Горький урок

Виктор Зейский
    Жила-была лиса и был у неё маленький лисёнок. Когда лиса уходила за добычей, то наказывала малышу сидеть в норе и ни в коем случае из неё не высовываться, чтобы не стать добычей для какого-нибудь хищника.

    Подошла пора, когда лиса посчитала, что детёныша уже можно знакомить с миром. Они вышли из норы, побродили подле неё. Когда близлежащая территория была исследована, мать сказала малышу:
    - Здесь неподалеку есть утиное гнездо, в нём утка высиживает утят. Пойдём, я тебе покажу это гнездо, а обратно уже ты поведёшь меня сам. Так что, хорошо запоминай дорогу и, самое главное, запоминай запах своего следа…

    К гнезду они подошли быстро. Лисенок увидел гнездо и в нём то, что мать назвала яйцами. Самой утки не было, наверно, улетела покормиться.

    На обратном пути лисенок частенько сбивался со своего следа, и мать объясняла ему его промахи.

    На следующий день лиса, как обычно, наказала лисёнку не высовываться из норы и пошла на охоту. Лисёнок подумал: «Чего это мама беспокоится, чтобы я не выходил из норы? Ведь там так хорошо, светло и ничего страшного нет». Долго он держался, не выходил, но искушение было так велико, что взяло верх над предостережением матери, и он вылез из норы. Помня указания матери, быстро пошел по своему следу и подошёл к гнезду: в нём он увидел птицу. Она тоже его увидела и зашипела:
    - Чего тебе здесь надо? Ступай отсюда. Видишь, я делом занята.

    -Так вы и есть утка?

    - Да, утка, утка, только ты уходи побыстрей отсюда

    - А я знаю, чего вы тут делаете: вы сидите на яйцах и высиживаете утят.

    - Откуда ты это знаешь, ведь ты ещё несмыслёныш?

    - А мы здесь с мамой были, и она мне рассказывала про вас.

    Утка страшно всполошилась:
    - Как! Она знает о моём гнезде? О, горе мне!

    - Да что вы так переживаете, тётя утка? Мы ничего здесь не трогали. Мама так и сказала: « Не трогай яйца – скоро из них вылупятся утята, вот тогда мы придём и съедим их: у них вкусное нежное мясо…

    - Замолчи, несмыслёныш! О горе мне, горе! Что же мне теперь делать?

    И тут утка заметила в небе сокола:
    - Отойди отсюда скорее и спрячься в кусты, если не хочешь, чтобы тебя сцапал сокол.

    Лисёнок не знал – кто такой сокол, но тревога в голосе утки подсказала ему, что от сокола исходит опасность, и что действительно, надо спрятаться. Он бросился к кустарнику и вовремя – перед самым кустом сокол чуть не схватил его. Лисёнок долго наблюдал за соколом, и когда тот, наконец, исчез, опрометью бросился к своей норе.
 
    Вскоре пришла мать. Лисёнок ничего ей не сказал, боясь нагоняя.
 
    Однажды на несколько дней зарядило ненастье: шёл безостановочно мелкий, временами переходящий в крупный, дождь. Лиса и лисёнок всё это время провели в норе, свернувшись калачиками.

    Начал давать знать о себе голод, однако лисе не хотелось вылезать из тёплой норы…

    Наконец, дождь прекратился, но тучи на небе оставались всё такими же плотными и готовыми в любой момент снова пролиться на землю. Лиса воспользовалась этим благоприятным перерывом и вылезла из норы раздобыть пропитание. Рыскать в поисках зазевавшейся птицы или мыши ей не хотелось, и поэтому она сразу же побежала к утиному гнезду изъять пару яиц: слишком уж беспокоил голод. К гнезду она подходила шумно, чтобы утка её услышала и слетела - ведь у лисы не было намерения съесть саму утку. Так и получилось: утка улетела, а лиса съела одно яйцо, съела с аппетитом, так как в нём уже зародился утёнок. Второе яйцо она взяла для лисёнка. Ему содержимое яйца очень понравилось…

    Как только установилась по-настоящему хорошая погода, лиса пошла на охоту, а лисёнок побежал к месту, где он видел много камней. Нашёл камешек, очень похожий и по форме, и по цвету на утиное, взял его и побежал к гнезду. К самому гнезду он подходил очень осторожно, чтобы не выдать себя. Он увидел, что утка в гнезде и решил подождать, пока она улетит на кормёжку. Когда же она вскоре улетела, он положил в гнездо принесённый камешек, а одно яйцо забрал и быстро с ним убежал, В укромном местечке съел это яйцо. Такое лисёнок стал проделывать каждый день, пока настоящие яйца не кончились…

    С большим запозданием появились утята. Но это были какие-то странные утята: они не пищали, как настоящие, а издавали звуки, похожие на стук камней, когда ими бьёшь друг о дружку. Утке это не понравилось, как не понравилось и то, что её детки были очень тяжёлые. Она это почувствовала, когда они лазали по её спине. И ещё её удивило, что утята были твёрдые и холодные.

   Все утки всегда уводят своих детишек на воду, как только они вылупятся из яиц и обсохнут. Так поступила и наша утка: повела детишек к озеру. Но лиса уже тут как тут, вместе с лисёнком. Они бросилась вдогонку за уткой, настигли её, но схватить не смогли: утка была очень осторожной, и потому не дала застигнуть себя врасплох. А вот утята ни взлететь, ни убежать не могут. Лисы: и мать, и сын, набросились на них, с жадностью схватили по утёнку и …хрусть – сразу же сломали свои зубы, а утятам, хоть бы что: целёхоньки, здоровёхоньки. Лисам с поломанными зубами и невыносимой болью было не до утят: они понуро поплелись к своей норе. Утка вернулась к деткам и продолжила путь с ними к воде…

    Jни достигли озера. Утка прыгнула с высокого берега в воду и позвала  детишек последовать её примеру. Они бесстрашно прыгнули в воду, но не остались на воде, как положено, а все пошли на дно. Утка мать очень удивилась: утята всегда такие лёгкие, что если бы и захотели уйти на дно, то не смогли бы. А тут – на тебе! Надо помочь им выбраться на поверхность. Она нырнула вслед за ними, но обнаружить их, как ни старалась, не смогла. Только удивилась, что на дне кучкой лежали с десяток утиных яиц.

   Обычно сказки заканчиваются хорошо, - на то они и сказки. Но эта сказка закончилась печально: утята утонули. Но они же были каменные, а камни ни только не плавают, но и не летают. Значит, они не смогли бы улететь на зиму в тёплые края.