Анапа

Дмитрий Анатольевич Овчинников
Уставшие колеса железнодорожного вагона отстукивают последние километры из проехавших полутора тысяч. И мне кажется, в их стуке звучит что-то «ритмическое» типа: «А-на-пА… А-на-пА… А-на-пА…» В окне мелькают бесконечные виноградники, а потом – такие же бесконечные воды Витязевского лимана, которые легко можно спутать с самим Черным морем. Но вот срабатывает тормоз и, покидая свое купе, мы ступаем на землю города Анапы.

Живем мы теперь в гостевом доме (коих здесь великое множество, на любой вкус – от «скворечников» до солидных), расположенном в так называемом Нижнем Джемете – районе Анапы, прилегающем к морю в середине длиннющего Пионерского проспекта, известного своими детскими и взрослыми здравницами. От проспекта отходят узкие и извилистые улочки, ограниченные стенами, словно в каком-то Восточном старинном городе.

До пляжа от нашего жилища – рукой подать. В прямом смысле слова. Вышел из дверей, десятка два обычных шагов, и ты уже месишь босыми ногами горячий песок. Еще столько же шагов – и ты у кромки прибоя. Море здесь очень мелкое. Не менее ста метров нужно пройти по песчаному дну, прежде чем тебя скроет с головой. За время нашего пребывания были и волны, бьющие по самые плечи, был и абсолютный штиль. Вода чистая, прозрачная. Людей много, но место на песочке найти всегда можно.

Лежа на пляже, наблюдаешь все тот же нехитрый, постоянный черноморский арсенал предлагаемых услуг: горячая кукуруза, вареные раки (их продавал парень с однообразным диким криком: «Подъем! Хватит спать! Пора раков покупать!»), сладкая вата (позиционируемая другим парнем-продавцом как «средство от простатита, гайморита, цистита, гастрита и в качестве похмелита»), фото с экзотическими животными (крокодил, верблюд, осел и др.), фото с чернокожими парнями, увешанными различными причиндалами и кричащими издалека: «Оба-на! Тумба-юмба!», зазывание на детские представления в близлежащие пансионаты…

 Периодически небо над пляжем пересекали снижающиеся или поднимающиеся низколетящие самолеты местного аэропорта. А в закатных лучах южного солнца, разливающихся бликами по черноморской водной глади, мне довелось наблюдать человека с металлоискателем, то сосредоточенно бродившего по мелководью, то тщательно ощупывающего своим прибором каждую песчинку опустевшего пляжа. Каково же было его разочарование, когда после желанного сигнала в наушниках он откопал саперной лопаткой всего лишь пробку от пивной бутылки, зарытую от скуки кем-то из отдыхающих глубоко в песок...

Конечно же, мы съездили в центр Анапы. Туда – на забитой маршрутке. Мимо поста ГИБДД со своеобразным памятником желтой милицейской «Волге» в стиле «Берегись автомобиля», мимо нового аквапарка «Тики-так», многочисленных санаториев и профилакториев, бюветов с минеральной анапской водой, зоопарка, автовокзала… Обратно – на катере от порта. Прогулялись по набережной. Здесь пляж занят людьми намного плотнее, чем в «нашем» Джемете. Рядом расположен огромный аквапарк. Полюбовались стилизованными колоннами, клумбой в виде парусника с алыми парусами. Посетили памятник Белой шляпе («Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу»), клумбу «Цветочные часы» (на огромном циферблате показывают реальное время), Русские ворота (остатки турецкой крепости, построенной в 1783 году), раскопки древнегреческого города Горгиппии (старые мощеные улицы, подвалы и фундаменты жилых домов, колодцы, винодельня, остатки оборонительных сооружений)…

Здесь уместно немного рассказать об истории Анапы. В древности (за несколько столетий до нашей эры) на месте Анапы находилось поселение синдов - античный город Синдская гавань, или Синдика. С присоединением к Боспорскому государству (с IV в. до н. э. по III в. н. э.) город назывался Горгиппия по имени его правителя Горгиппа. В XIV веке - генуэзская колония Мапа. В 1475 году в царствование султана Мухаммеда II (Османская империя), во время похода на Кафу, командовавший этой экспедицией Кедук Ахмед-паша взял попутно этот город и оставил в нем турецкий гарнизон. В 1781-1782 годах здесь была построена турецкая крепость. К приходу русских, занявших Крым и Тамань, в конце XVIII века селение имело тюрское название Анапа, обозначающее «край стола» или ровный выступ берега. В ходе русско-турецких войн Анапа несколько раз захватывалась русскими войсками. Окончательно эта крепость была присоединена к России по Адрианопольскому мирному договору 1829 года, а в 1866 году в этом городе появились первые санатории. Вот такие исторические сведения…

…Довелось побывать и на Азовском море. До него от Анапы совсем недалеко, менее ста километров, всего какой-нибудь час на автотранспорте по дороге, бегущей по старому руслу реки Кубани среди бесконечных виноградников, бахчи и зарослей персиковых деревьев.

