Но круассон там зато - круассон!

Анна Кононова 2
После многолетнего воздержания мы с мужем наконец-то сходили в театр. Театр Маяковского приехал! Как же не сходить! А привез театр недавнюю премьеру по пьесе Ханоха Левина "На чемоданах". Признаюсь, читала пьесу, и она мне не сильно чтоб понравилась: чертова уйма действующих лиц, серых, скучных или неумных, в заштатном городке, которые болеют, ходят к проститутке, мечтают уехать за границу, и умирают.

Гадала перед началом: что сделал с материалом молодой режиссер Александр Коручеков? И вот "занавес опустился" (никакого занавеса и в помине не было) , началась Комедия, которая длилась 2 часа, заставляя зрителя смеяться и плакать и содрогаться от стыда, узнав себя в окарикатуренном изображении.

Режиссер, воспользовавшись всеми возможными инструментами и красками, вытащенными им из актерских чемоданчиков, наполнил жизнью и смехом пунктирные образы. Не могу забыть момент из спектакля, когда наивный горбун Авнер(Игорь Марычев), которому Проститутка    (Татьяна Орлова), соблазняя, дала подержаться за грудь, прилип к ней так, что даже деньги за предоплату услуг пытается вытащить свободной левой рукой, при этом вводит бумажник во вращение, запускает его в полет, и только тогда из того выпадает денежка, которую на лету подхватывает мадам. А Авнер, чтобы поднять кошелек, нагибается к нему и так и сяк, шарит по по полу несвязанной рукой безуспешно, пока мгновенно не меняет руку и грудь, и тогда, дотянувшись, хватает бумажник и, так и не отрываясь, полусогнувшись, идет за деловито жующей резинку торопящейся(время - деньги) дамой.

Постепенно до меня стал доходить смысл пьесы без назидательных выводов, ее юмор из серии:"Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!", ее циничная надежда на безнадежность. Пьеса о маленьких людях, проживающих сегодня маленькую жизнь, неудачниках, о которых и над гробом-то нечего сказать. Это в какой-то степени связывает израильского писателя с Чеховым, делает его понятным российскому зрителю (спектакль идет с большим успехом на сцене Маяковки) - и не только российскому. Так совпало, что одновременно с фестивалем "Гешер" на сцене Камерного театра проходит фестиваль памяти Ханоха Левина, которому в нынешнем году исполнилось бы 70 лет.

В нем тоже примет участие театр Маяковского,и кроме того труппы из Польши, Словакии, Франции. Я слышала о постановке пьесы Левина в Мексике. Маленькие люди есть всюду. Как-то по радио передали "Песню о круассоне" Иони Рехтера и Шломи Шабана. Песня настолько запала мне в душу, что целый день я носилась с нею, вытаскивая ее из загашника памяти, и немедленно она вывешивала мне на лицо для просушки зубов улыбку от уха до уха.

Ключик был в тексте, а позже я узнала, что автор стихов - Ханох Левин. Вот этот стих в моем вольном переводе.

 У меня есть кузина,
парижская ****ь,
живет на помойке,
ни дать, ни взять.

В Париже клиент Жан-Поль, не Ахмед,
но минет в Париже - тот же минет,
и жизнь у нее далеко не шансон -
но круассон там зато - круассон!

 Чудики из спектакля "На чемоданах" тоже стремятся убежать от безнадежной обыденности, у кое-кого хватает сил упаковать чемодан и выйти с ним на автобусную остановку.
Но даже те из них, кому удается уехать, возвращаются, как Зигги(Роман Фомин), сменивший ради путешествия на Запад сексуальную ориентацию, чтобы заикаясь,мучительно преодолевая судорогу отвращения, с помощью всей улицы проскандировать:"Га-ды! Га-ды!". Безнадежный циник Ханох Левин обещает всем тем, кто мечтает убежать от себя:
"Лондон по мне не скучает"... но там больше хороших фильмов, там прекрасное телевидение, там гораздо удобнее быть одиноким и несчастным".