болеть. Наши продули 3:0!!! Два мяча в свои ворота забил Женька Соколов!!!

21/IV
Сегодня ходили в горком. Нас всех приняли. Билеты будут давать 28-го

21/IV
Сегодня после третьего урока мы принимали октябрят в пионеры.

12/V
Я очень давно не писала. Лень. Но и писать не о чем. Каждый день гуляю со Светой. Сейчас всё время идёт дождь. Сегодня на чердаке поймала ласточку, а она накакала. Мы её отпустили. Вечером мы узнали, почему всегда открыт подвал.

19/V
День рождения пионерской организации. Полкласса ушли на парад. Мы с Леной на всех уроках бесились. Стенин и Чапа что-то писали и смеялись, потом выбросили записки в печку.
Днём мы ходили в город, на вокзал. Все деньги потратили на морожку.
Я пришла домой и легла спать.
Вечером прыгали, гуляли, играли в бадминтон и рвали в парке и в городке цветы.

20/V
Так как вчера были похороны Куусинена, всесоюзная радиолинейка была сегодня. Все классы построились на площадке. Мы с Леной этим воспользовались: вынули из печки часть записок. Оказалось, что вчера мальчишки просто играли в чепуху.
Сегодня у нас было четыре урока, а у мальчишек шесть. Мы нашли ещё несколько записок и стали читать их на лестнице. Мимо проходил Стенин и всё слышал!!! Потом мы сидели на зелёной скамейке. Днём гуляли и сочиняли стихи.

28/V
После уроков ходили в библиотеку.
В 5-ом часу за мной зашла Кучерявая, и мы пошли в «Мир» на «Крепостную актрису». Это первый широкоформатный фильм в Крыму. Зрителям его начнут показывать только с тридцатого мая, а сегодня крутят для каких-то работников кино. Фильм очень хороший, но главное – мы смотрели его бесплатно!

1/VI
Первый день лета, международный день защиты детей и день рождения моей вьетнамочки Ким Лоан.

3/VI
Встала рано. У Вовки в девять экзамен, он с мамой ушёл в школу. Я убирала в комнатах. Потом зашла Галя, мы в парке учили билеты и загорали. Вечером соседские девчонки меня благословляли, ведь завтра сдаю геометрию.

4/VI
Проснулась рано, ещё в постели повторила все билеты и успокоилась: половины билетов не знаю. Хорошо знаю только шестой и надеюсь, что он попадётся мне.
В школе было не празднично. Сегодня экзамены только у нас да у 7-в. Марьюшка сначала спрашивала всех плохих. Демская отвечала на два билета и получила два балла. В нашей группе двадцать человек, а билетов двадцать один, но так как Демская тянула два, то под конец на троих хороших учеников (я, Оля и Наташа) осталось три билета: первый, одиннадцатый и двенадцатый. Сообща повторили их. Первый достался Наташе, одиннадцатый – Оле, а двенадцатый – мне. Мы получили пятёрки. Лишаёв получил пять!!!

5/VI
Весь день сидела дома, шила своей кукле Наташе одежду: кофточку, халатик, трусики. Переделала платье и юбку.
Во всех домах воды нет, а в нашем - есть!

6/VI
У Вовки экзамен по русскому, до одиннадцати я его проверяла, потом села шить Наташе ночную рубашку. Испортила, но она носить будет.
Ходила на консультацию. Ура! Десятого или одиннадцатого мы едем в Асканию-Нова!!!
Вечером, когда мы со Светой гуляли, Наташа Дорофеева сказала, что у Гали Маковенко умер отец. Не верится! Ему только сорок семь лет, он на два года младше моего папы.

8/VI
Сегодня сдавали русский вместе с 7-б. Диктант был лёгкий. Получила самую лучшую «настоящую» пятёрку, как сказала Лидушка.
Днём вязала Наташе кофту. Потом гуляли со Светой, слушали песни из «Крепостной актрисы». Они мне очень нравятся.
Странно! Всегда в то время, как я пишу события дня, что-нибудь случается, а сегодня нет. Сейчас буду ложиться спать. Прежде чем заснуть, подумаю о нашем разговоре со Светой.

10/VI
Сегодня прилетел из Киева папа. Мы с девочками из дома ходили в кино.
 «Седьмое путешествие Синдбада» - это фильм-сказка, очень интересный. После кино встретила наших, они сказали, что мы завтра едем не в Асканию, а в Алупку в 5.30. Это же слишком рано!
Потом с родителями ходила к дедушке. Оттуда еле вырвалась, чтоб купить продукты на завтра.
Ой, боюсь, что не встану рано! Пока!

11/VI
В 5.15 за мной зашла Кучерявая, собрали вещи и пошли в школу. На углу, где обычно сидят бабки с семечками, мальчишки играли в волейбол. Нам пришлось их обходить. Я пела, и вдруг сквозь собачий лай слышу: «Тома, собака!» Прямо перед нами стояла большая злая овчарка, но испугалась я не её, а крика. Вот что значит голодный желудок!
Ехали в Алупку на автобусе. Мы с Леной сели на предпоследнее сиденье, за нами Стенин, Петкович и Дерябин, а впереди – Галя и Оля. Сначала я пела романсы, потом заразился этим Саша, а затем мальчишки сочиняли стихи (как когда-то по дороге в Севастополь). К ним присоединилась Шишарина, чтобы помогать. Мы ели вишню, потом была пятиминутная остановка у орла. Саша нарвал маков и подарил их Гале (по её словам).
Приехали в Алупку, позавтракали в Верхнем парке и пошли осматривать дворец. Он очень красивый, со всех сторон разный!
Потом наши плавали, а мы с Олей играли в бадминтон. Вскоре нам это занятие надоело, мы попросили у Саши и Вити шахматы и начали учиться играть. Два раза играли Стенин и Дерябин (выигрывал Стенин), потом мы. Первый раз выиграла я, вторую партию нам не дали доиграть – пора собираться в Ялту.
По дороге было весело. Наш угол объединился. Сначала играли в числа, но Оле не понравилось, что числа угадывают Лена, Галя, Саша и я, тогда начали играть в садовника. Я была магнолия, Лена – гвоздика, Саша – нарцисс. Потом Лена и Галя спали, мальчишки смеялись, а мы с Олей пели.
Но вот и Ялта! Мы с Олей едим мороженое и пирожные, читаем английские названия. Теперь я знаю, что «Клуб моряков» - это «Seamen`s club». Потом оказалось, что Саша с Витей тоже читали названия.
Всю дорогу до Симферополя пели, а потом мне почему-то захотелось плакать.

