(Взгляд из 2006 года на 1906 год
в переписке и воспоминаниях поэтов и художников серебряного века)
Почему именно эта тема и слова А. Блока в названии темы? Есть, по крайней мере, несколько причин:
- Интерес к тому, что происходило ровно век тому назад в пору интеллектуального подъема и расцвета русской культуры, названный Николаем Бердяевым впервые как «серебряный век» или «русский Ренессанс», продолжавшийся с начала 90 годов XIX века и до революции 1917 года. Таким образом, 1906 год представляет собой середину этого периода.
- Решила посмотреть на события этого времени, непосредственно связанные с владельцем усадьбы Знаменское-Губайлово – С.А. Поляковым.
- 1906 год - создание М. Врубелем портрета поэта Валерия Брюсова, редактора журнала «Весы». Это трагический год в жизни самого философичного художника-символиста. Михаил Александрович Врубель потерял зрение и прожил, не выходя из больницы, до 1910 года в темноте и ярком мраке безумия. А. Блок так сказал о Врубеле: «Для мира остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности».
1.
Сменив недолгий период декадентства, эпоха символизма поставила задачей религиозное преображение мира. Николай Бердяев об этом писал: «Поэзия символистов выходила за пределы искусства, и это была очень русская черта. Период так называемого «декадентства» и эстетизма у нас быстро кончился, и произошел переход к символизму, который означал искания духовного порядка, и к мистике. Вл. Соловьев был для Блока и Белого окном, из которого дул ветер грядущего. Обращение к грядущему, ожидание необыкновенных событий в грядущем очень характерно для поэтов-символистов… Поэты-символисты со свойственной им чуткостью чувствовали…, что старая Россия кончается и должна возникнуть новая Россия…, что происходит внутренняя революция».
В. Соловьев – философ и поэт, противопоставляет мир реальный и мир идеальный, «все видимое нами - только отблеск, только тени от незримого очами». Его философия стала основой творчества Белого, Блока, Вяч. Иванова - «младших» символистов. Образы «Вечной женственности», «Софии», «Мировой души» вот направления духовных и творческих поисков поэтов начала ХХ века. Отсюда стремление А. Белого обрести «мистериальную» любовь, любовь как дионисийский экстаз Вяч. Иванова, создание собственной церкви «Третьего Завета» З. Гипиус и Д. Мережковского.
2.
«Нежный, как мимоза» по образному выражению Бальмонта, Сергей Александрович Поляков (1874–1943), - владелец усадьбы Знаменское-Губайлово, математик и переводчик, владелец издательства «Скорпион», издатель журнала «Весы».
Замечательный словесный портрет предстал перед нами в воспоминаниях «Мои встречи» музыковеда Леонида Сабанеева:
«Фигуры всех их (символистов) для меня неотделимы от личности Сергея Александровича Полякова, их объединителя (что было далеко не легкой задачей) и издателя. Сами символисты в своих писаниях никогда его не вспоминали, а между тем ему очень многим обязаны. Ведь на его средства существовало и издательство «Скорпион», где все публиковались. Даже названия «Скорпион» и «Весы» были придуманы Поляковым. Он был преоригинальнейшей фигурой …, был наделен самобытным, нетрафаретным умом. Его звали «декадентский батька»… Старообразный даже в молодости, сутулый, с наружностью не то Сократа, не то Достоевского, он был математик по образованию, энциклопедист по знаниям.
Его звали «гений без точки приложения» – он мог дельно и глубоко говорить по любому вопросу, начиная от богословия и до филологии и математики, высказывал всегда что-то самобытное, оригинальное, но все терялось в разговорах, никогда не было никем зафиксировано. Жизнь вел бурную, «ловил миги», что, как известно, было специальностью символистов. Думаю, что этим его «символизм» и ограничивался – для «приятия» веры символистов у него не хватало наивности и был избыток скепсиса и иронии… Но «ловить миги» он умел не хуже, тем более что средства позволяли ему это с большой легкостью». А писатель Борис Зайцев добавил, что Поляков был богатый человек, мог хорошо угощать в «Метрополе» и других местах.