До Темрюка немного не доехали, повернули на Голубицкую и, проехав эту станицу, остановились в поселке Пересыпь, где азовскоморский пляж именуется «Посейдон». На берегу – грязевые ванны, окруженные колоннами, стилизованными под древнегреческие. Сразу отмечаешь, что Азовское море здесь очень глубокое – каких-нибудь пять шагов в воду и тебя скрывает с головой (не то что мелководье в районе Таганрога) – и менее соленое по сравнению с Черным. Пляж мелкогалечный. Несколько часов купания, покупка сувениров и бахчевых культур, дегустация и приобретение местных кубанских вин и – назад в Анапу.

Еще побывал в Тамани. Добирались туда приблизительно по той же дороге, что и к Азовскому морю. Экскурсовод по пути рассказал о Елизавете Юрьевне Кузьминой-Караваевой (матери Марии) (1891-1945). Она - поэт, писатель, родилась в Анапе, жила там, потом в Петербурге, была знакома с А. Блоком, была городским Главой Анапы, эмигрировала во Францию, основала общество помощи эмигрантам, приняла монашеский постриг и стала монахиней в Миру, во время Великой Отечественной войны участвовала в антифашистском движении, попала в концлагерь, где в марте 1945 года погибла в газовой камере за другую женщину, намеренно надев на себя ее одежду с номером, отмеченным в списках на казнь, награждена посмертно Орденом Отечественной войны, во Франции причислена к лику святых…

Приехав в Тамань, посетили:

- местный Храм Покрова Пресвятой Богородицы (построен в 1794 году переселившимися сюда запорожскими казаками, а колокола для него они отлили из своих пушек; памятник первым запорожцам, высадившимся на Таманском берегу в августе 1792 года, я увидел потом недалеко от берега моря);
 
- археологический музей (в его экспозиции - уникальные археологические находки возрастом более 2000 лет, в которых отражена история древнегреческой колонии-городища Гермонассы и древнеславянского княжества Тмутаракань);

- музей М.Ю. Лермонтова (памятник писателя в рост - на обрывистом берегу, который через широкую полосу щебенки переходит в пляж и море, упирающееся на горизонте в Керченскую косу; лепная стена с калиткой, за которой – большая лодка и стилизованные под старину две избушки с характерной утварью внутри и снаружи, где писатель провел беспокойную ночь в компании контрабандистов, описанную им впоследствии в повести «Тамань»; тут же, в другом здании – литературный музей).
 
На обратном пути сделали остановку у останков Фаногориской крепости с бюстами Ф.Ф. Ушакова, А.В. Суворова, старинными пушками с ядрами… И посетили расположенный неподалеку винзавод «Кубань-вино» (другое название на французский манер - "Шато-Тамань"). Прошли с экскурсией все предприятие, проследив технологический процесс приготовления вина от выгрузки винограда с автомобилей в бункеры с извилистыми перерабатывающими ножами до многочисленных огромных блестящих вертикальных цистерн, в которых под контролем электроники со сверкающими табло дозревают до нужной кондиции винные напитки.

Затем – в дегустационный зал, оформленный очень красиво и нарядно, где нам предложили попробовать несколько видов вина и печенье на закуску. А покупали мы продукцию этого винзавода уже в прилегающем к его территории специализированном магазине (в среднем процентов на тридцать дешевле, чем в Анапе). По дороге в Анапу опять остановились на краю поля, закупившись местными арбузами, виноградом, персиками, сливами…

Можно было бы еще съездить в Новороссийск, Геленджик, Абрау-Дюрсо… Но время отдыха, к сожалению, не бесконечно.

Монетки брошены в море… И вот опять колеса железнодорожного вагона отстукивают свой ритм: «А-на-пА… А-на-пА… А-на-пА…» Но только теперь уже в обратном направлении…

Август 2013 года.