13/VI
Мама сегодня работает. До часу я скучала, а потом увидела Ларису, которая читала немецкую книгу. Я вынесла «Moscow news» тоже села читать. Из газеты узнала, что Хрущёв, Ульбрихт и Брежнев присутствовали на митинге, посвящённом открытию памятника Шевченко; что у Николаевой-Терешковой родилась дочь; и что где идёт.

16/VI
Встала сегодня сравнительно рано – в 8.15. За мной зашли Елисеева и Кучерявая, чтоб идти отрабатывать практику. Великою лопатою копать себе могилу не захотели, с комсомольским задором через 15 минут ушли домой. Мы решили приходить в школу к 8-ми, 12-ти и 7-ми часам кормить кроликов.
Днём я загорала и читала, а Елисеева мне мешала. Вечером мама с папой ушли в кино, а мы со Светой в 9.15 пошли к «Миру» песни слушать. Потом разговаривали на подъезде до пяти минут двенадцатого. Дома я переписала в тетрадь песни из «Крепостной актрисы», а сейчас лягу спать. Мама с папой уже пришли.
 
17/VI
Сегодня меня разбудили какие-то странные звуки. Выглянула в коридор, и вдруг… прямо мне на голову упала капля. Весь пол в коридоре, ванной и кухне залит водой. Позднее оказалось, что в 10-ой квартире кран в ванной открыт, а Мишка с Вовкой спят.
Днём загорала, но мне мешали все: и папа, и мама, и Вова. Вечером играли в волейбол, а потом со Светой ходили слушать песни.

18/VI
Это моё любимое число. Сегодня день рождения Бодягина. Сходила к кроликам, убралась в квартире. Зашла Света. Мы ещё вчера договорились пойти на «Парижские тайны». Какой фильм! Все артисты симпатичные! Краски! Наряды! Не жалеем, что пошли.
Вечером играли с ребятами из нашего дома в детский сад, а потом, как всегда, пошли слушать песни. Вчера мы познакомились с дядей Жорой, и сегодня он нас пропустил в зал. Я в четвёртый раз смотрела «Крепостную актрису»!  пришла домой в 11.20, сейчас уже без пяти двенадцать. Спать хочу!

19/VI
Утром, как всегда, ходила к кроликам, потом в магазин. До 12-ти читала. Сходили с Галей в 12-ю школу за учебниками. Я купила астрономию, литературу и укр.лит. Потеряла ключ от квартиры.

21/VI
Сегодня мы с родителями ездили на море. Всю дорогу туда и обратно я читала плакаты и смотрела номера машин. Плакаты гласили: «Не уверен – не обгоняй!»; «Допустишь нарушение – произойдёт авария»; «Водитель! Счастливого пути!» Запомнила два номера, очень смешных: 65-38-ОХ и 27-26-КРЯ.
Не знаю, как буду спать – обгорела.

24/VI
Начался день, как обычно: к кроликам, в магазин. Часов в 5 был дождь, с молнией и громом, но не сильный. Я сидела на окне в детской и делала вид, что читаю…

27/VI
Ходила в 7-ю школу за учебниками, но там закрыто. До вечера сидела дома (назло всем!), потом немного гуляла. Катались на бывших качелях, играли в троллейбусы (и растянули бельевые верёвки), рвали шелковицу. До 12-и почитаю и лягу спать.

28/VI
Сегодня мы последний раз кормили кроликов. Утром смотрели в «Мире» детский широкоэкранный фильм «Пропало лето» - очень смешной, много ускоренных кадров.
Весь день была у Светы, играли в карты и…
Вечером пошли промышлять. На одном дереве шелковицы мало, на другом – тоже, третье и четвёртое – слишком высокие, а пятое – самое подходящее. Только начали рвать, как подходят три девочки. Одна говорит: «Кто это рвёт шелковицу на нашем дереве? У вас есть разрешение?» Они ещё повыступали и ушли, а Света сказала, что дерево садили не они, оно даже не под их балконом.
К нам сегодня приходили Лена с дядей Гемой и тётей Надей.
Узлов дал Вовке двух голубей.

3/VII
Весь день сидела дома, читала Дюма и занималась английским. Вечером каталась на велосипеде.

4/VII
Снова сидела дома, шила Наташе, читала, ела мороженое. Вовка послезавтра уезжает в лагерь, ему купили маску и трубку. Да! Так как сегодня суббота, я мыла пол под музыку (Лена Петкович крутила для меня пластинки).
Вечером мы с Вовкой играли в карты.

7/VII
Вовка вчера уехал в лагерь.
Утром занималась делами совершеннолетних. Ходили сегодня в библиотеку (это уже мы со Светой), я взяла Байрона, Гюго «Отверженные» (второй том, первого не было) и научные, а Света - какой-то древнерусский исторический роман. Потом мы делили добычу...
Вечером читала, прочла сразу две книги! Боюсь ложиться спать. Так страшно! Вчера только начала засыпать, тут муха два раза над левым ухом пролетела, а потом ночная бабочка головой об стекло билась. Привыкла, что Вовка должен быть всегда рядом, в этой же комнате.

