Тонкости покупки боровиков Цикл о грибах и не толь

Барабанов Виктор
   Белый гриб для домашней кулинарии продукт базовый.  Без него, что русская, что итальянская кухня, как уют в  доме ребенка: игрушек и ухода на каждую детскую душу много, а ребенок все равно сирота, подавай ему маму, пускай и пьяную.  Так и с белым грибом на кухне.
Поэтому, каждая уважающая себя   хозяйка  хранит для особого случая,  хотя бы  жестянку из-под чая сушеных боровиков. Продукт этот дорогой.  Сейчас за дурные деньги можно и польские, и итальянские, и даже чилийские  купить. Однако дело не  в цене. Настоящий аромат и вкус в готовке дают только  собственноручно высушенные  хозяйкой боровики. И квасной патриотизм здесь не причем. Свежесть, да качество сырья тут главное. Иноземная эта продукция у нас, обычно, очень старая и пылью пахнет сильнее,  чем грибами. Местные же базарные  торговцы сушеный белый гриб «бодяжат», разбавляют его  безмерно подберезовиками.  Отличить их может только тот, кто знает, что  у сушёного боровики мякоть осмтается светлого цвета, у всех других  - темнеет.

    В наших местах  белый гриб редок.  Зато нередки рассказы о том, как нарвался, де мол,  на   поляну, бугорок, невзрачный придорожный березовый околок и, вот она удача в чистом виде - ведро отборных грибных ленд-лордов.  Но среди  местных заядлых и добычливых грибников, не склонных к рыбацким рассказам, такой удачи не случалось никогда. Словом, собственными усилиями  белых грибов в Абзаково не насушишь. Приходится покупать. Продаются они либо на автодорогах у окрестных деревень,  либо на стихийных городских базарчиках. Места эти уже много лет  неизменны, также как неизменно безуспешны попытки властей пресечь нелегальную   торговлю,  либо  сделать ее легальной, введя плату за место и контроль за ассортиментом. Торгуют на таких рынках не только пенсионеры садовыми излишками, да лесными дарами, но и  сельские перекупщики - сметаной в развес и даже  в разруб мясом, которое больше похоже не на говядину, а на фрагменты коровы,  подорвавшейся на фугасе.
   
    Покупать в таких условиях грибы целое искусство. Нужно знать тонкости, которые ни к закону о защите прав потребителей, ни к официальным  правилам торговли отношения не имеют. Эти тонкости - своеобразное красное смещение в расширяющейся грибной вселенной. Подобно тому,  как по красному смешению  в космическом спектре, астрофизики доказали (не автору, правда), что вселенная наша куда-то разбегается*, так и автор обнаружил в нынешней  торговле грибами смещение в человеческом сознании, свидетельствующее, что не только продавцы нелегалы разбегаются от милиции, но и культура нашей страны куда-то  тоже…разбегается.  Куда и почему автор ответить не берется, но тонкости и особенности  покупки боровиков в урожайный  грибной сезон 2013 года на Урале, точнее на юге Башкортостана и Челябинской области намерен ниже изложить со знанием дела. Причем без назидательности, то есть художественными средствами.
                ***

       В Магнитогорске лучшее предложение грибов из окрестных лесов на площади Юность. Там круговое автомобильное движение и непрерывная людская круговерть.  Другое место - привакзальная площадь. Однако вокзал  - северная оконечность города, удобно приезжим  продавцам, но неудобно покупателям.

     Наталья Леонидовна, знаменитая в своем кругу кулинарка,  ездит за белыми грибами на Юность. Белых и там, несмотря на урожай,  мало. Ей везет не всегда.  Обычно за пятилитровое ведерко просят 800 рублей ($25). Это дорого. Дешевле продают редко и только те,  кто не хочет долго стоять, или его грибы не имеют  товарного вида, например,  ломанные.  Бывают и другие причины. Какие? Вот одна из них.

    
     В длинном ряду из ведерок с груздями, лисичками и прочей грибной живностью Наталья Леонидовна опытным взглядом выделяет  белые. Ядреные  шляпки щедро переполняют ведро.

«Всего одно предложение…» - думает Наталья  Леонидовна - «Сейчас заломит».

- Почем ваше ведерко?- придавая максимум безразличия  голосу, спрашивает  она.
-Двести рублей.

Ответ настораживает. Цена запредельно низкая.

-А вот эти обабки? – покупательница показывает на стоящее рядом с белыми такое же ведерко  малоаппетитных,  подберезовиков-переростков.
-Тоже двести…
-Как? Белые двести и обабки двести?

-А белые червивые.

Ответ  совершенно неожиданный. Наталья Леонидовна берет из  ведра боровик. По срезу ножки видно – червив,  безнадежно. Берет другой. То же самое.

-Можете  не смотреть. Все червивые. В одном месте нашла, – голосом, в котором звучит ожидание сочувствия, говорит  торговка.
-Если червивые значит не съедобные, зачем продаете?

-Так ведь белые же!
               
***


       В другой раз Наталью Леонидовну за  белыми грибами  на рынок привез муж.  Машина у них большая и недешёвая. Муж тоже мужчина крупный и вид  имеет барский. Таким торговцы загибают вдвое  и к реальной цене  возвращаются неохотно. Поэтому мужу велено посидеть в машине или погулять по рынку самостоятельно.

