Прометей

Тихон Океанов
ПРОМЕТЕЙ. Эпизод 1. Прыжок через пропасть.
     Я родился в этом мире, когда тут творился хаос. Никто ни за кого. Все против всех. Одни верят в Бога, другие лезут к черту в пекло. Одни уповают на семью и карьеру, другие прожигают все, лишь сожалея после содеянного. Все это мне напоминало одну большую Игру, в которой правила как бы сами собой распределились между собственными интересами и интересами других людей. Каждый гнался за призрачной мечтой и делал ставки на удачу. Некоторые опрометчиво ставили на кон все, а время как крупье лишь забирало фишечки, которых уже совсем не оставалось. Фишечки - это шансы. Шансы найти нирвану, найти золотую середину, найти любовь. Каждому, при рождении, отводилось их энное количество, и каждый распоряжался ими по-своему. Кто-то считал себя важным, кто-то ничтожеством. Вся система как бы говорила  либо все, либо ничего. Либо ты успешен, либо ты проиграл. Сказки о счастливой семье меня не привлекали. Может быть потому что я не нашел ту самую, а может потому что я просто одиночка. Я наблюдатель. Я даже не актер по Шекспировскому высказыванию. Я режиссер. Постепенно осознавая эту жизнь, я вдруг почувствовал себя взрослым. Все прожитое ранее как анализ сна. Все, что было ранее, все на автомате. Ребенком я жил на уровне инстинктов. Хочу есть, хочу пить, хочу играть. И вот, осознание. Каким оно было у каждого? Дайте угадаю: «Уже двадцать лет прожил, уже взрослый, надо что-то думать, как жить дальше, ведь скоро смерть, лет пятьдесят осталось». По крайней мере, у меня так было.
     Это все лирическое отступление. Я хочу вам рассказать одну историю, произошедшую со мной. Мне исполнилось двадцать два года, когда я на «это» решился. Наверное, это было психическим отклонением, когда я раздобыл наручники и ушел в горы. Найдя в ущелье наверху горы одинокую березу, крепкую на вид, я пристегнул себя к ней наручниками, отведя руки назад, чтобы не перегрызть их. Ключи оставил на несколько метров перед собой, так, чтобы не достать. Сразу же, как я это сделал, пришла мысль, что назад пути нет. Зачем я это сделал? Хотел увидеть чудо. Хотел испытать себя, увидеть смерть, узнать истину. Много было причин. Наверное, главной была увидеть чудо. Я присел на зеленую траву и стал ждать. Через пару часов, время конечно приблизительное, так как я не мог посмотреть на часы, я почувствовал дикую жажду пить. Частично это было связано с волнением, что меня никто не найдет. Я подумал, что совершил глупость. Уже хотелось начать биться изо всех сил, чтобы снять наручники, однако, мне удавалось сдержать эмоции.
     Стемнело, стало прохладно. Я услышал сов, услышал, как кто-то лазит по кустам. Спать совсем не хотелось. О чем только уже не думал. Все песни, что знал наизусть, уже мысленно по нескольку раз пропел. Вспомнил все свое детство, даже те подробности, которые, казалось, никогда не вспомню. Руки затекли, и ноги. Встал, потоптался, опять присел. Полнолуние. Лунный свет примерно показывал очертания соседних гор. Небо было чистое-чистое. Спустя некоторое время мне удалось уснуть.