12/VII
Сегодня мы ездили к Вовке. Лагерь неузнаваемо изменился. Вовка сказал, что обо мне спрашивала какая-то девчонка из нашего отряда. Это оказалась Нина Захарова, она и в самом деле обрезала волосы.

13/VII
Утром пришла Света. Мы пытались сделать карты, но у нас ничего не получилось. Потом я читала и загорала. В пятом часу пошли в библиотеку. Вечером играли в карты. Сейчас немного почитаю «Спартака» и буду спать. Сегодня спать не страшно – у нас ночует бабушка.

15/VII
Мама сегодня работает последний день, в честь этого и в честь среды я убиралась в комнатах. Ходила к Свете на телевизор, мне очень понравилась постановка «Гиблая слобода», особенно песня «Мёртвый сезон».

18/VII
Чудесная погода! С утра идёт дождь (иногда с перерывами), но какие громы и молнии посылает разгневанный Юпитер на землю! Сходила к Светке и поругалась с ней. Вечером с Лорой ходила в библиотеку.

19/VII
Сегодня мы встали очень рано (в 5.30) и начали собираться в Алушту. Ехали туда на экскурсионном троллейбусе .Опять была чудесная погода: солнышко малость попечёт, да и спрячется за тучи.
Мы загорали на пляже рядом с Вовкиным. Вдруг за решёткой, которая нас разделяла, я увидела Нинку Захарову, а потом Вовку (бывшего председателя дружины).
Вечером из Рабочего уголка было очень трудно уехать. Поэтому мы сначала поехали в обратную сторону. Приехали и узнали, что у шофёра с кондукторшей целый час перерыв!!! Но мы не сдались, весь час просидели запертыми в автобусе! За это время я успела съесть помидор и прочитать несколько глав из книги «На развалинах империи».
И ещё новость… Днём, после обеда, когда мама, папа и Вовка отдыхали в парке, я сидела на набережной, смотрела на людей, которые загорали или стояли в очереди за мороженым, или ехали в автобусах. И вдруг в одном из окон автобуса, ехавшего в сторону города, увидела… Вовку Задорина! Сначала не поверила своим глазам, подумала, что обозналась. Но это точно был он. Когда мы сидели в автобусе (во время блокады), мимо проезжала машина такого же цвета, как у них. Я посмотрела, кто в ней сидит, и увидела на переднем сиденье шофёра-солдата и их гостью, а на заднем – Вовку и маленькую девочку. Наверное, они отдыхают в палаточном городке.
Домой мы возвращались на дополнительном троллейбусе. В дороге никаких событий не произошло, если не считать встречу со священными животными – коровами.
Ну, всё! Так спать хочу!

20/VII
Утром решила написать Нинке письмо. И написала. Когда с Лорой ходили его отправлять, я нашла три рубля, и мы пошли в парк читать и есть мороженое.
После обеда мама ушла, а я начала уборку в их комнате. Пошёл дождь. Я открыла окно. На балконе Ярцевых стояли люди. Наташка Брусиловская играла на пианино. Тамара Филипповна тоже стояла на балконе. Я села читать на окне. Вдруг услышала разговор.
Ш: Вы уже приехали? Что-то плохо загорели.
Т:   Я всё больше под тентом.
Ш: Да-да, на солнце вредно много. Говорят, там с питанием хорошо? А тут бегаешь,
      варишь, а завтра всё сначала… Как сын старший? Пишет?
Т:  Они там вместе. Муж сегодня прилететь должен.
Ш: Ну, ждите-ждите…

22/VII
Вечером к нам пришла бабушка. Я сначала читала и слушала Шопена, а потом мы играли в карты.

20/VIII
Пишу это уже в Песчаном. Это такая деревня! Старые развалины именуются базаром. Детей мало: мальчик Алик, не считая ребёнка из нашего класса – Ботова, да три девочки (имён пока не знаю).

  21/VIII
Вчера не купались, с морем познакомились сегодня. Дно – прелесть – мелкий песок и неглубоко. Берег тоже хорош, но на пляже грязно. Ещё в молодом лесочке по дороге к пляжу есть огромная лужа, в которой плавают головастики.

  23/VIII
Вчера весь день были волны. Сегодня уехали Галя, Лида и Алик. Теперь ещё скучнее.

  24/VIII
Такой сон приснился!!!
Вечером в устье Альмы ловили раков.

  25/VIII
Весь день сильный ветер и волны. Почти всё время играем в карты, домино, едим раков.

  29/VIII
Вот я и вернулась домой. А было дело так: посчитала, что сегодня к десяти часам надо идти в школу, начала проситься уехать, а родители не разрешили. Тогда я смылась.

31/VIII
Сегодня у мамы день рождения. Утром я готовилась к школе и убиралась в квартире.
Вечером у нас были гости, потом я гуляла со Светой (мы давно не виделись).

1/IX
В школу шла одна. Девчонки пошли к Наташке, а я нет. В нашем классе новенькая – Алла Кононенко. Ярцева Наташа тоже пошла в нашу школу.
Днём хотели сходить в библиотеку, но опоздали.

9/IX
Гуляли со Светой. Она наступила мне на ногу, и мы поссорились. Подумаешь! Обойдусь!
Пошла к Наташке. Там была Оля. Смотрели моды и выдумывали формулы счастья (моя – «скорость равна расстоянию, делённому на время»).

