Внеочередная публикация. О цензуре и эмиграции

Майя Уздина
Готовя очередную публикацию и копаясь в различных источниках, нахожу очень интересные свидетельства и факты, не относящиеся к материалам, о которых собираюсь говорить. Их собралось довольно много.И сегодня, когда они показались мне актуальными,  я делюсь со своими читателями.

"ВОЗВРАЩЕНИЕ".
Хорошее слово – возвращение. Одни  хотят  возвратиться к забытым именам, а другие в прошедшее время. Многое подзабыли из своей истории. Даже министр культуры утверждает, что история это не факты, а любовь к родине. А я всё факты вспоминаю.

О цензуре.
 
Из документов:

Цензура в СССР — контроль советских и партийных органов СССР над содержанием и распространением информации, в том числе печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинематографических и фотографических произведений, передач радио и телевидения, с целью подавления всех источников информации, альтернативных официальным, ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, считавшихся вредными или нежелательными.

В начале 1920-х годов развернулась массовая очистка библиотечных фондов от «идейно чуждой» литературы. Активным деятелем этой кампании была жена Ленина Надежда Крупская.

Вначале книги просто уничтожались, но к 1926 году в крупных библиотеках были созданы так называемые «спецхраны» — отделы, куда по распоряжению цензурных органов помещались книги и периодические издания, которые, по мнению цензуры, можно было предоставлять только по специальному разрешению. В вышедшем в ноябре 1926 года «Положении об СХ в библиотеке» было сказано, что в состав спецхранения следует включать:

1. литературу, вышедшую в СССР и изъятую из общего пользования,
2. зарубежную русскую литературу (имеющую научное или политическое значение),
3. издания, передаваемые другими учреждениями в публичную библиотеку на особое хранение.

В спецхране Библиотеки имени Ленина, показало следующие группы изданий:

1. российские издания конца XIX — начала XX века и русская советская литература таких авторов, как Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Булгаков, Игорь Северянин, Алексей Ремизов, Фёдор Сологуб и т. п.,

2. зарубежная литература XX века, которая редко публиковалась в СССР; такие авторы, как Марсель Пруст, Джон Дос Пассос и другие,

3. «тамиздат», или работы запрещённых русских и советских авторов, изданные за рубежом (Александр Солженицын, Борис Пастернак, Вячеслав Иванов и др.),

4. книги религиозного содержания (Библия, Коран, Талмуд); работы русских религиозных философов,

5. книги по западным философским направлениям и психологии,

6. советские и зарубежные издания по семиотике, структурализму и т. п. (книги Юрия Лотмана, Михаила Бахтина, Бориса Эйхенбаума).

Кроме этого, в спецхран поступала и научная литература по биологии, ядерной физике, психологии, социологии, кибернетике, генетике. Также в состав фонда входила литература, поступавшая в библиотеку из различных советских учреждений и институтов с грифом «для служебного пользования» — в основном по технике, экономике, статистике.

Хочу добавить- в спецхране  были центральные и местные газеты разных областей.Был специальный газетный зал, доступ в него был строго ограничен.Мне удалось туда попасть.

С 1932 по 1952 годы включительно Главлитом СССР и его местными отделениями было издано 289 списков, библиографических указателей и приказов на изъятие печатных изданий из общего пользования[. Одним из существенных элементов цензуры стали статьи Уголовного кодекса РСФСР № 70 («антисоветская агитации и пропаганда») и № 190-1 («распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский строй») и аналогичные им статьи УК союзных республик.

 По этим статьям, по данным КГБ СССР, с 1958 по 1966 годы было осуждено 3448 человек, а с 1967 по 1975 годы — ещё 1583 человека. Всего по обеим этим статьям с 1956 по 1987 годы было осуждено 8145 человек.

8 ноября 1923 года Максим Горький написал Владиславу Ходасевичу:

Из новостей, ошеломляющих разум, могу сообщить, что… в России Надеждою Крупской и каким-то М. Сперанским запрещены для чтения: Платон, Кант, Шопенгауэр, Вл. Соловьёв, Тэн, Рёскин, Ницше, Л. Толстой, Лесков, Ясинский (!) и ещё многие подобные еретики. И сказано: «Отдел религии должен содержать только антирелигиозные книги». Всё сие — отнюдь не анекдот, а напечатано в книге, именуемой «Указатель об изъятии антихудожественной и контрреволюционной литературы из библиотек, обслуживающих массового читателя»… Первое же впечатление, мною испытанное, было таково, что я начал писать заявление в Москву о выходе моём из русского подданства. Что ещё могу сделать я в том случае, если это зверство окажется правдой?

