1906 год. Прошлое страстно глядится в грядущее

Ирина Юлина
                (Взгляд из 2006 года  на 1906 год
     в переписке и  воспоминаниях  поэтов  и  художников  серебряного века)

      Почему именно эта тема и слова А. Блока в названии темы? Есть, по крайней мере, несколько причин:

       -  Интерес к тому, что происходило ровно век тому назад в пору интеллектуального подъема и расцвета русской культуры, названный Николаем Бердяевым впервые как  «серебряный век» или  «русский Ренессанс»,   продолжавшийся с  начала  90 годов XIX века  и до революции 1917 года.  Таким образом,  1906 год  представляет собой     середину этого периода.

     -  Решила  посмотреть на  события  этого времени, непосредственно связанные с    владельцем усадьбы  Знаменское-Губайлово –  С.А. Поляковым.

      - 1906 год   -  создание М. Врубелем портрета   поэта  Валерия Брюсова, редактора журнала «Весы». Это трагический год в жизни самого философичного   художника-символиста.   Михаил Александрович Врубель  потерял зрение и прожил, не выходя из больницы, до 1910 года в темноте и ярком мраке безумия.  А. Блок так сказал  о Врубеле: «Для мира остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности».

                1.

      Сменив недолгий период декадентства, эпоха символизма поставила задачей религиозное преображение мира. Николай Бердяев об этом писал: «Поэзия символистов выходила за пределы искусства, и это была очень русская черта. Период так называемого «декадентства» и эстетизма у нас быстро кончился, и произошел переход к символизму, который означал искания духовного порядка, и к мистике. Вл. Соловьев был для Блока и Белого окном, из которого дул ветер грядущего. Обращение к грядущему, ожидание необыкновенных событий в грядущем очень характерно для поэтов-символистов… Поэты-символисты со свойственной им чуткостью чувствовали…, что старая Россия кончается и должна возникнуть новая Россия…, что происходит внутренняя революция».

     В. Соловьев – философ и поэт, противопоставляет мир реальный и  мир идеальный, «все видимое нами  - только отблеск, только тени от незримого очами». Его философия  стала основой творчества   Белого, Блока, Вяч. Иванова - «младших» символистов. Образы «Вечной женственности», «Софии», «Мировой души»  вот направления  духовных и творческих поисков поэтов начала ХХ века. Отсюда стремление А. Белого обрести «мистериальную» любовь, любовь как дионисийский экстаз Вяч. Иванова, создание собственной церкви «Третьего Завета» З. Гипиус и Д. Мережковского.

                2.

     «Нежный, как мимоза» по образному выражению Бальмонта, Сергей Александрович Поляков  (1874–1943), - владелец  усадьбы Знаменское-Губайлово, математик и  переводчик, владелец издательства «Скорпион», издатель журнала «Весы».

      Замечательный словесный  портрет  предстал перед нами в воспоминаниях «Мои встречи»  музыковеда Леонида Сабанеева:
     «Фигуры всех их (символистов) для меня неотделимы от личности Сергея Александровича Полякова, их объединителя (что было далеко не легкой задачей) и издателя.  Сами символисты в своих писаниях никогда его не вспоминали, а между тем ему очень многим обязаны. Ведь на его средства   существовало и издательство «Скорпион», где все публиковались. Даже названия «Скорпион» и «Весы» были придуманы Поляковым. Он был преоригинальнейшей  фигурой …,   был наделен самобытным, нетрафаретным умом. Его звали «декадентский батька»… Старообразный даже в молодости, сутулый, с наружностью не то Сократа, не то  Достоевского, он был математик по образованию, энциклопедист по знаниям.
 
      Его звали «гений без точки приложения» – он мог дельно и глубоко говорить по любому вопросу, начиная от богословия и до филологии и математики, высказывал всегда что-то самобытное, оригинальное, но все терялось в разговорах, никогда не было никем зафиксировано. Жизнь вел бурную, «ловил миги», что, как известно, было специальностью символистов.  Думаю, что этим его «символизм» и ограничивался – для «приятия» веры символистов у него не хватало наивности и был избыток скепсиса и иронии… Но «ловить миги» он умел  не хуже, тем более что средства позволяли ему это с большой легкостью».  А писатель Борис Зайцев добавил, что Поляков  был богатый человек, мог хорошо угощать в «Метрополе» и других местах.