10/IX
У нас новое расписание. После физ-ры собрались идти домой, а мальчишки остались играть в футбол, но оказалось, что будет история. Мальчишки опоздали, Марьиванна их не пустила в класс,  а нас почти всех успела спросить. Я получила два.
Потом мы пошли в «Шевченко» на «Дневник пани Ганки» (дети до 16 лет). Фильм ничего, на каждом шагу целуются.

15/IX
Сегодня ходили на флюорографию. Все бегали в церковь, а мы с Олей – нет. Я напомнила ей про шестой класс. Она уже забыла, как мы начинали дневники, но с завтрашнего дня опять начнёт.

21/IX
Было комсомольское собрание. Теперь я вожатая в четвёртом классе и отвечаю за новости спорта (это Софа так меня к физ-ре приучает).

24/IX
В школе сидела только на двух первых уроках, потом нас с Сашкой Савостенко забрали делать стенд «Вступающему в комсомол». Он рисовал, а я руководила. Тут в учительскую зашла Римма и заставила меня оформить английский уголок.
Вечером гуляла со Светой, а теперь жалею. Горло у меня с понедельника болит, сейчас и насморк, и температура, и голова… Уроки не выучила. Завтра в школу не пойду.
Жарко. Ужас!

4/X
Почти весь день сидела дома (родитель отнёс моё пальто в чистку, теперь до 30 октября мне нечего надеть, когда холодно). Занималась чертежами. Сейчас выучу историю, пришью воротничок и буду ложиться спать.

10/X
Вечером пришла Ленка, а Вовка меня не пустил гулять. Мы подрались, и я удрала.

12/X
День такой – и горе, и радость!
Перед украинским подралась с Галкой. А Олька обозвала меня воровкой. За что?! Ревела весь урок.
Потом была физ-ра, и тут мы узнали, что запустили корабль «Восход» с тремя космонавтами: лётчик В. М. Комаров, научный сотрудник К. П. Феоктистов и врач Б. Б. Егоров.

13/X
Вызывали на истории. Получила тройку за то, что не читаю газеты. Потом было собрание, обсуждали двойки комсомольцев и другие вопросы.

14/X
Днём делала у Светки уроки. Показала ей дневник. Она разозлилась, но молчит. Скоро поссоримся.

15/X
Так и есть, поссорились у самого подъезда, разошлись во взглядах и пошли в школу разными путями.
В школе было весело. По английскому писали диктант. На физ-ре нас задержали, поэтому не успели переодеться, пришлось идти в класс в спортивной форме.
Днём ко мне зашла Бурдыко. Решили задачу и пошли в мат. школу. Вечером я у Ольки дома рисовала портреты и читала её дневник. Ну и свинья она! Всех зовёт Томка, Ленка, Галка, а Давыдову – Наташенька. Ну и всё. Ложусь спать с плохим настроением.

16/X
Решили сегодня пойти в кино. Я полила цветы на переменах, поэтому могла не задерживаться после уроков. Но сначала Лидушка устроила репетицию, потом Анна Ильинична послала отнести ей домой обед (за это она меня любит и ставит пятёрки по химии).
В кино мы всё же попали. Смотрели «Развод по-итальянски». Живот чуть не лопнул от смеха, хотя, по идее, это совсем не смешной фильм: она его покидает, а он её убивает.

19/X
Днём ничего примечательного не было.
В мат. школе новый студент, он будет вести у нас алгебру. Такие трудные примеры решали, а он, оказывается, сам их сочинил! Такие сложные задачи, а они оказались из курса седьмого класса!

22/X
Ну и события! В общем так. После уроков был совет дружины, давали рекомендации вступающим в комсомол. Я голосовала за всех, кроме Козиной и Шишариной.
Присутствовала Софа, она напомнила мне про «Новости спорта» и сказала, чтоб к празднику готовилась получить выговор. Потом остались одни комсомолки, и Софа поговорила с нами по-человечески. Была б она у нас классной! Мечта, а не женщина!
Потом мы с девчонками решили с завтрашнего дня быть активными, обдумали план. Домой собрались идти в 5.15. Вечером девчонки пришли ко мне. Оля выписывала афоризмы из моей книги «Мысли и изречения», Наташа пела, а я делала «Новости спорта». Вскоре они ушли, но пришли ещё раз в 12-ом часу.
Вовка разозлился и выкрутил пробки. Пишу на кухне в темноте. 

23/X
Встала в 5.25, до 6.15 вкручивала пробки, доделывала «Новости спорта».
В школу с Ленкой пришли рано (она вчера не убрала класс). Лена убирала, Оля приклеивала политику, я прибивала свой спорт.
Я сегодня дежурю: на каждой перемене делала влажную уборку, открывала форточки, выгоняла всех из класса.
Да! У спорта все толпятся!
Днём у меня болел зуб, и я спала. Потом пошла к Ольке узнать олимпийские новости. Ура! Наши обогнали США по количеству очков и медалей. Но увы! У тех больше золота:
СССР 30 з. 31 с. 35 б. 608,3 очка
США  36 з. 26 с. 28 б. 580,8 очка

29/X
Сегодня хотели с Леной на шестёрке покататься (мне так надо!), но было поздно, мы с Олей пошли в ЮМШ. Сегодня была геометрия. Нашу студентку зовут Ира Андреева, она вместе с Толькой Кучерявым училась у нашей  Марьи Михайловны. Больше у нас занятий не будет до 11-го числа.
Мы с Олькой решили сделать классную газету и назвать её «Как дела».

31/X
По пению пять. Не ожидалa за сочинение по украинскому ничего приличного, а получила четвёрку!
После уроков поливала цветы и заполняла дневник класса. Днём ходила в кино. «Жерминаль» - чудесный фильм (не потому, что там много не для детей, а вообще).
Да, сегодня мы вывесили газету, но назвали её «Чёрный кот», потому что я нарисовала картинку с чёрным улыбающимся котом. Вообще, газета необычная, не на бумаге, а на нитках, натянутых на рамку. Можно менять заметки, а название рисовать каждый раз не надо.