В 1899 году С. А. Поляков основал издательство «Скорпион», просуществовавшее 17 лет. В этом издательстве вышли книги Бальмонта, Брюсова, Балтрушайтиса, Бунина, Белого, Вяч. Иванова, Кузмина, З. Гипиус, И. Коневского и др. Кроме того, были изданы переводы произведений Уайльда, Верхарна, Верлена и др.
Все, что выпускал «Скорпион» печаталось в одной из лучших типографий на дорогой бумаге «верже». Понятно, что такая чисто московская, баснословная щедрость С. Полякова привлекала в редакцию «Весов» немало художников и писателей. Здесь работали Н. Феофилактов, Судейкин, Лансере, Сомов и др.
С. А. Поляков создал литературный и критический журнал «Весы» (1904 – 1909 г.г.), редактором которого стал В. Брюсов.
Бронислава Погорелова - свояченица (сестра жены) В. Брюсова переводила с французского, писала рецензии и вела переписку с читателями журнала, правила корректуры, а с 1905 года была секретарем «Весов». В ее воспоминаниях: «С.А. Поляков был одним из владельцев Знаменской мануфактуры, а это означало миллионы. Прекрасно помню С.А. небольшого роста, довольно тщедушного телосложения, с рыжеватой растрепанной бородкой. Одет неизменно в серый помятый костюм. Первое впечатление - какой-то чуть ли не монашеской скромности и нервной застенчивости. А между тем С.А. был на редкость образованным человеком с широким диапазоном знаний и интересов, настоящим знатоком живописи и безошибочно разбирался во всех стилях, эпохах и школах. Владел, чуть ли не пятнадцатью иностранными языками, а норвежский изучил настолько, что очень порядочно переводил ставших в то время модными норвежских авторов».
Кстати сказать, С.А. Поляков был переводчиком Кнута Гамсуна – популярного в начале века автора.
3.
Нельзя говорить про 1906 год, не напомнив о предшествующих исторических событиях:
- Гибель русской эскадры 14-15 мая 1905 года в бою с японским флотом в районе острова Цусима в Корейском проливе была воспринята как рубежное событие в истории России;
- В ходе революции 1905-1907 годов Николаю II пришлось пойти на уступки, был создан первый русский парламент - Государственная Дума. Начата аграрная реформа П. А. Столыпина.
Поражение в русско-японской войне 1905 года и первая русская революция ослабили власть царя. О ликвидации самодержавия стали мечтать не только интеллигенты, но и многие русские дворяне.
А. Блок 19 августа 1906 года писал в стихотворении «Деве-революции»:
«О, Дева, иду за тобой – И страшно ль идти за тобой Влюбленному в душу свою, Влюбленному в тело свое?»
Александр Бенуа «Мои воспоминания»: «Даже те, кто не доверял самой личности Николая II и видел в его неспособности править государством главную беду, и те были уверены, что отныне монархическая власть будет в значительной степени обезврежена, пагубный произвол обуздан. К таким осторожным и благоразумным элементам принадлежал весь наш парижский кружок, да и мое личное отношение, при всей моей «органической» чуждости политике, было подобного характера».
А между тем, бурлит театральная и литературная жизнь. В 1906 году В.Э. Мейерхольд приглашен главным режиссером в театр В.Ф. Комиссаржевской и ставит в нем «Балаганчик» А.А. Блока, написанный в январе 1906 года. Роль Пьеро исполнил сам В.Э. Мейерхольд. Музыку к спектаклю написал поэт и композитор М.А. Кузмин. Демонстративно новаторский спектакль вызвал многочисленные отклики в прессе, преимущественно издевательского характера.
Валерий Брюсов - редактор журнала «Весы» выступал со статьями как теоретик и апологет символизма.