Революционер, военачальник и дипломат Фёдор Раскольников 17 августа 1939 года в парижском журнале «Новая Россия» опубликовал «Открытое письмо Сталину»,(Опубликовано сейчас)

Ряд советских учёных выражал открытое возмущение некомпетентными действиями советских цензоров.

"Трудно учесть вред цензуры — вполне бездарной, невежественной и, возможно, сознательно мешающей научной работе в нашей стране".
— академик В. И. Вернадский.

"Мероприятия Главлита, на которые я жалуюсь, затрудняют нашу работу и к тому же оскорбительны для советского человека, поскольку непонятна та цель, которую они преследуют… Если это забота о чистоте наших мыслей и помыслов путём запрета знания греха, то в этом мало смысла… По-видимому, работники Главлита мало читали Щедрина, а то им бы была понятна нелепость рвения бюрократов к запретам".
— академик П. И. Капица.

В мае 1967 года писатель Александр Солженицын разослал получившее широкую известность среди советской интеллигенции и на Западе «Письмо съезду» Союза писателей СССР. В письме, в частности, было сказано:

"Не предусмотренная конституцией и потому незаконная, нигде публично не называемая, цензура под затуманенным именем Главлита тяготеет над нашей художественной литературой и осуществляет произвол литературно неграмотных людей над писателями. Пережиток средневековья, цензура доволакивает свои мафусаиловы сроки едва ли не в XXI век! Тленная, она тянется присвоить себе удел нетленного времени: отбирать достойные книги от недостойных".
— Александр Солженицын.

Цензура часто приводила к тому, что талантливые люди творческих профессий не могли полностью реализовать свои способности в СССР.

Ряд известных писателей (например, Евгений Замятин, Александр Солженицын, Виктор Некрасов, Владимир Войнович, Сергей Довлатов, Андрей Синявский, Анатолий Гладилин), поэтов (Иосиф Бродский, Юз Алешковский и Александр Галич), художников (Константин Коровин, Александр Бенуа, Михаил Шемякин), певец Фёдор Шаляпин (первый получивший звание Народного артиста и первый же лишенный этого звания) и множество других деятелей культуры были вынуждены эмигрировать или были высланы из страны.

Аналогичная проблема существовала также среди учёных, особенно гуманитариев. Примерами являются высланные за границу по решению ГПУ социолог Питирим Сорокин, философы Иван Ильин, Николай Бердяев и Семён Франк, историки Александр Кизеветтер и Сергей Мельгунов, эмигрировавшие социолог Георгий Гурвич, философ Василий Зеньковский, историк Семён Дубнов и многие другие.

Известен также ряд случаев литературных мистификаций, когда авторы выдумывали якобы переводной источник. В частности, поэт Владимир Лифшиц придумал некоего английского поэта Джеймса Клиффорда, якобы погибшего в 1944 году на Западном фронте, переводы из которого он печатал, хотя это были его собственные стихи. Так же поступил поэт Александр Гитович, сочинивший имя «французского» поэта и печатавший свои произведения под этой маской.

 Булат Окуджава назвал одно из лучших своих стихотворений «Молитва Франсуа Вийона», поскольку был уверен, что по-другому цензуру ему не пройти.

Академик Дмитрий Лихачёв писал:

"Движение науки вперед мыслилось как расправа с теми, кто был не согласен с единственным, изначально правильным направлением. Вместо научной полемики — обличения, разоблачения, запрещение заниматься наукой, а во множестве случаев — аресты, ссылки, тюремные сроки, уничтожение. Уничтожению подвергались не только институты, лаборатории, учёные, научные школы, но и книги, рукописи, данные опытов.
Литературные произведения всех лауреатов Нобелевской премии по литературе российского и советского происхождения в той или иной степени были подвергнуты цензурным ограничениям".

Произведения эмигрировавшего во время гражданской войны Ивана Бунина вовсе не издавались в СССР с 1929 по 1954 годы, а ряд произведений был опубликован только после перестройки.

