Фаворит наслаждений

Дмитрий Душко
  "Клиент выбирает не между товарами, а между наслаждениями!" - гласит настенная мудрость в конторе "Фаворит наслаждений", куда меня пришвартовала манагерская планида. Вынужден пояснить, что тружусь не в самом публичном из домов - в турагентстве типовых грёз для разных слоёв многоэтажного населения. Имеется у нас и неофициальный девиз: "Клиент - это лох, которого надо направлять!" Он не отпечатан витиеватым шрифтом на плакате, он таится очень глубоко за любезным блеском наших глаз.
   Я шагаю по утреннему офису мимо бледных щетинистых сослуживцев и фотографий ярких пейзажей. Фотографии всегда красивее реальности. Таковы законы искусства и бизнеса. Коллега втолковывает телефонной трубе: "Отдохнуть и сдохнуть - однокоренные слова. Разница только в приставке. Вашего мужа, разумеется, съела акула, но, согласитесь, что и отдохнуть он успел. Так что мы свои обязательства выполнили". Он вправду это сказал, или вчерашний корпоратив ещё не покинул мой мозг и печень?
   Мы, как и наши неуёмные конкуренты, пользуемся Алгоритмом Зильбербаума для автоматического анализа постов в соцсетях. Допустим, человек пишет, что выбирал между покупкой велосипеда и поездкой в Турцию. Остановился на велосипеде. Алгоритм, отслеживая его переписку, узнаёт дату следующего отпуска и за месяц до этого славного события отправляет контекстную рекламу на его страницу. Ведь второй велосипед ему ни к чему, и в этот раз он, вероятно, выберет правильное наслаждение.
   Алгоритм, анализируя тексты человека в соцсетях, выявляет его психотип, черты характера и лексикон. Затем Алгоритм автоматически вырабатывает и посылает ему рекламное сообщение, сотканное из наиболее часто выплывающих из субъекта слов. Такое сообщение не просто попадается на глаза - оно попадает прямо в душу, ведь Алгоритм - это незримый снайпер массовой рассылки. При этом в сообщении упор делается на факторы, соответствующие психике клиента. Скупердяям расписывается сказочная дешевизна, изнеженным - королевский комфорт, сентиментальным - прелести природы.
   Отдельный контингент - люди, никогда не употребляющие слова "дешёвый". Цены в их словесных выделениях - "демократичные", "умеренные", "некусачие". Это скряги, больше всего на свете боящиеся показаться скрягами. Мы их зовём "демократы". Слово "дешёвый" в разговоре с ними табуировано. Алгоритм, высылая им сообщение, о цене упоминает вскользь (предлагая, разумеется, самый "некусачий" тур), как бы подчёркивая, что для людей с тонкой душевной организацией деньги всего лишь досадная бытовая условность, мусор, не заслуживающий пристального внимания.
   Клиенту в сообщении предлагается моментальная регистрация на нашем сайте с возможностью задать тур-менеджеру вопрос в онлайне. Когда это происходит, вместе с вопросом услужливый Алгоритм передаёт нам текст предложения клиенту и список любимых им слов, не вошедших в предложение. Плюс психотип. И тур-менеджер продолжает зомбировать и дожаривать жертву с помощью её собственного языка.
   Располагая данной информацией, я мог бы соблазнить любую клиентку. Слова, предпочитаемые человеком, - маяки его подсознания. Они примитивный животный код к его вечной душе и скрипучей постели. Нет, я не ловлю зарплату и стоны в одной проруби. Не из-за старомодной совести. Клиентка навевала бы мне дома мысли о работе, точнее о том, кем я не стал, прописавшись в скучную рутину чужих путешествий...
   Наша целевая аудитория, наша маркетинговая мишень - младшие менеджеры из других сфер. Они, кстати, используют в своей деятельности тот же Алгоритм Зильбербаума с настройкой на их фирменные интересы. Профи на службе, лохи на досуге. Наших обожаемых клиентов ждут отели - двойники их бизнес-центров и номера - двойники их офисов. Только с кроватью и без босса, хотя иногда всё же с боссом, но тогда уж - с двуспальной кроватью. Таков отдых по-манагерски.
   Иные наши клиенты испытывают своеобразную гордость тем, что ими высокотехнологично манипулируют.
   -Раз ко мне применяют Алгоритм, значит я важен как личность! - выдал мне один фрукт.
   Я хотел ответить, что он важен как кошелёк, а не как личность, однако проявил профессиональную стойкость. После ухода кошельковой личности я разделил заначку шутки с подельниками. Мы немного посмеялись. При ежедневных диалогах с умственно пустотными персонами чувство юмора - последний форпост пред вратами Кащенко.
   Однако против Алгоритма нарастает виртуальная агрессия. Подшипники прав человека и прочая троллятина намеренно глаголят в соцсетях мудрёными или архаичными конструкциями, а затем доканывают продажных менеджеров суровым поносом вопросов.
   Я читаю резюме новоиспечённого посетителя сайта. Любимые слова: интеллигибельный,... Ясная поляна - тролль. Километр вопроса меня уже не интересует. Приглашаю его в наш офис стандартным шаблоном. Ты только приди! У меня два диплома, я филолог и психолог. Я тебя, словарный репейник, такой интеллигибелью загружу - улетишь от меня с головой величиной в дирижабль!
   В Одноклассниках подруга сообщила, что я вчера забыл у неё зонт и что он сломан. Контекстная реклама в дюжине фраз предлагает мне "демократичный зонт европейского качества". Какой худосочный слог, неужто я так изъясняюсь? Регистрируюсь и вопрошаю: "В чём выражается демократическая сущность упомянутого Вами зонта? Имеет ли он право голосовать на президентских выборах?"
   Я выхожу на обед, а мой лысый сосед увещевает трубку: "Акулий фактор не предусмотрен контрактом". На улице тропический дождь, и я возвращаюсь несолоно хлебавши. Лысый смотрит по монитору "Челюсти" и тормошит бутерброд. Да он и сам почти акула офисного разлива.
   -В Госдуму внесён законопроект, запрещающий Алгорит Зильбербаума. Коммерческая цивилизация рухнет. - говорит он мне, роняя на пол кружок колбасы.
   -Ничего не рухнет. Это уже устаревший алгоритм.