       Белых опять мало. Почти у всех   «вперемешку»  с подберезовиками. Белых в ведре всегда  пара - тройка,  но выложены они сверху, и   называется продавцами «белые с подберезовиками».
 
      Ведёрко отборных боровиков продаёт  тётка со злым и напряженным лицом. Тётка явная перекупщица, похоже, случайная. Снедаемая  жаждой наживы запращивает несуразно много.  Две тысячи. А потому уже получила  от прямодушных, но грубоватых магнитогорцев столько нецензурных вариантов глаголов "одурела" и "чокнулась", что готова отвечать  на опережение той же монетой, любому проявившему  интерес к ее деликатесному товару.

      Наталья Леонидовна терпеливо дожидается поодаль,  пока очередной пенсионер-маталлург объясняет перекупщице,  в какие неожиданные места она может засунуть себе боровики, потом подходит   и обращается к ней на цепляющем слух литературном русском:

-Какие у вас красивые грибы. С них натюрморт писать должно. Найти сразу столько боровиков редкая удача…
-Берите, не пожалеете,- мягчает лицом тётка, которой за утро впервые засветили не матюги, а реальная продажа..
-Я слышала вашу цену.  Она чрезмерно высока. Реальная цена  800 рублей. Выше вы  не продадите.  За восемьсот я у вас возьму…
-За 800 я не отдам. Полторы тыщи, моё последнее слово!
Наталья Леонидовна уже понимает, что торг бесполезен, торговка из породы тех, что держат цену  в расчете на шального  покупателя … Когда слышит за спиной:
-Женщина, возьмите у меня…

    На противоположной стороне тротуара появился еще продавец белых. Мужчина неопределенных лет и социального положения, по лицу которого можно только понять, что он очень хочет выпить.

-Женщина, берите,  свежие,  только из леса. Отдам за семьсот.
Грибы в ведре сложены так, что крупные внизу образуют  большие пустоты и на полноценное ведерко  их объем не тянет. Продавцу на это указывается. Тот уступает еще.
-Ну, ладно, давайте за шестьсот.

Наталья Леонидовна, берет из ведра большой гриб. На ножке у него нет среза,  он выкручен их земли с корнем,  а кончик, испачканный землей,  аккуратно зачищен. Она слега расщепляет ножку, становится видно гриб червивый…

К Наталье Леонидовне  подходит муж и говорит в нетерпении:
- Ну, бери уже,  что ты так долго?
Почувствовав неожиданную поддержку,  продавец еще сбрасывает цену:
-Ну, попался червивый. Еще уступлю . 500!

Наталья Леонидовна берет из ведра еще  и проверяет   – червивые.  Дальше в ведре открылись грибы, в которых и невооруженным глазом можно различить  червоточины...

-Какой ужас! – растерянно обращается Наталья Леонидовна к мужу,- на днях я тут видела женщину, которая за 200 рублей предлагала червивые боровики. Но она предупреждала, что они червивые. А этот - то, что делает?!

-Так, друг любезный,- в голосе супруга  Натальи Леонидовны зарокотали начальственные переливы,- знаешь, что бывает за обман?
 Мужчина  опускает глаза и бормочет:
-Почему обман-то? Базар дело добровольное. Не хотите не берите…

-Я тебе вот такую историйку расскажу.  В детстве у нас на даче один истопник был. Считался грибником удачливым. Мы как не пойдем с родителями, кто пол ведерка, кто меньше соберет, а он все на велосипеде ящиками возил  грузди. Солил их в бочке и на базаре продавал. А потом я узнал. Что его в бочку вниз головой засунули. Он оказывается все, что ему попадалось без разбору в засолку  пускал… Говорят чуть не захлебнулся в бочке-то… Ты в это ведро не влезешь, но на голову я тебе его вполне могу натянуть…
- Гражданин! Я что нарушил? Червивый гриб пропустил? А вы хулиганите! Это уголовка уже…
-Тут ты прав… Пойдём, дорогая.  А ты смотри, всё же, не я, так кто другой тебя эти грибы вместе с червями съесть заставит…

Когда уходили с рынка,  Наталья Леонидовна остановилась возле ведра ядреных подосиновиков, которое продавала  толстуха - сельчанка. Грибы были тоже вырваны с корнем и зачищены без среза на ножке.

-Скажите, вы только на продажу или себе тоже грибы на еду собираете?
-Собираем, конечно, и на еду,- охотно  ответила толстуха.
-А когда себе собираете, ножки у грибов подрезаете?
-Обязательно подрезаем,-улыбнулась сельчанка. И Наталье Леонидове показалось, что в улыбке этой  есть что-то заговорщицкое.

Писано 23-25 августа 2013
Башкортостан. Абзаково.
               
 (бврк)
--------------
* В литературе используется термин расширяющаяся вселенная. Но автору кажется, что в его случае термин разбегающаяся более точный. Ведь когда кто-то расширяется,  то значит, занимает  всё больше места,  а когда   разбегаеюся, скорее наоборот.