     Пробуждение через несколько часов напомнило, что ничего не изменилось. Я по-прежнему сижу прикованный к дереву. Именно тогда я первый раз задумался о том, что такое жизнь. Жизнь она состоит из разных вещей, поэтому у нее нет конкретного определения. Над этим ломали головы лучшие умы, куда уж мне. Позволю огласить свои наблюдения. Жизнь состоит из тех вещей, которые ее определяют. Из целей, побед и поражений. Жизнь состоит из теплых и дорогих сердцу факторов, людей, истории. В ней имеет место быть риск, удача, обвинения, оправдания. Есть убеждения, есть теории. Так же существуют ценности. Будь то искусство, музыка, любовь или дружба. В жизни есть прекрасное, есть и страшное, и тошнотворное. Есть свобода, а есть неволя. Именно тогда я понял, что для одних некоторые вещи выглядят как бред, а для таких, как я, порыв и побуждение. По-другому я свой поступок объяснить не могу. Так вот. На чем я остановился? На взглядах на жизнь. Конечно, они субъективные. Каждый расценивает жизнь и разумом, и душой, то есть теми местами, куда не проникнут другие люди. Отчего и споры, отчего и расхождения. Но давайте признаем, что нас объединяет. Мы все отталкиваемся от общепризнанных правил и законов, все к ним оперируем. Даже от физических. Мы все видим в цвете. Мы все едим, пьем, чтобы выжить. Мы все видим то же самое, что видят другие люди, потому что все мы одинаковые. Глаза у нас устроены одинаково. Задам вопрос, Вы поверите человеку, если он скажет, что видел что-то особенное в своей жизни собственными глазами, будучи в трезвом уме и доброй памяти? Видел, как видит Вас в тот момент, когда говорит об этом? На сколько Вы уверены в материальном мире? Сто процентов? Девяносто девять и девять? Восемьдесят? Пятьдесят на пятьдесят? Первая категория может смело прекращать читать дальше, ибо Вы будете винить меня, что зря потратили время. Для всех остальных я и написал эту повесть, рассказ, называйте, как хотите, суть не в этом. Мы ведь все одинаково устроены. Тела у нас одинаковые. Даже души, наверное, устроены одинаково. Мы это люди. Мы осознаем и творим. Не творим, так делаем, что хотим, по крайней мере, нам так кажется. В конце концов, мы привыкаем к своим нормам и  уже не думаем о том, как дальше вести себя, кроме тех случаев, когда надо «включать голову». А когда надо ее включать? Когда мы понимаем, что управляем мозгом, управляем собой? Вы посмеетесь, но я понял это когда приковал себя к дереву. Вот тогда я понял, что осознаю жизнь. Вот тогда у меня и пришла мысль о том, что я взрослый и отвечаю за свои поступки. Интересно я повзрослел, согласитесь? Помните, я говорил об осознании себя взрослым в самом начале? Представляете, что значит осознать, что ты управляешь жизнью в тот момент, когда ты прикован к дереву? То есть в тот момент, когда ты ей уже не можешь управлять. Я Вам скажу. Знаете, это как прыгнуть без парашюта и осознать это в тот момент, когда ты уже прыгнул. Самое интересное, что паники не было. Я как будто подкреплялся верой в то, что прав и в то, что все будет хорошо. В тот момент  я совсем не собирался сдаваться и умирать.
     Тогда, помню, задумался, как себя так убедил, если только сейчас осознаю, что происходит. Ведь получается, что мозгами я не думал. По крайней мере, не использовал их в полной мере. Значит, остается душа? Что если душа ведет нас к осознанию, пока наши мозги не включатся «по-взрослому»? Да и потом мы к душе обращаемся. Значит, меня привела сюда душа? Значит  ей что-то здесь было нужно? Помните, я говорил, что хотел найти нирвану, истину, увидеть чудо? Забавная у меня душа. Зато я теперь знаю, что чувствует падающий с неба человек.
     Так вот и что делать? Я как будто падаю с неба, что дальше? Без еды и воды времени у меня от силы недели на две. Можно начинать готовиться к смерти. Я забрался в такую глушь, что кричать нет смысла. Попытаться разорвать наручники это глупо потратить энергию. Но с другой стороны, тихо ждать шаги холодной леди, которая заберет мою душу в другой мир, тоже не хотелось.
     Другой мир, какой он? Многие уже узнали, многим еще предстоит. Есть ли он вообще? Одно радует и утешает, всем придется через это пройти. Чем я заслужил вечную жизнь? Чем? Ну ладно, посмотрим, ждать оставалось недолго. Только пить хотелось очень. Помню, как я ощущал это чувство, приближение смерти. Оно было похоже на предвкушение. Примерно четверть это любопытство и три четверти страх. Я думаю, у людей, не бывавших в моей ситуации, страха было меньше, хотя с другой стороны любопытство меня сюда и привело.
     Спустя годы я понял, что все люди испытывают подобные смешанные чувства перед смертью. Чувства страха и предвкушения. Но я забегаю вперед.

ПРОМЕТЕЙ. Эпизод 2. Небо всегда дает шанс.
     Я уже не помню, сколько прошло времени с того момента, как приковал себя. Правда не помню. Помню, что бился изо всех сил, кричал что есть мочи, бился затылком об дерево, плакал как девчонка. Рвал цепи, рвал, рвал, и, вдруг, они порвались. Я смотрел на свои руки, окованные в эти наручники, будь они прокляты. Дыша как человек, которому наконец-то удалось вдохнуть воздух после долгого погружения, я выдыхал со звуком кашляющего прокуренного доходяги, хоть и никогда не скурил ни одной сигареты. О чем я тогда думал? Да ни о чем. Просто смотрел, как ошалелый, на себя, трогал лицо, руки, все тело, чтобы убедиться что живой. Парадоксально, но это самый тяжелый момент в моей жизни. Я тогда чуть не лишился рассудка. Помню, что смеялся как ненормальный, и все орал и орал: «Свобода! Чудо! Свобода!» Кричал во все стороны света, но меня, наверное, никто не слышал. В то же время это и самый счастливый момент в жизни. Как прекрасна эта жизнь! Как прекрасна она тем, что она есть. Ведь альтернатива этому – ее отсутствие, а оно просто ужасает.    Такое впечатление, что я в тот момент израсходовал все свои фишечки, все свои шансы. Но мне было не до этого. Я был жив, я был свободен.
