Уничтожение ракетного щита России

Виталий Овчинников
 
ПРИМЕЧАНИЕ

                В конце девяностых годов мне волею судьбы   пришлось поработать в  частной компании, занимающейся уничтожением Советских подземных ракетных ангаров и ракетных  шахт для баллистических ракет  на территории страны.  Ракетные наши базы мы   уничтожали по требованию ГОСДЕПА США и НАТО Европы. Американцы  же свои ракетные базы и подземные   ракетные установки уничтожать не стали  и  оставили в полной  боевой готовности.
 
                Компания эта была организована в середине девяностых годов  двумя братьями близнецами, бывшими работниками  одного Министерства, и занималось порезкой оборудования остановленных  Советских заводов на мерные заготовки  и  отправкой полученного металлолома за границу. Особенно ценилось оборудование химических,  целлюлозных,  газовых,  нефтеперерабатывающих   заводов, где было много оборудования из нержавеющих сталей и цветных металлов, а также  заводов  с большими комплексами автоматических линий.

                Потом эти братья заключили договор с Минобороны для  демонтажа металлоконструкций наших подземных ракетных стартов,   баз и комплексов  перед их взрывами  по требованию ГОСДЕПА и НАТО в Европейской части России, а   в начале двухтысячных годов  смотались за границу с миллиардным состоянием. Численность работающих у них к этому времени  работников  достигало  свыше  пятисот  человек. И все они  кромсали на металлолом   оборудование наших остановленных властями заводов и стационарных ракетных комплексов с их шахтами, подземными ангарами и  базами.

                Этот рассказ о демонтаже металлоконструкций, трубопроводов и емкостей  на Костромской подземной ракетной базе второго кольца ПВО Москвы, где мне пришлось поработать  больше  года в качестве начальника  объекта под названием «Костромбаза».
 ***


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

                Производственная  часть  объекта   оказалась  просто  сногсшибательной.  Это был громадный ангар, запрятанный под землю. Точнее – под холм. То ли  природный, то ли  искусственный,  сейчас  сказать  трудно. Длинной – метров триста, четыреста, а, может и все пятьсот. Кто считал? А шириной – наверное, метров сто, не  меньше. Посередине ангара – железнодорожный  путь.  С одной  стороны.  С другой – автомобильный.  Правда,  железнодорожный  путь  снаружи был уже   разобран, а  железнодорожный  въезд  в ангар  взорван. И изнутри  еще наглухо заложен  кирпичом. Это для  того, чтобы предотвратить самовольное проникновение в ангар разного рода любителей легкой наживы.

                Ведь ангар просто забит емкостями из нержавеющей стали, титана,  алюминия, меди  и трубопроводами, соединяющими их. Здесь, под землей, в  герметичных  емкостях  хранилось когда-то  жидкое  ракетное  горючее, так называемый, «гептил»» для  баллистических  ракет, окислители  для  этого  ракетного  горючего в  виде концентрированной азотной и серной кислот;  жидкий  фреон  для  мощных  холодильных установок,  служащих  для  охлаждения защитных рубашек емкостей с горючим и окислителем, а также различного рода растворителей  для промывки рабочих  емкостей  после их опорожнения и бог  знает  еще  что, необходимое  для  хранения,  заправки  и консервации двигателей  баллистических  ракет дальнего и ближнего действия. Как стационарных, размещенных в подземных шахтах. так и передвижных, перемещаемых по дорогам страны на специальных приводных платформах.
         
                Кроме  того,  в ангаре  находилась своя  автономная  электростанция, работающая на мазуте, своя кислородная станция с  трубопроводной разводкой по стенам ангара; своя автономная канализация с системой  очистки и дезактивации  канализационных стоков; своя автономная  водопроводная  система,  запитанная  от  глубинных  артезианских   скважин;  свои жилые помещения для обслуживающего персонала базы; свой автономный пищеблок с кухней и холодильными  кладовыми  для  хранения необходимого набора продуктов, начиная от свежего картофеля и кончая замороженными мясными тушами. 
       
