Золушке и не снилось!

Надежда Шумакова
Золушке и не снилось!!!

3 июня 1989 года в период начала распада Союза произошло событие,которое  кардинально   изменило жизнь многих людей моего города. В это время я жила в Узбекистане, в городе Фергана.

Утром я не смогла уехать на работу ,в городе творился хаос,ничего невозможно было понять. Витрины магазинов были разбиты.Вдоль дорог стояли разбитые автобусы,троллейбусы,легковые машины.

По дорогам ехали большегрузые машины,на которых находилась разгулявшаяся молодежь.

В руках у всех были длинные палки с заостренными концами и цепи. Схлестнулись две мафии.

И молодежь ,как марионетки были послушны в руках главарей.

Я не политик и не историк,что бы отразить все, что предстало моим глазам .

В городе был введен комендантский час .

Всю ночь над моим домом шли на посадку военные самолеты.

Что же произошло? Главарь мафии турков-месхетинцев умирает и за раздел территории узбеки схлетнулись с турками-месхетинцами. В Фергане турки  жили целыми кварталами.Многие из них работали на руководящих должностях,директорами школ ,врачами .

В день страшных событий весь квартал турков был взят в кольцо и все жители кто находился в домах были убиты ,а дома сожжены.

При введении комендантского часа всех оставшихся в живых турков поместили на военном аэродроме и останки погибших привезли сюда же.

Моя сестра врач, и их группу врачей направили на помощь пострадавшим в этот лагерь.

Словами не передать,что там творилось! Гора трупов, некоторые без головы,ног и рук и кричащие родные,которые искали своих.

Было очень жарко .Началась эпидемия дизентирии.Трупы закопали в одной могиле,а оставшихся в живых на машине с солдатами подвозили к дому и если он уцелел,брали все необходимое и самолетами вывозили в Россию в Тверскую, Орловскую,Новгородскую область.

Там было много брошенных деревень,где на первый случай можно было  поселиться.

Да простят меня узбеки!

Я родилась в Узбекистане мы вместе ходили в детские садики,школу,институты,жили рядом и никогда мы не разбирали кто какой национальности.

Делили хлеб,радости и горести попалам. И сейчас у меня есть друзья узбеки.

И они не могут отвечать за деяния оголтелой верхушки мафии,которая молодежь вылавливала, вручала деньги,палки и сажала ,на машины,а потом действовал синдром" толпы."

Началась первая волна миграции русско-язычного населения.

Я сначала не хотела уезжать. У меня была прекрасная работа,хорошая квартира.

Меня все в моей жизни устраивало.

Прожив два года,я стала подумывать о переезде в Россию.

У меня была дочь 14 лет,учиться стало сложнее .

Вводился узбекский государственный язык и в1992 году, в конце июля ,я с двоюродным братом решила съездить на разведку в Россию. Решили поехать в Ростовскую область в г. Миллерово. там у меня жила тетя,дв. сестра и ее дочь. А самое главное в Ростовской области тепло,к которому мы привыкли. Ехать надо 4 суток . Пока мы ехали умерла моя тетя и мы приехали в тот день когда ее хоронили.

Там собралось много родственников и внучка моей тети предложила нам пожить в деревне ,в доме ее мужа,в   нем никто не жил.

Но возможно у меня такой характер,никогда не хочу быть ни кому в тягость.

Мой брат согласился,а я обещала подумать.

Потом мы поехали к друзьям моего брата,которые жили В Острогожском районе Воронежской области.

Еще живя в Фергане мы слышали,что жилье дают только дояркам.

Продать квартиру в Фергане уже не было возможности. Очень многие уехали и дома многоэтажные стояли полупустые. Сбережения в сбербанках не выдавались.

Выдавался лимит 300 рублей, в месяц. Это был прожиточный минимум.

Приехав в деревню Острогожского района нас тут же заприметили и к нам в гости пришел председатель парткома колхоза и стал нас "сватать " Меня дояркой ,а брата раздатчиком кормов на ферму .

Мы с братом закончили институты ,работали на руководящих должностях и так сразу,на самый

неквалифицированный  и тяжелый труд!  Брат сразу отказался ,а я попросила показать мне где это находится. Парторг отвез меня на ферму ,именно в то время когда коровы возвращались с пастбища. Ворота открылись и коровы мыча ринулись к своим кормушкам.

Я в испуге спряталась за дверь. Никогда я не видела живых коров. Я никогда не жила и не была в сельской местности. Они показались мне такими огромными.

Но доярки быстро с ними управились ,привязали их и приступили к дойке.

Она была полуавтоматическая. У доярок так все здорово получалось,что я и подумала,а чем же я хуже.тем более мне пообещали неплохое жилье по деревенским меркам. И я поехала за вещами.

В Узбекистане теплые зимы и шуб и теплых сапог у нас практически не было,я даже почти

всю зиму ходила без головного убора. Конечно у меня была меховая шапка,но я крайне редко одевала ее.