2/XI
В школе весело. Рассказала Кучерявой о том, как вчера рассказ сочиняла. Прочитала ей своё новое произведение.
По алгебре тринадцать человек не сделали домашнее задание. На укр. лит-ре сидела с Шишариной, рисовала, а Вера Макаровна меня удивила: поставила за самостоятельную работу пятёрку! Я не поверила, думала, что она пошутила, пока своими глазами не увидела оценку.
Когда шли из школы, Сося и Чапа купили семечки, мы шли, ели и болтали о том, в чём завтра идти на вечер.
Днём делали у Ольки газету. Вечером разговаривали на тему «Никита Сергеевич Хрущёв и …….» Оказывается, мой папа был там же, где Марьюшка.
Сейчас я постараюсь сочинить ещё один рассказ и буду спать.

3/XI
Столько событий! На всех уроках учила анатомию, в четверти - 4!  По истории тоже 4!
На перемене после анатомии я сидела за столом учителя, а мальчишки что-то делали с моим пальто. Потом выяснилось, что они проверяли мои карманы. Я поругалась с Клячей. Дурак! Терпеть его не могу.
На истории Марь Ванна так орала на Сосю, что мне его жалко стало. Она обозвала его идиотом, послала за родителями и поставила двойку.
После уроков маршировали на площадке. У меня ещё на истории испортилось настроение, и до конца оно оставалось таким из-за Клячина.
Днём Кучерявая ходила со мной в «Ремонт обуви» за туфлями, в которых пойду на вечер.
Вечер был в шесть часов. Сначала, как всегда, лекция, а потом танцы. Мы сначала не танцевали, потому что были ребята из Битака, а потом так разошлись, что не хотели расходиться по домам. Я почти всё время танцевала с Галей и с Леной, по одному разу с Милой, Наташей, Костей и Сашей. Клячин портил настроение. Я пожаловалась на него Лидушке, и она пообещала его пересадить. После вечера играли в городке в «колечко».

4/XI
Сегодня учились последний день. На труд мы с девчонками опоздали на 15 минут, и Лёня нас не пустил. Мы вернулись в родную школу. У мальчишек не было учителя, они тоже гуляли. Опять начали играть в колечко. Нас было много, каждый хотел заиметь колечко (пуговицу). Потом играть надоело.
На третьем уроке был классный час. Лидушка ругала, что деньги на олифу никто не сдал. Люда собирала по 5 копеек. Мы с Олей переписывались по-английски. Обожаю инглиш!!! Потом была уборка класса. Мы с Галкой полили и обернули цветы, поели и смылись домой, а надо было ещё пол щёлоком вымыть.
Потом ездили на шестёрке на вокзал за маркой.

7/XI
Утром зашла Ленка, и мы пошли на демонстрацию. Погода скверная! Грязь! А я, как дура, в белых туфлях.
Пока собирался народ, бесились в школе. Наташка играла на фо-но сумасшедший твистик! У Софы новое пальто.
Сегодня я несла Брежнева, а в прошлый раз Энгельса. Было скучно.
После демонстрации катались на шестёрке, ели мороженое и стояли на железнодорожном мосту. Потом зашли к Ольке, ели конфеты и веселились. Она смешила нас, примеряя головные уборы. Не знали, что дальше придумать, и опять пошли есть мороженое. Оно было невкусное, и мы пошли в «Мир» на «Оптимистическую трагедию». Мне этот фильм нравится очень-преочень.

8/XI
Вчера, оказывается, ко мне приходила Светка. Сегодня мы с ней погуляли. Читала её дневник. Она молодец! Написала о том, что в первом подъезде часто бывают пожары. Это домработница Хороших поджигает то подвал, то квартиру. А у меня об этом ни слова.
Вечером играли у меня в карты, в куклы и в десять названий.
Забыла написать, что наши ушли в гости к дедушке.

12/XI
Скука! На укр. лит-ре малость поболтала с Надей и Раей, да на анатомии посмеялась над студентом. На физ-ре играли в баскетбол. Днём ездила с Галкой в город смотреть новый универмаг. Она мне такое рассказала!!! Но я дала честное комсомольское, поэтому помолчу.
В ЮМШ не ходила, потому что смотрела «Дочь Стратиона». Делала уроки и читала. Сейчас ещё почитаю Светкину книжку, вымою старые туфли (мои папа завтра сапожнику отнесёт).

13/XI
Дежурит сегодня вторая группа, зря я на 7.40 спешила! Тринадцатое число принесло нам несчастье: 21 человек получили двойки за самостоятельную по химии (а я тройку!).
После уроков было комсомольское собрание. Очень весело прошло время: секретарь (Сава) и секретарша (Женя Дорофеева) намечали план работы на вторую четверть. Оля кидала в них (а может быть, только в Саву?) зубья от расчёски, Галка отрывала пуговицы от Олькиного пальто, я рисовала на Сосиной парте харечку и разговаривала с Надей Дюминой о Саше Стенине. Сава назначил меня и Сосю ответственными за оформление альбома  о космосе. Дудки! Думает, я буду делать?
Да, вчера бабушка подарила мне куклу. Я ещё не знаю, как её назвать: Вова, Саша или Женя? Посоветуюсь с Надей.

14/XI
На физике писали лабораторную. Сося, глупый, второй раз пропускает. С украинского меня Лошадка забрала. Я так и знала! Снова переться к ней домой с обедом!
Сегодня шила Вове (так я назвала куклу), тут пришла бабушка с Леной дяди Гемы. Мы весь вечер бесились.

