Судьба разведчицы

Любовь Бабкинд

(Избранные  места из книги  Ю.Пелеховой  «Почему я не стала Мата Хари»)
               
Эту книгу я задумала как предостережение для одурманенных  «спецушной» романтикой мальчиков и девочек, мечтающих о карьере разведчика.

...они не могут представить себе боль и грязь этой профессии. 

...во что превратилась  моя  жизнь и жизнь многих таких, как я.

... я давала такие показатели, за которые он (куратор) получал благодарности в приказах, поощрения и звания.

 Какова была цена этого успеха, и чем приходится расплачиваться за такие достижения.
В мои сорок с лишним лет я так и не стала женой и матерью... И ради чего все это? ... теперь уникальные спецы дерутся между собой за обладание куском пирога,  как когда-то это делали бритоголовые братки.

...основные требования для работы в спецслужбах включают прежде всего отсутствие проблем с моралью... Сотрудник спецслужб должен быть готов выполнить любое задание без всяких нравственных  терзаний. Прибавьте сюда еще отсутствие лидерских качеств. И почти навязчивое стремление находиться в тени и «не отсвечивать»... почти патологическое желание спрятаться за чьей-то спиной.

Что было всегда особенно важно при отборе кандидатов: эти люди должны быть не особо привязаны к конкретной стране, городу, к сексуальным или иным партнерам, к детям, родителям или семье.  У идеального кандидата на работу в спецслужбах  должна быть только одна страсть – хорошо выполнить поставленную перед ним задачу, вне зависимости от уровня опасности лично для него. И важным для него должно быть только одно – похвала  его непосредственного руководителя, это единственное, чем он должен гордиться.

Проверяется также степень готовности к риску и одновременно наличие трусости и желания спрятаться за чужой спиной.  Желательно еще, чтобы была потребность делать все исподтишка.

Подразделение «Ласточка» было создано как особое  подразделение разведки в составе КГБ.        В него входили мужчины и женщины  с самыми разными внешними данными, но, как правило, неординарные  и сексуально привлекательные. Без всяких комплексов, разумеется.  Они проходили  спецкурс по технике секса.  Сейчас сотрудникам подобных подразделений дают гораздо больше теоретической и практической подготовки,  чем в то время. 

...Оксана была одной из тех девочек, которых вербуют в спецслужбы с двенадцати лет.  С этого  возраста она ходила на задания с мамой-«установщицей». Потом, когда проявляются основные склонности и качества агентов, таких девочек отправляют на более серьезную  подготовку в одну из «лесных школ». Рамки интересов различных подразделений ФСБ иной раз настолько размыты, что трудно определить круг их функциональных обязанностей.  Оксану, как мало ценного агента, использовали большей степенью во всех стремных операциях, как отвлекающий персонаж, или же, например, когда нужно «подложить» ее под кого-то.

Сотрудники подразделения «Ласточка», как правило, использовались во внешней разведке и редко когда в контрразведке... В те времена  фактически не было ни одной валютной проститутки, которая не стояла бы на связи с КГБ.  Это была неплохая агентура – как валютные проститутки, так и обычные, которые часто использовались для оказания сексуально реабилитационных услуг высокопоставленным  чиновникам.

Техника безопасности жестко регламентирует любую форму зависимости для сотрудника разведки, так как наличие детей, привязанности  к семье, к конкретной женщине или к конкретному  мужчине – это дополнительная психологическая нагрузка для сотрудника, а значит, снижение его работоспособности.

Что выбивается из курсантов на первом же курсе по сексуально-психологической подготовке?   Дурь и стереотипы. Какими должны быть основные принципы поведения женщины или мужчины?  Мужчина, внушается курсантам, это пес.  И повадки  его – повадки пса...

Что часто раздражает мужчину в женщине?  Огромное значение имеют вопросы гигиены.  Даже если мужчина сам очень неаккуратен, то женщина должна быть подчеркнуто аккуратна.  На первом  месте среди них (женских  ошибок) стоит скандальность и навязчивость.
На что я потратила свою жизнь?  Мне сорок три, а я не имею семьи и детей.  Несмотря  на то что существует международная конвенция, запрещающая пытать разведчиков, никто никогда не задумывался : а не пытка ли вся их жизнь?

Разведка – это такой же бизнес, как и все остальное, правда, со своими правилами. Да, у меня есть любимый клиент, любимая разведка, на которую я в данный момент работаю. Но если она мою информацию не захотела, я все равно ее куда-нибудь пристрою.  А остальное – это сказки для обывателя.  Нравственных разведчиков не бывает.  Высокие моральные устои – это профессиональная непригодность.  Однако многие из тех, кто работал в спецслужбах, когда в стране начался бардак, похоже, несколько перепутали продажу информации с продажей родины и ее интересов.

