История религий. Рабочая программа

Майоров Дмитрий Николаевич
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплина «Религиоведение»
(36 часов лекций и семинаров)



Составил: диакон Димитрий Майоров,
кандидат богословия








Тюмень 2011-2012 уч. г.
 
При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности «Религиоведение»


Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры религиоведения

Протокол № _____ «_____» __________ 200__ г.

Заведующий кафедрой религиоведения                ________________ профессор, д.ф.н. Г.П.Худякова

























Рабочую программу разработал:

Старший преподаватель кафедры
Философии гуманитарного института Тюменского государственного нефтегазового университета                Майоров Д.Н

dmitriy1967@yjtbox.ru

1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цели дисциплины
Дисциплина «История религии» разработана для студентов различных специальностей.
Курс «Истории религии» ставит своими целями:
1. Показать процесс и обстоятельства формирования той или иной из религий с последующим  воздействием ее на общество.
2. Сосредоточить внимание на ключевых моментах исторического процесса, на описании сущности религии, ее специфики, на анализе функционирования и места религии в жизни стран, общества и людей
3. Дать информацию гуманитарного характера, полезную для студентов технических специальностей в образовательном, моральном и интеллектуальном планах, как для неверующих, так и для верующих  студентов;
4. раскрыть особенности религии как закономерного явления в истории социальной и духовной жизни человечества;
5. способствовать более глубокому проникновению в сущность религии  в силу исторической связи свободомыслия и религии, постижению процесса накопления знаний о религии на протяжении многих веков;
6. содействовать расширению кругозора студента посредством ознакомления его с всемирной культурой, выросшей в глубокой связи с религией;
7. воспитывать толерантное отношение к людям иных вероисповеданий, мировоззрений и национальностей, уметь адекватно реагировать на проявления религиозной вражды;
8. содействовать формированию гуманистически ориентированной личности, способной защищать право человека на свободу и достойную жизнь.
1.2. Задачи дисциплины:
1. дать систематизированные знания о становлении, формировании и развитии различных религий, существующих у разных народов от древних времен до наших дней;
2. ознакомить с историей, культом, вероучением и современным состоянием древних, традиционных и современных религий в мире и Российской Федерации. Выяснение коренных отличий мировых и народностно-национальных религий
3. рассмотреть принципиальные отличия богословского и светского подхода к изучению религии
4. овладеть категориальным аппаратом данной дисциплины (определение понятий «религия», «миф», «свободомыслие», «инакомыслие», «критика религии», «гуманизм», «богоборчество», «скептицизм», «религиозный индифферентизм», «антиклерикализм», «атеизм»  и др.);
5. ознакомить со спецификой и различиями политеистических и монотеистических религий мирового сообщества;
6. научить анализировать и определять место религии в жизни отдельного человека, общества;
7. познакомить с особенностями религиозных мировоззрений народов Севера;
8. обучить студентов применять полученные знания на практике;
9. воспитать у студентов ряд социально значимых качеств: пунктуальность, общительность, тактичность, ответственность, эмпатию, толерантность, а также приверженность к традициям, существующим на территории Тюменского региона, привить нормы и правила поведения, принятые в обществе, развить интеллектуально-познавательные умения, национальное самосознание, экономическую и экологическую культуру, нравственное и национальное самосознание;
10. постановка и решение проблемы социальной востребованности изучения религии в современной России.
1.3. Результаты обучения
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- определение термина «религия» и составных частях религии – вера, вероучение, религиозные организации, культ;
- функции и классификацию религии;
- о предпосылках и исторических периодах возникновения и сущности ранних форм религий (тотемизм, анимизм, фетишизм и т.д.);
- о предмете истории религии, о месте религии как реального феномена в социальной и  духовной жизни;
- основные отечественные и зарубежные исследованиями в области истории религии;
- о методах  исследования религии светскими учеными и богословами, о различных оценках ими роли и значения  религии в истории общества;
- основные понятия и  категории религиоведения, в особенности  истории религии;
- о проблеме диалектических взаимосвязей и взаимодействий  различных форм религий;
- о закономерном характере возникновения, развития и распространения религии, о его включенности  в мировую культуру;
- место религиозности и атеизма и его разновидностей в совокупности форм духовной культуры человечества;
- о проявлениях религиозности в различных сферах духовной деятельности общества: в фольклоре, художественной литературе, естествознании, философии, в сочинениях теологов и т.д.
- о различных благотворных и деструктивных проявлениях религии в истории культуры;
- о жизни, основных фактах биографии, нравственном облике основателей мировых религий и новых религиозных движений;
- об основных работах наиболее выдающихся религиоведов, историков религии, философов, писателей, естествоиспытателей, политиков и др.;
- представление о современном состоянии и соотношении свободомыслия и религиозности, о перспективах развития религии в России и мире.
Уметь:
– описать и проанализировать три основных мировых религии (буддизм, ислам, христианство), с учетом их основных направлений (течений) и специфики;
– охарактеризовать политеистические и монотеистические религии, присутствующие в мировой практике;
– использовать Интернет-ресурсы для поиска, сбора и анализа информации с целью подготовки сообщений, докладов, контрольных работ; а также для ознакомления с новыми учебными изданиями (в печатном или электронном виде) по данной проблематике в глобальной сети Интернет;
– использовать приложения программы Microsoft Windows (Word, Excel) для написания докладов, рефератов, контрольных работ.
2. Место данной дисциплины в учебном процессе
     История религии является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся элементы знаний из разных областей духовной деятельности человечества: философии, истории, религии, права, искусства, литературы, народного творчества, знаний о природе, обществе и человеке, этики. Она изучает реальный исторический процесс  взаимоотношений религиозного, философского и научного мировоззрения, приобретающий особую актуальность в наши дни. История религии как учебная дисциплина представляет собою один из самых значимых разделов религиоведения; она тесно связана с историей философии, культурологией, философией, обладая при этом вполне самостоятельным бытием благодаря  специфике ее проблем и категориального аппарата. Знание истории религии позволяет студенту выйти на новый образовательный уровень, вырабатывает более объективный подход к различным конфессиям и убеждениям, не всегда совпадающим с взглядами данной личности, устраняя тем самым препятствия для доброжелательного диалога с людьми разных, порой противоположных, мировоззрений. Курс истории религии  вырабатывает сознательный подход к проблеме свободы совести, содействует реализации  права личности  на самостоятельный, свободный мировоззренческий выбор, обеспечивая конституционные гарантии граждан России по их отношению к религии или к свободомыслию.
Знания, полученные в ходе изучения дисциплины «История религии» способствуют более глубокому изучению предметов гуманитарного цикла, таких как философия, социология, политология и др.
3. Содержание дисциплины
В содержание дисциплины, кроме специальных вопросов,  вводится воспитательный аспект обучения, заключающийся в изучении ответственности человека за свои деяния, что близко соприкасается с религиозными императивами  и древним врачебным принципом «не навреди».