14/XI
Весь день моросит дождь. Лена ещё у нас. Сходили с ней в «Мирушку» на «Маленькие рыцари». Вечером ходила подстригаться. Ужас, что за прича! Как завтра в школу идти? Надо что-то придумать…
Лена с бабушкой ушла.

15/XI
По алгебре и черчению пятёрки. На всех уроках (до физ-ры) сидела в платке, а на физ-ре пришлось снять. Девчонки про причу сказали well, но им нельзя верить. Сося изрёк: «Мальчики, смотрите: Барышева обкорналась!» Дурак! Какое его дело? Когда мальчишки подстригаются, мы же молчим. Я даже рапорт на английском сдавать не хотела. Толя, гений, сдал за меня. Географичка тоже заставила снять платок.
Потом ходила в ЮМШ. Из всех задач решила только одну.

20/XI
Химичка – свинья, ни за что четвёрку поставила! А по лит-ре  - 5, хоть я ни стих, ни определения даже не учила!
После уроков Оля объявила, что 28-го будет КВН с 8-в. Когда выбирали команду, Клячин орал мою фамилию, а когда меня записали, от радости запел «ладушки-ладушки». Я разозлилась, заткнула уши и заревела, а  Лидушка меня же и отругала. Потом команда осталась, Сося заставил Клячу извиниться передо мной, тот не хотел, и они подрались. Дураки! Теперь девчонки надо мной смеются. С Клячей весь год не буду разговаривать, честное комсомольское!

21/XI
Ношу все учебники. Молчу.
Очень интересно было сегодня на украинском. Вера Макаровна вызвала Сосю к доске читать домашнее сочинение. Вот что я запомнила из его биографии:
Родился 10 января 1950 года. Мама домохозяйка. До третьего класса учился в 12 школе, а потом в нашей 18-ой. Кем быть – ещё не решил.
В 5 часов опять приходили в школу сдавать «Стихи о советском паспорте». Читала стих плохо, Лида поставила четвёрку. Ну и всё.
Да, с родичами поругалась и весь день не разговаривала. Это вошло в привычку: поругаюсь – молчу.
 
22/XI
Ну, вот и воскресенье. До одиннадцати валялась в постели.
Взяла у Ленки Кучерявой Есенина. Между прочим, он великолепно пишет. Когда читаю его стихи, всегда плакать хочу.

23/XI
Проснулась, смотрю: как-то светло, поглядела за окно, а во дворе – снег! Да так много! Всё белое-белое, пушистое-пушистое. Только снегу я не очень-то рада – опять мылить будут. И когда это кончится?!
Сося снова качарит. Марь Михална назначила меня, Любу и Галку проверяющими домашних работ, мы даже оценки ставить будем.
Историю я учила на уроке, а Марь Ванна стояла рядом. Потом она меня вызвала и поставила за ответ… пятёрку! Здорово! Это такая редкость!
Ходила с Олей в мат. школу. Студент, наверное, думал то же, что и мы…Потом ели сушку (яблоки), и вдруг я вытащила из олькиного кармана вместо яблок записку от «графа Сержа».
Вечером хотела читать Есенина, но решила лучше дневник записать. Потом вспомнила, что завра есть русский, и Лидушка будет ругать тех, кто ходит без белых воротничков. Сейчас надо постирать и пришить. Пока!

24/XI
Сегодня Стенину исполнилось 14 лет и 7 месяцев… Снег ещё не растаял… Сося пришёл в школу…
Это было вступление, а теперь главная часть. На первом уроке я сидела с Надей, потому что литература была в 8-в. Лида меня вызывала и, хоть я всё говорила не правильно, поставила 5!
Украинского не было, все занимались своими личными делами: Олька с Милко играли в тюремного дурака (между прочим, увлекательно!), Ленка П. и Райка играли в десять названий, Надя и Люба решали задачи по геометрии, Ленка К., Сося и другие просто развлекались (обсыпались то нафталином, то снегом, натягивали на головы спортивные костюмы).
Я сказала Сосе про альбом о космосе, но он сделал вид, что не понял.
Вечером папа с Вовкой ушли в кино, а я села писать дневник. Что-то много каждый день пишу…

26/XI
Здорово! Посидела на трёх уроках, а потом отпросилась у врача домой. Легла спать, в математическую не ходила, уроки на завтра почти не делала. С сегодняшнего дня молюсь богу.

27/XI
Бог выполняет мои просьбы: по диктанту пятёрки у меня, Ольки, Наташки, Лариски, Савы и  Соси, а у Клячи – двойка! Так ему и надо!
После уроков снова остались. Мальчишки рисовали плакаты. Надя сообщила мне: если не приду на КВН, то Милко тоже не придёт. Что она хотела этим сказать? Потом вместо того, чтоб придумывать шутки для КВН, все гадали на лурниста.

28/XI
Ну, сначала всё, как обычно, даже писать не хочется. Сашки в школе не было. Я подумала, что на КВН он не придёт, и стала капать, что в команде не буду.
Часа в четыре понесла нашим платок тёти Вари (шаль – так всем больше нравится называть) для русской пляски Николаши, и первыми, кого увидела, были Чапа и Савостенко. Выздоровел! Быстро сбегала домой, переоделась и пришла на КВН.
КВН был чёрт-те что! Одни вопросы. Да к тому же такие детские! Мы продули 112:85 (на большее и не рассчитывали). Начались танцы. Почти всё время танцевала с Галкой и Милой Громовой. Сашка, вообще, то сидел, то столы таскал. А ещё сегодня на вечер к нам приходил Саша Яцков.
Потом я, Олька и Галка сидели в городке, а Дерябин, Лепёшкин, Кудрявцев и Николаенко бегали вокруг нас.
Да! Пропустила описать один конкурс. От нашей команды я, Сося и граф Серж должны были нарисовать ученика, получившего 5, и ученика, получившего 2. Мальчишки в записках такие смешные морды рисуют, а тут чушь получилась, и кривляться не смогли. Не конкурс, а муть какая-то была.