     Я спускался по узкой тропинке, взывая к небесам простить меня за этот поступок. Шел и не мог верить в происходящее, но глаза, спасибо, Боже, что дал нам глаза, ими я видел, что все это происходит на самом деле. Ноги были рады идти, руки были рады сжимать пальцами, я шел и пританцовывал. И, может, все это закончилось бы как глупость, и, может быть, я когда-нибудь, в старости рассказал бы про это своим внукам, или может быть, правнукам, но жизнь моя сложилась по-другому.
    Теперь я понимаю, кого я тогда встретил, но в тот момент, я даже подумать не мог. Я ведь жил в объяснимом научном мире, мире светском, где правят убеждения о трех китах. Не спешите меня сейчас критиковать и заступаться за науку. Я на нее не нападаю, она нам многое объясняет, но не все. Наука лишь открывает нам двери в новые возможности, но не имеет свойств давать людям жизнь и создавать новые миры. Если задаетесь вопросом, кто создал мир, Бог или физические законы, задайте себе вопрос, кто создал физические законы.

ПРОМЕТЕЙ. Эпизод 3. Хитрость – его главное оружие.
   Как Вы помните, я шел по тропинке. Наверное, часов пять или шесть, уже стемнело. Увидев внизу горы деревушку, которой не было, когда я поднимался на гору, я побежал вниз еще быстрее. Скорее всего, из-за того, что дико хотел пить. Не понимал я тогда, что этой деревушки и вправду не существовало.
   Приблизившись к домикам, где не видно было никакой жизни, я увидел лишь одинокую старуху, набирающую воды из колодца. Из последних сил добежал до нее и попросил попить. Точнее сказать, я даже ничего не промолвил, она поняла меня по взгляду и протянула ведро полное воды. Нет бы дурачку, тогда еще догадаться, как эта маленькая старушка, лет восьмидесяти-девяноста на вид, держала полное ведро на вытянутых руках.
    Я пил и пил эту холодную и вкусную воду. Как же вкусна была она. Она даже какая-то сладкая, когда сильно пить хочешь.
- Спасибо, - сказал я ей.
     Старуха так улыбнулась загадочно, и спросила:
- А чего это ты в наручниках? Сбежал что ли откуда?
- Да, из лап смерти, - гордясь собой, произнес я, видимо из-за эйфории.
- От нее так просто не сбежишь.
    В тот момент я пожалел, что сказал это, ведь она была старенькая и, наверняка, сама готовилась к смерти. А старуха продолжала:
- Нашел, что искал?
Я опешил, но решил говорить откровенно, ведь она явно что-то знала:
- Возможно, я увидел чудо.
- Чудо – штука относительная. Она, кажется, таковой лишь в первый раз, потом привыкаешь и считаешь это обыденным.
     С каждым словом, эта собеседница становилась для меня интересней и интересней. Как же глуп я был тогда. Я рассказал ей всю историю моего приключения. Она сидела молча и слушала, лишь изредка покачивая головой в те моменты, когда я подсознательно ждал от нее оправдания или признания моей правоты в поступках и суждениях. Она оказалась подкованной в философии, психологии, в физике и химии, мы рассуждали об устройстве мира, и она говорила мне, что все это вокруг нас создано свыше.
      В тот момент я понял, что она знает больше меня и понимает больше, и это зацепило за самолюбие. В общем, она оставила мне больше вопросов, чем ответов. Я даже думал, что общаюсь с Богом. Как же глуп я был тогда.
- Значит я не достиг цели? – спросил я у нее в конце разговора.
- А ты так хочешь ее достичь?
- Да. – в этот момент я почувствовал себя героем.
- Любой ценой?
- Любой.
- Даже ценой жизни?
- Даже.
- А какой цели ты хочешь достичь?
- Узнать всю правду.
- Это дорого стоит, глупенький.
- Я готов.
- Ты считаешь себя достойным этого?
- Да.
- Ты смел, тогда пойдем.
- Куда?
- Туда же, откуда ты пришел.
     Старуха отвязала веревку от колодца, возле которого мы сидели. Я еще, помню, помочь хотел, но она проворно справилась сама. Мы дошли до той березы быстро. Толи из-за того, что всю дорогу беседовали, толи это какие-то злые чары.
   
ПРОМЕТЕЙ. Эпизод 4. Кто есть кто. Что есть что.