В журнале «Золотое руно» (№4,1906.) напечатана статья «Карл V» (Диалог о реализме в искусстве), в которой В. Брюсов высказывает скептическое отношение к мистической линии символизма (Вяч. Иванов, Андрей Белый).
Поэты серебряного века в 1906 году ведут активную переписку, обсуждая последние литературные события, дарят друг другу свои только что вышедшие книги. В их письмах мелькают названия издательства «Скорпион» и журнала «Весы».
Так Валерий Брюсов дарит Александру Блоку «Стихи о современности» (М., «Скорпион», 1906.) с надписью: «Светлому поэту Нечаянной Радости Александру Блоку. Валерий Брюсов. 1906. Июнь». В ответ получает письмо от 5 июня 1906 года: «Спасибо еще и еще за пленительную книгу Верхарна и за надпись на ней… В Вашей книге прочел «От издателей» новый каталог «Скорпиона»; за то и другое опять искренне Вас благодарю».
Дело в том, что в заметке «От издателей» сообщалось о намерении издательства выпустить «серию небольших книжек», целью которых будет распространить знакомство с «новой поэзией» в «широких кругах». В эту серию должны были войти произведения наиболее выдающихся авторов, среди них значился и Блок. Кроме того, в каталоге издательства «Скорпион» упоминался сборник Блока «Нечаянная Радость» с указанием: «печатается».
4.
По предложению Николая Павловича Рябушинского для журнала «Золотое руно» художник М.А. Врубель должен написать портрет Валерия Брюсова.
В 1906 году В. Брюсов позирует художнику. О своем портрете В. Брюсов сказал: «После этого портрета мне других не нужно. И я часто говорю, полушутя, что стараюсь остаться похожим на свой портрет, сделанный Врубелем». 9 января 1906 года поэт написал стихотворное послание художнику. В.Я. Брюсов вспоминал о М.А. Врубеле:
«Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался, мастер - продолжал жить…
Между прочим, он интересовался моими стихами, просил принести ему мои книги и на другой день говорил о стихотворениях, которые ему прочли накануне (слабость глаз не позволяла ему читать самому), - говорил умно, делая тонкие критические замечания.
Он показывал мне свои начатые картины: «Путники, идущие в Эммаусе» и «Видение пророка Иезекииля». Сказать, между прочим, они тогда были уже в том виде, в каком остались и теперь, так что мой портрет был самой последней работой, над которой трудился Врубель».
5.
В 1906 году проходит XXXIV выставка Товарищества передвижников и выставка «Мира искусства» с участием символистов.
В этом же году Дягилевым в осеннем салоне в Париже, в залах Гранд-Палас открыты тринадцать разделов русского искусства, один из них посвящен М.А. Врубелю.
В воспоминаниях Александра Бенуа, касающихся жизни в Версале и Париже 1905-1906 годов, описан творческий и организационный дар Сергея Дягилева и многие интересные подробности этого периода жизни.
1906 год. Россия уже стоит перед бездной, сломавшей судьбы миллионов людей.
А. Бенуа вспоминает: « … были и такие элементы, которые питали прямо-таки какой-то суеверный «мистический» культ самой Революции как таковой и они были заранее готовы продолжить «борьбу до конца», за нечто если и довольно туманное, то все же заманчивое в какой-то своей озаренностью свободы». И таких представителей «борьбы до конца» (до какого конца – не всем было ясно) мы знавали немало, и к ним, между прочим, принадлежало несколько из тех моих друзей, которые были самыми влиятельными членами редакции «Мир искусства». В этом лагере, в одной из многочисленных его секций, оказался и мой друг (тогда …«все еще» друг) Дима Философов и супруги Мережковские».
Прошлое страстно глядится в грядущее…
В России, к тому времени пережившей революцию 1905 года, зреет февральская и октябрьская революции 1917 года. Уже пережив войну с Японией, народ должен будет пережить еще три войны: Первую мировую, Гражданскую и Великую отечественную.
Весь ХХ век для России это трагедия, трагедия разрушения традиционного государства.
23.12.2005