О символике рождественского кренделя Мош Крэчун

Виктор Панько
О СИМВОЛИКЕ РОЖДЕСТВЕНСКОГО КРЕНДЕЛЯ «МОШ КРЭЧУН»

      До настоящего времени в молдавских, украинских и смешанных селах Севера Республики Молдова в канун Рождества хозяйки выпекают особый рождественский крендель, который называется «Мош Крэчун». Еще в 1950-е годы этот обычай был весьма распространенным, теперь же встречается довольно редко.
     В переводе «Мош Крэчун» означает «Дед Рождество».
В словарях встречается перевод «Дед Мороз», но такой перевод едва ли отражает верно смысл оригинала, потому что «Дед Мороз» воспринимается нами как персонаж новогодний, в то время, когда «Крэчун» означает Рождество.
     Этот крендель представляет собой фигурку, сплетенную из двух жгутиков теста, как обычно плетется калач, но он не закругляется, а концы перекрещиваются так, что фигурка напоминает круг на двух ножках или незавершенную внизу цифру 8.
    «Мощ Крэчун» первым выделывается, первым сажается в печь и первым оттуда вынимается. В «Святой Вечер» он вывешивается в почетном углу комнаты под иконой и хранится там до весны. Нередко он украшается пахучими стеблями базилика.
     Считалось, что он обладает целебными свойствами. В частности, его давали для родовспоможения корове. Во время первых весенних работ при торжественном выезде в поле его нанизывали на рог волу, надеясь, что это принесет хорошие всходы и богатый урожай.
     В некоторых селах, в частности, в селе Яблоана такие кренделя назывались «крэчунелы» (уменьшительное от «Крэчун») и давались колядующим наряду с калачами. В селе Малиновское «Мощ Крэчун» хранился под иконой до 1 апреля, а 1 апреля снимался, размачивался и давался скотине « чтоб была здоровой».
      Все это свидетельствует о том, что эта хлебная фигурка имела для наших предков большое значение, а значит – заключала в себе определенную символику.
      Какую?
      Расспросы на эту тему как украинцев, так и молдаван, проживающих в наших краях, помогли установить, что в их сознании эта фигурка, в первую очередь, воспринимается как символ Рождества, так как «Крэчун» переводится «Рождество». Другие воспринимают ее как символ Иисуса Христа, как своего рода скульптурку условного характера.
      Но некоторые размышления позволяют выдвинуть предположение о том, что, наряду с этими символами он содержит в себе  и другую символику, корни которой уходят в далекое дохристианское прошлое.
    «Карачун», «корочун» - в славянской мифологии название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника. Это слово известно в древнерусском, словацком, болгарском языках.*
    Может быть, рождественский крендель – символ Солнца?
     Профессор Степан Килимник в фундаментальном труде «Український рік у народних звичаях в історичному освітленні» (АТ «Обереги», Київ,1994,кн.1,т.1) приводит убедительные доказательства того, что у украинцев до христианского праздника Рождества главным праздником года был праздник «Корочун», который восходил к доисторическим временам, родовому строю. «Корочун» представлял собой целую серию праздников, начинавшуюся,примерно, от нынешнего «Андрея» и «Катерины», включавшую в себя нынешние Рождество и Новый Год и кончавшуюся «Иорданом».
    С.Килимник показывает в этом труде, что в фольклорных материалах,поверьях, гаданиях, обычаях и ритуалах, сохранившихся у украинцев в современном Рождестве, явственно ощущаются моменты, детали, фрагменты, несущие на себе отпечатки глубокой древности.
     Центральным символом праздника «Корочун» являлся сноп пшеницы, собранный с последних обжинок и сохраненный с осени до Рождества-Корочуна. Этот сноп украшался другими хлебными культурами, пахучим сеном, и в канун праздника, в рождественский сочельник торжественно заносился в хату, устанавливался в почетном углу. Этот сноп назывался «Дідух-Рай». Он считался вместилищем душ предков, верили в то, что в нем есть часть бога: бога Солнца, бга Урожая и Богатства. «Дідух» фактически являлся «эмблемой урожая»**.
     К «Дідуху» обращались как к живому:
     «Наситив єсі, напоїв, нагодував, нагрів нас і нашу худібку, оберіг нашу ниву – подай це ще краще цього року!»***
     На основании этих фактов можно предположить, что «Дідух» был центральной фигурой всего праздника «Корочуна», то есть как бы являлся самим «Корочуном». По-видимому, сноп «Дидух-Рай» с течением времени в некоторых местностях стал заменяться изделием из муки, смолотой из этого снопа, а затем – из любой муки.
      А это значит, что в настоящее время рождественский крендель «Мош Крэчун» является свидетельством древних поверий, и он может являть собой следующие символы:
1.Рождество,
2.Иисус Христос,
3.Вместилище душ предков,
4.Частица бога Солнца,
5.Частица бога Урожая и Богатства.
      То есть содержать в себе как христианские, так и дохристианские символы.
      Примечательно, что эта символика затрагивает и славянскую и романскую культуры, что свидетельствует о долговременной их совместной истории, переплетениях культуры, фольклора и этнологии.
_               
*См.Мифы народов мира.Энциклопедия в двух томах том 1, стр.623
 **Степан Килимник. «Український рік у народних звичаях в історичному освітленні»,АТ «Обереги», Київ,1994,кн.1,т.1, стр.60
*** Там же, стр.23.