3.1. Содержание лекционных занятий
               

недели Наименование тем и их содержание Коли-чество
часов Методы препода-вания
1-2 Религия как форма духовной культуры. ОТ мифологии к религии. Основные компоненты религии: верва в Бога (богов), эмоциональное отношение к Богу, вероучение ,религиозный культ, организация верующих. 4 Лекция-информация
3-4 Разнообразие форм религиозности. Типы отношения к религии. Типология религий. Распространенность различных религий. Функции религии – душеспасительная. Духовная, мирская. Существует ли Бог? Религия и атеизм в современном мире. Секуляризация. 4 Проблем-ная лекция
5-6 Исторические формы религии. Национальные религии. Религии Индии, Китая и Японии. Иудаизм. Основы вероучения и культовой практики иудаизма.  Роль иудаизма в возникновении христианства. 4 Лекция-информация
7-8 Мировые религии. Буддизм: возникновение, вероучение, основные направления. Его этико-практическая направленность. Распространение буддизма. Основные направления: хинаяна, махаяна  и др.  Буддизм в России. 4 Лекция-информация
9-10 Христианство. Раннее христианство. Распространение христианства. Православие. Принятие христианства Киевской Русью. Православная Церковь в Московском государстве. Церковный раскол XVII в. Церковная реформа XVIIIв. Русская Православная Церковь в Синодальный период. РПЦ в XX веке. Юбилейный архиерейский Собор 2000 г. Социальная концепция РПЦ. 4 Проблемная лекция
11-12 Католицизм. Особенности церковной организации, вероучения и культа. Католицизм в Средние века. Реформация и контрреформация. Социальная доктрина католической церкви. 4 Лекция-информация
13-14 Протестантизм. Возникновение протестантизма. Англиканская церковь. Лютеранство. Кальвинизм. Баптизм. Адвентизм. Пятидесятничество. Свидетели Иеговы. 4 Лекция-информация
15 Ислам. Возникновение ислама. Мухаммад – основатель ислама. Образование «исламского мира». Коран и Сунна. Основы вероучения ислама. Мусульманский мир после Мухаммада. Основные направления ислама. Мусульманское право. Шариат. Современные международные исламские организации. Ислам в России. 4 Лекция-информация
16 Проведение итоговой контрольной работы. Сообщения по мировым и национальным религиям. Проверка конспектов и письменных работ 4 Метод конкретных ситуаций
Всего часов 36
3.5. Темы  докладов (рефератов)
В связи с небольшим количеством часов в учебном плане в конце первого семестра предусмотрены творческие задания и сообщения для студентов по темам, не пройденным в лекционном курсе – древние и национальные религии:
1. Древние религии. Общие представления.
2. Религии Древнего Египта.
3. Религии Древней Месопотамии.
4. Религии Древнего Ирана. Общая характеристика.
5. Зороастризм.
6. Митраизм.
7. манихейство.
8. Религии Древней Греции.
9. Религии Древнего Рима.
10. Религии Индии. Общая характеристика.
11. Ведическая религия.
12. Брахманизм.
13. Джайнизм.
14. Индуизм.
15. Вишнуизм.
16. Кришнаизм.
17. Шиваизм.
18. Шактизм.
19. Сикхизм.
20. Религии Китая. Общая характеристика.
21. Даосизм.
22. Конфуцианство.
23. Религии Японии. Синтоизм.
3.7. Задания к  контрольным  мероприятиям (примерные тесты, вопросы и т.д.)
1 аттестация
Подготовить конспект по вопросам вводных лекций по истории религии:
Религия как форма духовной культуры. ОТ мифологии к религии. Основные компоненты религии: верва в Бога (богов), эмоциональное отношение к Богу, вероучение, религиозный культ, организация верующих. Разнообразие форм религиозности. Типы отношения к религии. Типология религий. Распространенность различных религий. Функции религии – душеспасительная. Духовная, мирская. Существует ли Бог? Религия и атеизм в современном мире. Секуляризация.
2 аттестация
I. Ознакомиться с основными вероучительными документами мировых и национальных религий. Законспектировать:
По иудаизму – Декалог, 10 Божиих Заповедей (Исход, 18 глава).
По христианству – Никео-Цареградский Символ веры, молитву «Отче наш».
По буддизму – 4 благородные истины и восьмеричный срединный путь.
По исламу: 1 сура Корана «Аль Фатиха», 5 столпов ислама.
II. Подготовить письменные ответы на вопросы к зачету
1. Понятие религии.  Структура религиозной  картины  мира. Богословский  и  научный подходы к пониманию сущности и истории религии.
2. Религия как социальное явление, ее структура и функции.
3. Религия и миф
4. Религия и вера. Рациональность религии и иррациональность веры. Религия и культ. Анимизм. Тотемизм. Фетишизм. Магия. Табу. Политеизм. Монотеизм.
5. Основные понятия и символы религии.
6. Основные понятия. Сакральное и профанное. Символика в религиях.
7. Происхождение религии.  Предыстория религии - мифологическое мышление.  Общая характеристика исторических форм  религии:  первобытные анимистические верования,  политеизм, монотеизм.
8. Политеизм  как  историческая  форма  религии.  Индуизм: идейные источники,  вероучение, культ и значение в жизни современной Индии.
9. Политеизм как историческая форма религии. Иудаизм: происхождение, вероучение, культ, организация.
10. Политеизм как историческая форма религии. Буддизм: происхождение, вероучение, культ, организация.
11. Монотеизм как историческая форма религии. Происхождение иудаизма: вероучение, культ и организация христианства.
12. Монотеизм как историческая форма религии. Происхождение христианства: вероучение, культ и организация иудаизма.
13. Монотеизм как историческая форма религии. Происхождение христианства: вероучение, культ и организация христианства.
14. Расколы в христианстве.  XI в.:  католицизм и православие,  XYI в.:  протестантизм (общая характеристика исторических условий и причин разделения церквей).
15. Католицизм: вероучение, культ, организация. Догматические, обрядовые  и канонические отличия католицизма от православия.
16. Русское православие:  вероучение,  культ,  организация. Основные  этапы  истории Русской православной церкви.  Раскол и секты в русском православии.
17. Протестантизм:  лютеранство, кальвинизм; церкви и секты в России: баптизм, пятидесятничество, адвентизм.
18. Ислам:  происхождение, культ, организация.
19. Отношения церкви и государства в советский и  современный период.  Содержание принципов свободы вероисповеданий, свободы совести и отделения церкви от  государства  в  действующем законодательстве РФ.
 4. Содержание самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов организуется в соответствии с Положением о СРС.
- Самостоятельная работа студента с преподавателем включает в себя индивидуальные консультации студентов в течение семестра.
- Самостоятельная работа с группой включает проведение текущих консультаций перед семестровым контролем, зачетами или экзаменами.
- Самостоятельная работа студента без преподавателя включает в себя подготовку к различным видам контрольных испытаний, подготовку и написание самостоятельных видов работ.