30/XI
Пишу только самое интересное. Физ-ра была в большом зале. Урок проводила Софа, она похвалила меня за прыжок с бревна и очень нежно напомнила о спортивных новостях.
В мат. школу шли втроём: я, Олька и Женя Дорофеева. Пришли и вспомнили, что студент обещал опрашивать всех подряд. Мы с Олькой ушли. Сидели в школе, придумывали КВН для седьмых классов.

1/XII
На алгебре писали олимпиаду. У нас всё получилось, но очень большие дроби. Марьюшка сказала, что только  Беря и Пасынков решили правильно.
А перед алгеброй Алик прочитал мою записную книжку. Хам! Неужели он догадался,  о ком пишу? Не переживу! Даже на урок стыдно было идти.
На физике получила 5 (я вообще в этой четверти старательно учусь). На анатомии сидела с Ленками, так острила!
Вчера у Ольки забыла ключи, поэтому сегодня после уроков забегала к ней (у неё насморк).

2/XII
Вечером сидела и думала. А это очень интересно – думать.

3/XII
Первый урок был история. Я малость опоздала, а на уроке присутствовал какой-то представитель. После того, как Марьюшка кончила объяснять, он задал нам два вопроса. И я такое ляпнула! Вместо VIII съезда партии начала рассказывать о II съезде советов!
С анатомии ушла, я её терпеть не могу.
Удивительно: уже зима, а мы занимаемся физкультурой на улице.
Сегодня решили пойти в мат. школу (давненько мы там не появлялись), но сначала заскочили в библию, посидели там немного, так как времени было в обрез. Пришли в ЮМШ - аудитории нет, и все пошли по домам.
Из домашнего задания сделала только русский. Мы завтра в кино пойдём (на это очень надеюсь). А сейчас пора спать. Good-night!

7/XII
После уроков было комсомольское собрание, но я не осталась, пошла относить обед Лошадке вместе с Надей. По дороге разговаривали о её соседях и Стенине. Оказывается, Саша увлёкся химией (а я – радио)….
Это случилось сейчас. Писать не могу – руки трясутся. Открою секрет: я пишу события 7-го числа, а сегодня 10-е, раньше времени не было. Услышала: Вовкино радио говорит, ну и включила его в розетку, чтоб громче было. Оно задымило, завоняло, и пробки перегорели. Ужас! Вот так я люблю радио – испортила Вовке наушник…
А теперь продолжим, что было с Сашей. Он сделал ракету и решил взорвать соседа, а взорвал собственную руку. Поэтому он долго не мог писать Саве писем.
Вечером с Олей ходили в мат. школу. Студент злится, что мы не работаем. Я ни одного примера не решила.

9/XII
Шишарина заболела, я зашла к ней после уроков. Посидели. Поболтали, и она дала мне почитать свой дневник. Ну, не ожидала, что она такая неграмотная дура! Страх! Я бы ни за что такой дневник никому не показала! Это хождение с мальчиками она называет любовью. И вообще в её дневнике нет ни одного собственного слова, собственной мысли – всё книжные выражения. Ну уж ладно, забудем её.

15/XII
 Сегодня в 8-в умерла  Гала Шешина. У неё был рак мозжечка. Жалко девочку. Когда-то она с нами училась…

 18/XII
Сегодня пятница, дежурит вторая группа (и я в том числе). Не выспалась, в школу по этой причине не пошла. Да и вообще, причин хватило.  Во-первых - не сделала домашнее задание; во-вторых - не оформила «Симферополь» (чтоб он сгнил!); в-третьих – зубы; ну и т.д. и т.п.
Мамочка заставила пойти к зубному, чего я боюсь больше бабайки, Бармолея и бабы Яги вместе взятых. Врач сказала, чтоб я завтра на восемь часов пришла, а завтра первый – физика. Потом мотались с мамочкой по городу, купили фужеры и костюм (ей). Он прелесть! Я бы тоже хотела заиметь такой.
Днём пришли Олька с Райкой, я их слишком сухо приняла. А мамочка ушла к Редькиным (они уже на совсем приехали). Я тётю Машу и Вальку видела, а Тольку и дядю Витю – ещё нет.
Вечером ходила к Галке, она сказала, что писали изложение, а Лида брала дневники на проверку и всем написала пропуски уроков.
Потом делала с мамочкой «наполеон».

19/XII
Писать так не хочется, но что поделаешь…  Приходится…
Утром ходила с мамочкой к зубному врачу. По дороге встретила Галку Савостенко, а немного погодя – её маму. Бедный Витенька, неужели он один дома сидит?!
Мне поставили временную пломбу и сказали, чтоб пришла через недельку. В школу явилась на третий урок. Украинский я не сделала и получила 2. Кошмар! О чём я думаю? Такие оценочки – закачаешься!
А что ещё  в школе было! Сашенька с Вадиком подрались из-за яблока. Мне их обоих так жалко стало, что даже хотела заплакать. После драки Сашенька плакал, а Вадик был мужественнее: он только часто щупал шею (наверное, болит).
Елисеева давала мне свой (а по правде – я забрала) дневничок.  Скука. Только её личная жизнь, и то не складно. Она говорит, что это уже не первый дневник, но что-то не верится.
У нас сегодня в 5 часов вечер (вожатая Наташа устраивает). Я не пошла, потому что проспала (теперь частенько днём сплю).