Профессиональную непригодность  означает также следование заповеди «не сотвори себе кумира».  Кумиром должен быть непосредственный куратор.

Вы слышали о какой-то подписке, которую дают сразу же после знакомства со спецслужбами?  Или о доверительной беседе, на которой уговаривают  отдать все силы служению Родине?  Увы,  эти привычные стереотипы вербовки не более чем литературный штамп. В действительности с перспективным  молодым человеком или девушкой чаще всего используется прием «помощь и поддержка».  Будущий куратор приходит на помощь в очень трудной ситуации.  Причем эту ситуацию, как правило, создают сами же вербовщики.  Отношения строятся по принципу : «Тебя никто не понимает, кроме меня. Но ведь мы с тобой так похожи... Я чувствую ответственность за тебя и горжусь тем, что с моей помощью ты станешь уникальным человеком.  Скорее всего, даже большим профи, чем я сам.  Я уверен, что так и случится , и тогда я буду гордиться тобою, моим учеником, еще больше...»  Ну кто тут устоит?

Естественно, каждый уровень, на который происходит отбор, имеет свои требования к кандидату.  Если на первую ступень ничего особо и не нужно, то для попадания в элиту приходится потратить кучу сил и серьезно перекроить себя, что-то развивая, а что-то убивая.  В результате  фактически превращаешься  не только не в того человека,  каким когда-то был,  но порой уже и не совсем в человека.   Те, кто слишком эмоционально реагирует на приказы, идущие вразрез с их личными стремлениями, даже на первом этапе подготовки не могут быть рекомендованы  для дальнейшей работы в спецслужбах.
Вот вам образ классического сотрудника спецслужб без роду  без племени, без всяких привязанностей,  без стремления к лидерству.

После прохождения первого спецкурса, на протяжении всей дальнейшей работы  с кандидатом либо уже агентом его периодически подвергают довольно жестким проверкам.  В случае если возникли эмоциональные отношения и безумные чувства к кому-либо,  нужно скомпрометировать  источник  этой любви,  причем  настолько болезненно для  самого сотрудника, чтобы он навсегда получил прививку  от подобных чувств.
Как обычно строятся отношения с кураторами?  Есть такое понятие – «крестный отец».  Это тот человек, который произвел  завершающую вербовку  агента. Он считается «крестным отцом».  Если это делала женщина, что бывает крайне редко, то она будет «крестной матерью».  После того как вербовка завершилась, назначают куратора.  Обычно после первого спецкурса «крестный отец» определяет, до какого уровня пойдет этот агент, и решает, где он будет использоваться.   Например, есть агенты , которые хороши только в сборе информации.  Есть агенты, которые очень хороши для участия в провокациях.  Наиболее высокий уровень подготовки  будет у того агента, который по породе является «информационным пылесосом». Кроме сборщиков информации нужны еще и агенты влияния.  Агент влияния – это уже экстра-класс.  Из миллиона такого уровня достигают единицы. Как правило,  подобных агентов готовят очень  долго, не только давая им необходимый уровень навыков, знаний и так далее, но и создавая им необходимую карьеру.  Довести агента влияния Бориса Березовского до самого верха, до первых лиц государства, это супер-класс.  Но, доведя его до этого уровня,  позволить обнаглеть и засветиться как агенту  - это уже безграмотная работа его куратора.

Пройдя через огромную боль и страдания,  я поняла, что мои инструкторы и наставники, часто почти насильно вбивающие в меня свои знания и опыт, делали это не за деньги и не ради собственных амбиций. Тот неоценимый капитал, который передан мне ими, не может быть уничтожен.  По крайней мере, я за собой такого права не признаю.
Обида ушла.  Я поняла, как много могу.  Я стала взрослой, зрелой женщиной, у которой появилась потребность  использовать свой  опыт  прежде всего для того, чтобы кого-то научить.

Я не хочу, чтобы кто-нибудь повторял мои горькие ошибки и набивал такие  же  болезненные шишки.   Я искренне разделяю мнение моего инструктора, что женщины, как правило, намного талантливее, но и намного уязвимее,  чем их коллеги-мужчины.  Я буду отслеживать и учить таких девочек, как я, чтобы с ними не случилась такая же беда, и они не угрохали зазря  столько сил на этой дороге испытаний.