5.1. Основная литература
Основная литература является обязательной для освоения студентами (книги имеются в библиотеке ТюмГНГУ).
1. Ильин В.В., Кармин А.С, Носович Н.В. Религиоведение. – СПб, изд. «Питер», 2008 г. – 240 с.
2. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 1998 г.
3. Гараджа В.И. Социология религии: учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. - М : Наука, 1995. - 221,c. (Программа "Обновление гуманитарного образования в России"). Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.
4. Васильев, Л. С. История религий Востока: учебное пособие для вузов. - 4-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 432 с.
5. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии [Текст] : учебное пособие для вузов  / сост.: В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М. : Аспект Пресс, 1996. - 776  с. (Введение, разделы 1, 4, 5).
6. Аринин Е.И. Религиоведение. Введение в основные концепции и термины: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2004. - 318 с.
Словари:
1. Буддизм. Словарь. М., 1991.
2. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
3. Католицизм. Словарь. М., 1991.
4. Православие. Словарь. М., 1988.
5. Протестантизм. Словарь. М., 1990.
6. Христианство. Энциклопедический  словарь.  В  3-х  т.  М., г.г.
4.2.  Дополнительная литература
1. Библия.
2. Пушнова, Ю. Б. Экзамен по религиоведению: учебное пособие для вузов. - М. : Приор-издат, 2005. - 96 с. - (Краткое пособие студенту).
3. Гараджа В.И. Протестантизм. М., 1971.
4. Журавский А.В. Христианство и ислам. М., 1990.
5. Ирвинт В. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.
6. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. М., 1984.
7. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х т., 1992.
8. Коран.
9. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1990.
10. Пиотровский Б. Коранические сказания. М., 1991.
11. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М., 1991.
12. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке., 1995.
13. Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., 1991.
14. Тажуризина З.А. Идеи свободомыслия в истории культуры. М.,
15. Фрезер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1986.
16. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1986.
17. Поснов М.Э. История христианской церкви. Киев, 1991.
18. Никольский Н.М. История Русской Церкви. М., 2004