     Наконец, мы пришли. Она велела мне присаживаться в ту же позу, в которой я сидел в первый раз. Я смиренно послушался, будто зачарованный. Смутно помню этот момент. Но вот то, что было дальше, я запомнил очень хорошо. Когда оставалось сделать последний виток веревкой вокруг меня, она улыбнулась, похлопала меня по плечу и ушла за спину, чтобы затянуть узлы.
   И в тот момент я почувствовал дикий жар, пронесшийся по всему тело от головы до пяток. Сразу за ним моей естественной реакцией был испуг. Такой ужасный страх, перед которым любой «герой» повергнется в ужас. Невообразимой гнилью заполнился вокруг воздух. Я почувствовал, что стою на краю какой-то пропасти, и что спасти меня в тот момент мог только Бог. Именно в такие моменты он и приходит на помощь. Не когда Вам грустно, не когда Вам хочется счастья, не когда Вас бросил любимый человек, а когда Вы действительно в ужасной опасности. Ведь тот, кто появился из-за моей спины вместо старушки и есть сама опасность. Сам ужас и страх. Все самое ничтожное и темное, что есть в мире. Это был Дьявол.
     Вы скажете классика, но он был весь в черном костюме, черной рубашке и налакированных черных туфлях, на нем не было ни пылинки. Он присел передо мной и заулыбался.
- Ну что, сыграем? – произнес Дьявол. С этими словами он бросил мне игральные кости, которые каким-то образом появились у него в руке. Наверное, таким же образом, как и сам факт его перевоплощения из старухи. Он бросил их мне как собаке, и я отчетливо понял это по его выражению лица. Кости упали на траву передо мной, нисколько не перевернувшись. Я сказал ему тогда:
- Не хочу я поднимать эти кости, даже если бы и мог.
- Гордый? Смотри, он гордый. – Дьявол обратился в сторону, куда затем повернулся и я и увидел старца, это был Бог. Не спрашивайте меня, как он выглядел, какие у него были черты лица. Он приходит к нам таким, каким мы его воображали. Он есть все сущее, поэтому у него множество ликов, но ты всегда понимаешь, что это он. Как? Ну помимо логики, это непередаваемое восхищение и подлинное наслаждение всего тела и всей души. Такое невообразимое спокойствие, которое я не могу объяснить словами. Я тогда думал, что это нирвана, но нет, это было лишь явление Бога.
     И вот тогда начался самый удивительный разговор за всю мою вечную жизнь, которой я не вижу ни конца, ни края. Суть его была в споре, самоубийца я или нет. Если первый вариант, меня забирал к себе Дьявол, если второй, Бог распоряжался моей судьбой.
     Я хорошо помню, как Бог спросил меня тогда:
- Прометей, - так они прозвали меня, - скажи мне, огонь это зло?
- Огонь может быть и злом и добром, смотря, в чьих он руках, – ответил я.
- Деньги это зло, наверное, то же самое, что и огонь?
- Так и есть, - закивал я.
- И третий вопрос, власть это зло?
   В тот момент я осознал, что истина настолько очевидна, насколько мы слепы. Я понял, что Дьявол существует лишь потому, что существует зло. Убей Бог Дьявола и кто-нибудь другой искусится этой славой и властью, источник которой сила, а источник силы - наши поступки, наши слабости. Кто-нибудь хочет принять судьбу Дьявола? Только сумасшедший и то навряд ли ответит утвердительно. Это самая ужасная дорога, которую только можно избрать, но он ее избрал и пусть сам отвечает за свои поступки. Видимо Бог видел во мне эти вопросы и сразу раскрыл их, вернее я сам их раскрыл, ответив на его вопросы.
    И тогда Дьявол спросил меня:
- Тогда скажи, почему Бог не запретит зло физически? Почему не создаст какие-нибудь физические законы, не позволяющие осуществить зло?
- А как же свобода? – сказал я ему. Я запомнил этот момент на всю вечную жизнь, уверен. Я помню, как гордился собой, что «уделал» Дьявола, если можно так выразиться. Ведь после этих слов он замолчал и потупил взгляд. Я уловил его слабость и, казалось, что он сам понимал, что, в конце концов, проиграет.

Эпизод 5. Цена.
Туристы, спускавшиеся с гор после похода, обнаружили в лесу человека, прикованного наручниками к дереву. Он бредил и постоянно задавал вопросы «А как же Свобода? А как же Свобода? А как же Свобода?». Они, туристы, срубили березу и доставили человека в больницу. Там его откачали, поскольку он был в изнемождении. Затем по состоянию психического здоровья его перевели в психиатрию, где он пребывает до сих пор. Он ни с кем не общается, а только задает тот же вопрос…