                В общем, жить и работать можно. И даже неплохо можно. Предусмотрено было практически  все, вплоть до  опасности ядерного удара. Не  учли  лишь  одного, действительно самого непредвиденного – развала Союза и последующего за ним развала ракетного щита страны. Но подобного хода развития событий в то время предусмотреть не смог бы никто. Даже самый гениальный  из всех ясновидящих  - сам  Господь Бог.
       
                Получалось, что перед  началом  наших работ  объект под названием «Костромбаза»  находился  в хорошем  состоянии, практически,  в работоспособном.  Емкостей, трубопроводов и  обычных  стальных металлоконструкций в ангаре  было много. Очень  много. Не  одна  сотня тонн. И практически  все – наидефицитнейшая продукция. Нержавейка,  титан, алюминий, медь и их сплавы. За рубежом этот металл стоил  бешенные  деньги.
      
                Ай, да братья! Ай, да близняшки! Как же это  они исхитрились заполучить в свои руки такое  добро?! И ведь наверняка – почти что за  даром. Хотя, что  тут  особенного?! Все легко  объяснимо. Такое  уж  сейчас время. Военные сидят  без зарплаты, без денег, без самого элементарного  финансирования.  Власть  страны  открыто говорила о свертывании  наших  ракетных  войск  стратегического  назначения. Из за их,  якобы,  абсолютнейшей,  военной и технической  ненужности  в  настоящий  исторический период развития страны.

                А потому все  ракетные базы, ракетные старты, ракетные  полигоны, ракетные хранилища,  ракетные комплексы  страны со всем находящимся на  них военным  и техническим  оборудованием и имуществом подлежат уничтожению.  Не консервированию, не  «демонтированию», аккуратному  и грамотному, с возможностью их дальнейшего  использования в народном хозяйстве или хотя бы утилизации. Не-ет, просто-напросто уничтожению с помощью взрыва. И разве  можно в данной ситуации винить  военных за то, что  они попытались  взять  какую-то  для  себя выгоду получить из этого необъятного моря уничтожаемого и выбрасываемого на  свалку военного имущества и военной  техники?
 
                Да нет, не хватит  совести  предъявлять к ним  хоть какие-то обвинения. Тем более, если к ним подъедут  обходительные люди с целым чемоданом денег. И не просто денег – а  настоящих  зелененьких,   не  наших  деревянных, и просят  уступить им то, что  завтра ты  взорвешь и уничтожишь. А дома  денег нет  ни  рубля, и  «жрать»  почти  что нечего, а жена и дети смотрят на тебя такими глазами, что хочется взвыть от отчаяния и своей  собственной  мужской  беспомощности. А руки  так и тянутся к  табельному  оружию. Только  стрелять-то в кого?! Не в кого. А раз не в  кого, раз  нет вокруг никого виноватого, тогда. почему бы и не  пойти им  навстречу и не дать им  того, что они  просят? Не бесплатно, нет. За деньги  Почему?!
         
                А действительно – почему?  Потому  что ГОСДЕП США и НАТО  требует их  скорейшего  уничтожения? Или есть еще  какая-то другая, нам  не  слишком  известная  причина? Да плевать мы хотели  на США, на НАТО и на собственное полу «дебильное» и полностью «дебильное»  руководство страной , которое озабочено сейчас чем  угодно, но  только не  безопасностью  собственной  страны. Хотя  нет, все знают, чем они сейчас занимаются. Они во всю пользуется мгновениями, которые им предоставила  судьба. Они  ловят свою  удачу. Они  занимаются  теперь своим  личным, своим  собственным  жизненным  благоустройством. И  наверняка  они от  ГОСДЕПА  и от  НАТО  кое  что  получили за свои  «сверхактивные»  действия» по  разоружению  страны.  Наверняка! Поэтому нам сам Господь Бог велел  кое что и для себя урвать в это время всеобщего большого «хапа», развернувшегося в стране.
       
   Конец первой части.