Собрав вещи,я заказала контейнер. 5 ти тонных не было и мне пришлось брать 20 тонный и одна одинокая подруга туда же погрузила свои вещи и позже хотела приехать ко мне.

Деньги на контейнер мне дал мой дядя,брат моего отца. И я отправилась с дочерью 14 лет в Новую жизнь! Приехали мы в середине сентября.

Нам дали комнату на втором этаже здания,где когда то помещался дом быта.

Здание из себя представляло букву Т, оно состояло из двухэтажного и одноэтажного длинного здания ,в котором находилась аптека и два магазина продовольственный и

промышленный.

В нашем доме на втором этаже было 4 комнаты. В одной жили мы,во второй ветеринар,парень лет 22- Женя. Позже ,в двух остальных поселилась семья из Грозного.

Внизу огромное пространство занимала котельная. Где находились два котла ,запас воды около двухкубов и еще оставалось большое пространство,для дров и угля.

Эта котельная отапливала всю эту постройку с магазинами и аптекой. А топить эту котельную должны были жильцы дома, т .е я и Женя.

Завезли машины три угля ,сгрузили у порога и мы с Женей перекидали его вотельную,немного помогли аптекарь и продавцы. Но это была капля в море,потому что они не могли оставлять свои рабочие места. А оставлять уголь на улице нельзя, его разнесут по домам сельчане.Газа не было в селе.

До сих пор не могу забыть своего состояния,когда я не понимала где земля и где небо

. Вставала в четвертом часу,подбрасывала уголь в котел и шла на дойку.

Ферма находилась в км от моего дома. К ферме вела нормальная заасфальтированная дорога(не главная),по которой подвозили фураж,молоковоз забирал молоко.

Напротив моего дома жили еще две доярки и мы втроем шли на работу.

На ферме было тепло ,пахло сеном ,навозом,жизнью!

У меня была группа коров из тридцати голов .Это была заброшенная группа ,которую доили случайные люди. Всего было 4 группы коров. И естественно надои этой группы были самые низкие.

Сейчас с умилением вспоминаю то время,но тогда я поняла,почему говорят.что труд доярки самый тяжелый. 30 коров,у каждой свой норов и характер,у каждой свое место и свое имя.

Они разные как люди. Есть тихие,послушные,есть дисциплинированные,есть наглые и даже тупые.

И вот этим стадом нужно было управлять,как дирижеру оркестром. Надо было научить их послушанию и уважению к себе. А я чисто городской житель. Но меня спасал мой характер!

Кто если не я! Это было мое кредо.

Мне было 42 года,еще достаточно нормальный возраст,что бы трудится физически.

Я всегда себя успокаивала. Хватит сидеть на стуле!  Сделай что-нибудь ощутимое,полезное людям! И вперед! Тяпку в руки и чистить навоз ,потом подключать аппараты ,кормить коров ,доить их,сливать молоко в бидоны.

После дойки их ".отлыгивают"  Вы когда нибудь слышали такое слово? Я нет!

Или "прилыгивать" Т.е привязывать за рога корову,особой петлей,которая непозволяет

корове,перемещаться далеко от своего места. И позволяет доярке подойти к ней,для дойки.

А когда дойка заканчивалась их отвязывали и выгоняли в загон на воздух.

Снова чистить настилы,сдавать молоко и так три раза в день,но зимой коров доили два раза .

Придя домой я снова бежала в котельную,для того,что бы загрузить в котел уголь и спать.

Спала часа два,сготовить и снова дойка,котельная и постоянные недосыпы. Вы когда-нибудь пробовали каждый день вставать в три тридцать!?

К утру котел остывал и нужны были дрова,которые я с моей дочкой еще в сентябре и октябре заготавливали сами. Ходили по посадкам ,а там очень много толстых сухих сучьев,которые мы волоком тащили в котельную,где рубили,когда я ,когда Женя.

Но самое интересное было однажды когда в 100 м от дома в посадке мы вдруг обнаружили

много грибов, двух видов. Мы в грибах ничего не понимали,поэтому взяли несколько и принесли в магазин ,показать. Продавец сказала,что это грибы съедобные,а одни из них волнушки,хорошо посолить и обещала дать нам тару.

Грибов было столько!Хоть косой коси! Мы набрали около мешка волнушек и около мешка свинушек,так называют их в той местности. Половину мы отдали продавщице,она нам в замен дала два ведра. Мы посолили волнушки,а другие грибы пожарили и закрутили в банки,часть посушили. Ох! Как они нам пригодились зимой. Мы же совершенно были не подготовлены к Российской зиме. Приехали,когда все уже свой урожай сняли,денег было в обрез,только на хлеб,спички и соль. Конечно помогли добрые люди. Кто то дал немного картошки,лук,морковь,капусту. Одна из доярок дала сало свиное около 2 кг.Это было по-царски. А самое главное нам принесли почти мешок чечевицы пополам с овсом. Она нас продержала зиму. Каждый день моя девочка,как Золушка садилась к столу и перебирала чечевицу в одну сторону, овес в другую. И мы готовили на сале кашу. Мне кажется вкуснее я ничего не ела!