Борис Пастернак был исключён из Союза писателей СССР, а его главное прозаическое произведение — роман «Доктор Живаго» — был запрещён к изданию в СССР, что не мешало осуждению автора теми, кто романа не читал. Роман был опубликован в СССР только в 1988 году.

Произведениям Михаила Шолохова повезло больше — ему удалось вопреки цензуре опубликовать роман «Тихий Дон», хотя и после многочисленных переработок[. Последующие его произведения были уже намного слабее, а затем он вовсе прекратил заниматься литературой.

Александр Солженицын подвергался преследованиям за свою литературную деятельность с 1965 года. В дальнейшем он был исключён из Союза писателей СССР, лишён гражданства и выслан из страны. Роман «Архипелаг ГУЛАГ» и другие произведения были запрещены к печати в СССР и распространялись до перестройки только в самиздате.

Иосиф Бродский был вынужден уехать из СССР после уголовных и психиатрических репрессий, а его произведения стали публиковаться в СССР только с 1990 года.

Произведения зарубежных нобелевских лауреатов также подвергались цензуре. Например, предварительно согласованная с автором публикация в журнале «Нева» романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» была по идеологическим соображениям запрещена ЦК КПСС в 1960 году. Публикация романа в СССР состоялась в 1968 году, при этом в тексте было сделано более 20 цензурных изъятий.

 В романе Генриха Бёлля «Групповой портрет с дамой» в 1973 были изменены 150 мест в тексте (500 строк).

Вот такие были факты.

И я принимала участие в этих безобразиях. Работая в ГПНТБ (Государственная публичная научно-техническая библиотека), в  книгохранилище, где иностранные научные журналы выдавались читателям в читальный зал, я вместе с другими сотрудниками выполняла важное задание. Мы заштриховывали тушью фразы, в которых были слова ГЕНЕТИКА или КИБЕРНЕТИКА.

А в 60-х годах, работая заведующей библиотекой № 49 г. Москвы,  регулярно получала списки книг, подлежащих сожжению. Эта экзекуция должна была проводиться на  пустыре на костре. Библиотека находилась на набережной.  Проводилась она в присутствии двух сотрудников библиотеки и двух общественников. Составлялся и подписывался присутствующими акт о сожжении. Среди  сжигаемых  книг в основном были книги писателей, эмигрировавших из страны. Никакого антисоветского содержания они не несли. В  таком случае, их бы просто не напечатали. Тут, надо признаться, я не подчинялась приказам, но это было небезопасно.

Личные причины на отъезд у каждого были свои. Они разнообразны и не во всём похожи друг на друга. Одни уехавшие несовместимы  с другими, занимали совершенно разные идеологические позиции. Среди них были и отчаявшиеся шовинисты и антисемиты. Но всех объединяла  потребность в творческой свободе.

Посмотрите, кто оказался  в изгнании.Называю самых известных, и то,  далеко  не всех.

Писатели -

 Солженицин, Бродский, Владимов, Войнович, Аксёнов, Коржавин, Максимов, Некрасов, Анатолий Кузнецов, Галич, Белинков, Лимонов, Гладилин, Довлатов, Копелев, Синявский, Алешковский, Горенштейн, Лосев, Кублановский, Делоне, Мамлеев, Бобышев, Дружников, Дар, Ефимов, Кандель, Марамзин, Терновский, Саша Соколов, Игорь Губерман, Марк Поповский, Порудоминский,  Свирский, Семён Резник, Рубина, Батшев, Вегин, Хазанов, Тополь, Севела, Хайт, Александр и Лев Шаргородские….


Режиссеры Тарковский, Любимов, Кончаловский, Иоселиани, Калик, Габай, Мечик, Богин, Аскольдов, Арье,…

Музыканты -

 Растропович, Вишневская, Шнитке, Баршай, Кондрашин, Волконский, Ашкенази, Безродный, Марков, Гольдштейн(Буся), Кремер, Зацепин, Вл. Фельцман, Иван Монигетти, Лубоцкий, Журбин, Эдди Рознер, М.Александрович, Ситковецкий, Белла Давидович, Вадим Мулерман,…

Философы- Пятигорский, Зиновьев, …

Историки –Каждан, Геллер, Некрич…

Эссеисты и публицисты-

Буковский, Волков, Амальрик, Вайль, Жорес Медведев,…

Литературоведы, критики и искусствоведы – Эткинд, Флейшман, Мальцев, Голомшток, Лидия Жукова…