20/XII
Воскресенье. Погода портится. Небо хмурое. Моросит дождь.
Хотела сходить с Ленками в город, но у них финансов нет. Со скуки пошла к Людке, взяла у неё Пифагора и намекнула, что в кино хочется. Она тоже об этом мечтала, и мы пошли на «Веские доказательства». Я этот фильм уже видела. Но что же делать ребёнку?  Толик тоже ходил в кино. И как ему не скучно одному? Это уже не первый раз. А я всегда с кем-нибудь хожу, не могу без общества.
Вечером Вовочка чертил и мешал мне спать. А я назло своему любимому братцу встала в 11 часов, сделала кое-какие уроки на завтра и сейчас пишу. Он вонял-вонял, но вскоре умолк. Кажется, спит. И мне надо этим же заняться, а то завтра не встану. О`кей!

21/XII
Какой ужас! Уже двадцать первое! А у меня оценочки…
Так вот. На истории писали работку на свободную тему. Марь Ванна на старости лет решила позабавиться: наши мысли узнать захотела. Ну и написали ребятки такое – хоть стой, хоть падай! Я тоже умница – открыла все свои секреты несделанных уроков.
Физ-ры не было, Сонечке было плохо. Жалко старушку. Но Лидь Ванна не растерялась, провела подряд два урока географии.
После уроков хотела сходить в кино, но Ленка была занята. А потом пришла Любавушка, и мы отправились в ЮМШ. Сегодня, как во всякий понедельник, была алгебра, студентик прочёл нам результаты контрольной. Они оказались такими, как я и предполагала: 5 двоек,7 троек, 2 четвёрки и 1 пятёрка (умный мальчик). Проходили новую тему. Интересно! Если «a» больше «b», то «b» меньше «a». Мысли младенца.

22/XII
На физике и украинском писали контрольные, я, кажется, всё правильно сделала.
Марь Ванна читала нам кое-какие работы с прошлого урока. Я и не подозревала, что в нашем классе есть такие идейные дети. Кто-то в Сибирь собирается! (Говорят, Надя.) В  общем, интересно слушать. Слава Ленину, мою работу не читали!
Сейчас я пишу и слушаю радио. Передают «Три толстяка». Я читала, это великолепная книга! Ну а теперь примусь за уроки.

24/XII
О, какой богатый денёк! Нет оценки только по истории. По физ-ре за зачёты и в четверти четвёрка! Рада Соню расцеловать. Впервые в жизни я сама сделала мостик!
После уроков ходила с Людкой в пятнадцатую школу. Как там чудно! В классах можно утонуть в мусоре. А детки… Не дай бог, чтоб я после восьмого туда перевелась.
Ковалевскую сегодня не дописала, спешила в ЮМШ. Сегодня контрольная работа по геометрии. Я немного опоздала, поэтому села с Семёновым (мальчик умом не блещет). Задачи решили только четыре человека, и я в том числе. К сожалению, эта контрольная была пробной. Домой ехали весело. 

25/XII
Папа привёз баллон и плиту, но соседи не хотят проводить газ.

26/XII
Снег почти весь растаял, но ещё есть. Сегодня сначала Олька, а потом Алик накидали мне снега за воротник, я всю большую перемену стояла у батарей, сушилась.
После уроков срочно сочиняла стихи о Симферополе (к четырём часам принести надо!), ничего не сочинила, ничего не принесла, только расстроилась. Какая я нервная стала!

29/XII
Последний учебный день этого года. Было три урока. Русский я проспала, на алгебре заполняла ведомость, на украинском поскандалила с Верой. Она записала меня в дневник класса, потому что я не захотела садиться за стол Клячина.
Лидочка дневник не смотрела, судя по тому, как она мило со мной разговаривала.
Убирали класс. Сначала я с Кучерявой поливала цветы, потом с Надей мыла чернильницы, потом с Ленкой мыла среднее окно (причём слишком старательно), а потом помогала мыть столы.
Днём ходила с Ленкой К. в кино, смотрели «Генерал и маргаритки». Вообще хороший фильм, но много моментов о технике и т.п., а это понятно только мальчишкам.

30/XII
Какое плохое начало было у этого дня! Проснулась поздно, к зубному поэтому не пошла. Наводила порядок в квартире, но результаты не заметны. Днём мама пошла к врачу, а я гладила бельё. Было четыре часа, я уже точно решила не идти на вечер.
Но увидела Ольку с Наташкой, пошла к Наташке посмотреть, в каких костюмах они пойдут… Мне вдруг очень захотелось на вечер, ведь это последний Новый год в родной школе. И я пошла.
Вечер был замечательный. Наши любимые шефы давали концерт, пели все новые песни. С сегодняшнего вечера мне нравится песня: «А вокруг ни машин, ни шагов…» В общем, здорово! Я танцевала почти всё время. А Леночка на меня злится за то, что я с мальчишками больше танцевала.

31/XII
Последний день 1964 года. Хотя в этом году было много огорчений, а расставаться с ним жалко, ведь было ж и хорошее. Ну ладно, лирики хватит.
С утра помогала мамочке. Вечером, когда все дела были сделаны, гуляла недолго со Светкой. Видели Володю, они у Фоменко собираются. Потом наряжали у Светы ёлку. В девять я пришла домой, узнала, что гости не придут, настроение стало хуже.
По радио передавали песни. Когда пели «Карелию», я вспомнила, как мы ездили в Алупку. Когда куранты били двенадцать, я поздравляла с Новым годом родных и кое-кого из…
 [полторы страницы зачёркнуто]
С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВЫМ СЧАСТЬЕМ!
Прощай, 1964 год! Никогда-никогда ты не вернёшься! И мне уже не будет столько лет. Я взрослею. А так хочется быть маленькой, ходить в детский сад, в первый класс, встретиться с теми, с кем когда-то дружила. Сижу. Пишу. Плачу.
Дурочка! Ведь всё равно время не остановить.