В ноябре ударили такие сильные морозы,что сельчане видя как я легко одета,стали приносить мне теплые вещи. Кто ,что мог!

Я сейчас с грустью и смехом вспоминаю то время. Я была похожа на французского солдата,в тот момент когда они зимой покидали Москву. Три платка,виден только нос,какой то тулуп,а на ногах высокие резиновые сапоги,на три размера больше моего,но зато ,я могла одеть трое носок и еще обернуть ноги, портянками. Сверх сапог я еще что то наматывало,что бы не скользили. Две палки в руки,как у лыж и вперед! Кросс один км. В пургу,бурю,мороз.!

Зато придя на ферму,такой релакс первые пять минут. Коровки все лежат,жуют ,что незнаю?

Нехотя поднимаются одна за другой и ждут,когда же ты им принесешь действительно ,что то пожевать. Пока они кушают,чистишь настилы,доишь.

К весне начинается отел. Приходишь,возле коровки,теленочек лежит,относишь его(конечно с помощью) в другое помещение привязываешь и выпаиваешь его молочком,сначала из соски,потом из ведерка. Иногда самой приходилось вытаскивать теленочка и быть акушеркой. Ветеринар не всегда находился на ферме ,их было две.Находились они на расстоянии двух км друг от друга.

Не зря говорят « Терпенье и труд_все перетрут» Постепенно я втягивалась в работу.

Мои любимые коровки стали меня узнавать,перестали ломать мне пальцы, вмомент(отлыгивания и прилыгивания) Брыкаться! Много синяков видели мои ноженьки!

По надою молока я стала приближаться к остальным.

Пришла весна,приехала моя мама,мне дали землю под огород,вспахали. Посадили его,купили курочек и поместили их в котельной,за котлами ,там было много места,а самое главное тепло. Они как то сразу занеслись.

Я сейчас анализируя то время думаю,бедные колхозники,когда то работали за палочки,

в 90 годы работали за идею. Зарплату не платили.

Мы конечно «воровали» по три литра молока,но все это было с такой осторожностью!

Нас постоянно  проверяли,по дороге встречали,но мы конечно брасали банку или в снег, или в кювет. Благодаря молоку и чечевице ,мы продержались до лета.

Многие сельчане угощали нас и несли даже ведрами фрукты из сада,резали поросенка и нам приносили немного. Входили в положение . Вела я себя скромно,много трудилась,никогда ни в какие пересуды не встревала. И меня многие считали монашкой,не пьет ,не курит,матом не ругается,кто?- монашка. Просто я знала истину,что в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Во вторую зиму своего приезда мы входили уже подготовленные. Всеми овощами.

Мама получала пенсию,мы даже завели поросенка,которого тоже держали в котельной.

Котел уже топили по неделе,каждая комната. Значит только через три недели подходила очередь.

   Трудно было зимой ходить на работу! Метель ,вьюга,а идти надо! Но уже остальной труд не так напрягал!На ферме был душ! Какое блаженство после работы искупаться,просушить голову феном и чистенькой идти домой. Жизнь налаживалась.

В феврале однажды ко мне домой пришла делегация из трех человек и сказали,что бы я

срочно шла в правление. Я оделась и даже как то испугалась! Думала,что случилось?

  Председатель колхоза мне говорит: Общим собранием товарищества Вы единогласно избраны

  главным бухгалтером колхоза. Я ответила,что даже простым бухгалтером не работала!

Ничего,Вам помогут сначала.

Делать нечего,я сказала,хорошо,если не оправдаю доверие,я без обид возвращаюсь в доярки.

На том и порешили. Доверие я оправдала ,но это другая история,а вот об этом я хочу написать.

Как то месяцев через восемь,я с дочерью решила сходить на ферму искупаться.

Обычно мы ездили в баню в Острогожск,который находился в 16км от нас. Так вот в тот день,подходя к ферме ,я увидела,что коровки стоят в загоне и мне захотелось посмотреть,узнаю ли я своих? Подхожу ближе и вижу одну из своих и громко окликнула ее по кличке! Что стало творится на моих глазах.Мои бывшие коровки,услышав мой голос пошли на него,расталкивая других. Через какое то время они все выстроились вдоль загона и стали мычать. Я даже сейчас пишу и плачу,а тогда я заревела как белуга,моя дочь стала уводить меня оттуда и коровы шли вдоль загона ,пока он не кончился.

Никогда бы не подумала,что коровы,как и собаки преданы своему хозяину.

   Добро порождает добро!