      В 1899 году С. А. Поляков  основал издательство «Скорпион», просуществовавшее 17 лет. В этом издательстве вышли книги Бальмонта, Брюсова, Балтрушайтиса, Бунина, Белого, Вяч. Иванова, Кузмина,  З. Гипиус,  И. Коневского и др.  Кроме того, были изданы переводы произведений Уайльда, Верхарна, Верлена и др.

      Все, что выпускал «Скорпион» печаталось в одной из лучших типографий на дорогой бумаге «верже». Понятно, что такая чисто московская, баснословная щедрость С. Полякова привлекала в редакцию «Весов» немало художников и писателей. Здесь работали Н. Феофилактов, Судейкин, Лансере, Сомов и др. 

     С. А. Поляков создал    литературный и критический журнал «Весы» (1904 – 1909 г.г.), редактором которого стал В. Брюсов.
      Бронислава  Погорелова  - свояченица  (сестра жены) В. Брюсова переводила с французского,  писала рецензии и вела переписку с читателями журнала, правила корректуры, а с 1905 года была секретарем «Весов». В ее воспоминаниях: «С.А. Поляков был одним из владельцев Знаменской мануфактуры, а это означало миллионы. Прекрасно помню С.А.  небольшого роста, довольно тщедушного телосложения, с рыжеватой растрепанной бородкой. Одет неизменно в серый помятый костюм. Первое впечатление  - какой-то чуть ли не монашеской скромности и нервной застенчивости. А между тем С.А. был на редкость образованным человеком с широким  диапазоном знаний и интересов, настоящим знатоком живописи и безошибочно разбирался во всех стилях, эпохах и школах. Владел, чуть ли  не пятнадцатью иностранными языками, а норвежский  изучил настолько, что очень порядочно переводил ставших в то время модными норвежских авторов».

      Кстати сказать, С.А. Поляков  был переводчиком  Кнута Гамсуна – популярного в начале века автора.
                3.

        Нельзя говорить про 1906 год, не напомнив о предшествующих исторических событиях:
    -   Гибель русской эскадры 14-15 мая 1905 года в бою с японским флотом в районе острова Цусима в Корейском проливе была воспринята как рубежное событие в истории России;

     -  В  ходе  революции   1905-1907 годов Николаю II пришлось пойти на уступки, был создан первый русский парламент - Государственная Дума. Начата аграрная реформа   П. А. Столыпина.

     Поражение в русско-японской войне 1905 года  и первая русская революция ослабили власть царя. О ликвидации самодержавия стали мечтать не только   интеллигенты, но и многие русские дворяне.

      А. Блок 19 августа 1906 года писал в стихотворении  «Деве-революции»:
«О, Дева, иду за тобой –  И страшно  ль идти за тобой  Влюбленному в душу свою, Влюбленному в тело свое?»

      Александр Бенуа «Мои воспоминания»: «Даже те, кто не доверял самой личности Николая II и видел в его неспособности править государством главную беду, и те были уверены, что отныне монархическая власть будет в значительной степени обезврежена, пагубный произвол обуздан. К таким осторожным  и благоразумным элементам принадлежал весь наш парижский кружок, да и мое личное отношение, при всей моей «органической» чуждости политике, было подобного характера».

      А между тем, бурлит театральная и литературная жизнь. В 1906 году                В.Э.  Мейерхольд   приглашен   главным  режиссером  в   театр                В.Ф. Комиссаржевской и  ставит  в нем «Балаганчик» А.А. Блока, написанный  в  январе  1906  года.  Роль  Пьеро  исполнил  сам В.Э. Мейерхольд. Музыку  к  спектаклю  написал  поэт и композитор М.А. Кузмин. Демонстративно новаторский спектакль вызвал многочисленные отклики в прессе, преимущественно издевательского характера.

       Валерий Брюсов - редактор журнала «Весы» выступал со статьями  как теоретик и апологет символизма.
      В  журнале  «Золотое руно»  (№4,1906.)  напечатана   статья    «Карл V» (Диалог о реализме в искусстве), в которой  В. Брюсов высказывает скептическое отношение  к мистической линии символизма  (Вяч. Иванов,    Андрей Белый). 