Художники – Неизвестный, Шемякин, Рабин, Кропивницкая, Булатов, Янкилевский, Купер, Целков, Кабаков, Штейнберг…

Танцовщики –Макарова, Федичева, Нуреев, Барышников, Годунов, Суламифь Мессерер, Азарий Плисецкий, Валерий Панов…

Актёры – Панич, Круглый, Видов, Нахапетов, Никулин, Виктория Фёдорова, Казинец, Крамаров, Сичкин, Соловей…

Спортсмены -  Белоусова и Протопопов, и гроссмейстеры Корчной, Спасский, …
Какие имена!  Я назвала  лишь тех, которые мне известны.


Многие вернулись, как только запахло свободой. Но недолго продолжалось время надежд. Как и обычно, свободой воспользовались не те.

 И сейчас уезжают, уезжают…Теряет страна людей…Гарри Каспаров… такое горе для страны.

Как жаль  людей,живущих в моей стране. Я очень люблю наш несчастливый народ. Сколько эти люди пережили, терпели, только бы снова не было войны.

Передо мной картинка Садового Кольца, по которому идёт колонна военнопленных. Еле волочат ноги пленные- голодные, оборванные.

 А вокруг молча смотрят на них  толпы людей, в основном женщин. Из толпы  выбегает то одна, то другая женщина и дают пленным хлеб,картошку,кто что может. И все молчат. А я, 11-ти летняя девчонка чувствую сострадание людей, не ненависть, а сострадание и  милосердие. И тогда меня  охватывает теплое чувство причастности к своему народу.

А по улицам ездят безногие инвалиды на своих колясочках.
Один такой мужчина приезжал ежедневно  на угол нашего дома  в Грохольском переулке. Тележка его на маленьких колесиках, которые я мысленно называла подшипниками, двигалась с помощь. сильных рук, отталкивающихся от асфальта деревяшками, похожими по форме на утюги. Он по несколько часов  сидел, перед ним была шапка. Прохожие иногда бросали монеты. Он не благодарил. Иногда закидывал вверх голову. О чем он думал?
 Потом вдруг сразу, в один день инвалиды куда-то пропали. Их вывезли,чтоб они не портили вид городов.

 Наш народ и не жил и не умел жить. Работать умели. Но работать, не зарабатывая денег, не все соглашались. Воровали, пили с горя. И жизнь проходила в клетке,сооруженной для родного народа.Но жили - только бы не было войны!

А власть властвовала, распределяла добро, сажала в тюрьмы, гнобила в сумасшедших домах.

Больше не могу писать. Всем, кто хочет вспомнить- о политических репрессиях в РСФСР и СССР, взгляните в интернет на «Сталинские репрессии» http://ru.wikipedia.org/wiki/. Там представлена полная картина жизни всего народа.

Относительно политических репрессий в РСФСР и СССР существует заявление Президента Российской Федерации В. В. Путина, сделанное им в 2007 году:

«Все мы хорошо знаем, что 1937 год считается пиком репрессий, но он (этот 1937 год) был хорошо подготовлен предыдущими годами жестокости. Достаточно вспомнить расстрелы заложников во время Гражданской войны, уничтожение целых сословий, духовенства, раскулачивание крестьянства, уничтожение казачества. Такие трагедии повторялись в истории человечества не однажды. И всегда это случалось тогда, когда привлекательные на первый взгляд, но пустые на поверку идеалы ставились выше основной ценности — ценности человеческой жизни, выше прав и свобод человека. Для нашей страны это особая трагедия. Потому что масштаб колоссальный. Ведь уничтожены были, сосланы в лагеря, расстреляны, замучены сотни тысяч, миллионы человек. Причём это, как правило, люди со своим собственным мнением. Это люди, которые не боялись его высказывать. Это наиболее эффективные люди. Это цвет нации. И, конечно, мы долгие годы до сих пор ощущаем эту трагедию на себе. Многое нужно сделать для того, чтобы это никогда не забывалось"...

Руководитель российской организации «Мемориал» Арсений Рогинский утверждает, что
Огромное количество документов в нашей стране неоправданно засекречено. Если вы попросите какие-то следственные дела 20-х, начала 30-х годов, то получите отказ. Даже для составления «Книг памяти» доступ к таким делам получить сложно, почти невозможно.