     Поэты серебряного века в 1906 году ведут  активную переписку, обсуждая последние литературные события, дарят друг другу свои только что вышедшие книги. В их письмах мелькают названия издательства «Скорпион» и журнала «Весы».
      Так Валерий Брюсов дарит Александру Блоку  «Стихи о современности»   (М., «Скорпион», 1906.) с надписью: «Светлому поэту Нечаянной Радости Александру Блоку. Валерий Брюсов. 1906.  Июнь».  В ответ  получает письмо от 5 июня 1906 года: «Спасибо еще и еще за пленительную книгу Верхарна и за надпись на ней…  В Вашей книге прочел «От издателей»  новый  каталог «Скорпиона»; за то и другое опять искренне Вас благодарю».

       Дело в том, что в заметке «От издателей»  сообщалось о намерении издательства выпустить  «серию небольших книжек», целью которых будет распространить знакомство с «новой поэзией» в «широких кругах». В эту серию должны были войти произведения наиболее выдающихся авторов, среди них  значился и Блок. Кроме того,  в каталоге издательства «Скорпион» упоминался сборник Блока «Нечаянная Радость» с указанием: «печатается».

                4.

      По предложению Николая Павловича Рябушинского  для журнала «Золотое руно» художник   М.А. Врубель  должен написать  портрет Валерия Брюсова.
     В 1906 году В. Брюсов позирует художнику. О своем портрете В. Брюсов  сказал: «После этого портрета мне других не нужно. И я часто говорю, полушутя, что стараюсь остаться похожим на свой портрет, сделанный Врубелем». 9 января 1906 года поэт написал  стихотворное послание художнику.   В.Я. Брюсов вспоминал о М.А.  Врубеле:

      «Творческая сила пережила в нем  все. Человек умирал, разрушался, мастер        - продолжал жить…
       Между прочим, он интересовался моими стихами, просил принести ему мои книги и на другой день говорил о стихотворениях, которые ему прочли накануне (слабость глаз не позволяла ему читать самому), - говорил умно, делая тонкие критические замечания.
      Он показывал мне свои начатые картины: «Путники, идущие в Эммаусе» и «Видение пророка Иезекииля». Сказать, между прочим, они тогда были уже в том виде, в каком остались и теперь, так что мой портрет был самой последней работой, над которой трудился Врубель».
                5.

      В 1906 году проходит  XXXIV  выставка  Товарищества передвижников и выставка «Мира искусства» с участием символистов.
      В этом же  году Дягилевым в  осеннем салоне в Париже, в залах  Гранд-Палас открыты тринадцать разделов русского искусства, один из них посвящен                М.А. Врубелю. 
      В воспоминаниях  Александра Бенуа, касающихся жизни в Версале и Париже 1905-1906 годов, описан творческий и организационный дар  Сергея Дягилева и многие интересные  подробности этого периода жизни.
     1906 год.  Россия  уже стоит  перед бездной, сломавшей судьбы  миллионов людей.

      А. Бенуа вспоминает: « … были и такие элементы, которые питали прямо-таки какой-то суеверный «мистический» культ самой Революции как таковой  и они были заранее готовы продолжить «борьбу до конца», за нечто если  и довольно туманное, то все же заманчивое в какой-то своей озаренностью свободы». И таких представителей «борьбы до конца» (до какого конца – не всем было ясно) мы знавали немало, и к ним, между прочим, принадлежало несколько из тех моих друзей, которые были самыми влиятельными членами редакции «Мир искусства».  В этом лагере, в одной из многочисленных его секций,  оказался и мой друг (тогда …«все еще» друг) Дима Философов и супруги Мережковские».

      Прошлое страстно глядится в грядущее…

      В России,  к тому времени пережившей революцию 1905 года, зреет февральская и октябрьская  революции 1917 года.  Уже пережив  войну с Японией,  народ должен будет пережить еще три войны: Первую  мировую, Гражданскую и Великую отечественную.
    Весь ХХ век для России это трагедия,  трагедия разрушения традиционного государства. 

      
                23.12.2005