Пересечения и вычитания. О соотношении фотографии

Александр Тимофеичев Александров
Что читатели должны думать об администрации сайта, которая удаляет вот такие мои стихотворения.



Резолюция о борьбе с героизацией нацизма была одобрена на заседании 69-й сессии Генеральной ассамблеи ООН 21 ноября 2014 года. «За» проголосовали 115 стран из 193. Среди противников документа оказались США, Канада и Украина, а страны Евросоюза вошли в число 55 воздержавшихся от голосования. Отныне для меня США, Канада, Украина и и эти 55 воздержавшихся, среди которых почти все европейские страны — наследники нацизма. И неважно, что это сделали политики. Но они уполномочены совершить это преступление своими народами. В конце концов, и Гитлер был всенародно избранным рейхсканцлером.

Неонацизм: Политики и народы

Я перечислю поимённо
Членистоногих блох и вшей,
Так зародившихся законно
На демократии своей.

Вот впереди ползёт Обама,
Беспозвоночных кукловод.
Как он витийствует упрямо
И миру лжёт всё наперёд.

Ещё один, чьё имя стёрто,
Канадой клёново рулит
(Нет, вспомнил-таки: Харпер Стёпа),
Обаме в рот, скуля, глядит.

Об Украине умолкаю,
На каждом там стоит печать
«Бандера, хайль!» — и точно знаю,
Кому-то с ними воевать.

Для них, что лях, москаль иль Jude,
Что грек, что немец иль француз:
«Украйна выше всех пребудет!» —
У них лишь с Гитлером союз.

А из Британии педрастой
(Прости, Оскар Уайльд, поэт!)
Бежит и бойко и брыкасто
Без скотланд-шерсти — гол и гнед,

Их Кэмерон, болтун превратный:
За гонор, выданный в аванс,
Он исполняет аккуратно
Команды «пиль», «ату» и «фас».

В каком колене от нацизма
Проснулась в Меркель эта муть?
От бошей взятая харизма
Играет злую шутку... Жуть!

С остекленевшими мозгами
Шуршит бульварами Олланд,
Играет, как мячом, словами,
А нос — по ветру... Коммерсант!

А скандинавы... вас так много,
И королев и королей:
Когда забыли вы про Бога,
Воруя педикам детей?

Где времена, как все датчане
Вшивали в сердце жёлтых звёзд,
А ныне же: в каком дурмане
Вы замолчали Холокост?

А вот с забытыми грехами
Антисемиты чередой
Своими тощими задами
К нам повернулися, как в стой-

ле: Польша, чехи и прибалты,
(Орущие в парадах «Хайль!»)
Румыны, венгры и болгары...
И ох как павших наших жаль!

Не немцы — ваши батальоны
Евреев били наповал,
Не немцы, а вполне «законно»
Ваш обыватель их сдавал.

Кто жил под властью оккупантов,
Тот помнит: злее нет румын,
В мундирах чёрных, в белых кантах,
Убийц людей на свой аршин.

Я не забыл, как под сурдину
Бомбили «братья» т о т Белград,
Теперь — Донбасс: наполовину
И х бомбы на детей летят.

Нацизм шагает по Европе,
Под ним распластанный Брюссель,
И превращаясь в мизантропа,
Мозгами движет еле-ель.

За океаном же — народом
Создали рейх на тыщи лет,
Сбылась мечта былых уродов:
О н и — цари, для   н и х — весь свет.
 
11-12.01.2015



Закат Европы

Под улюлюканье чертей
И аплодирующих бесов
Европа мчится всё быстрей
Дорогой дел и интересов,

Мостя последние км
Пред преисподними вратами,
Блюдя свой шик и реномэ
Под человечьими правами.

Закон от Бога позабыт.
Над всеми — лишь закон брюссельский.
Христос? Избит, распят, убит,
Как неудачник иудейский.

Вот нынешние — о-го-го!
Язык усопший возродили,
На нём в своей Синаго-го
Христову жертву отменили.

Европа им кричит «Ура!»
И каяться Европе не в чем:
Пришла прекрасная пора,
Жить стало веселей и легче.

И можно всё: грабёж, обман,
Убийства именем Брюсселя,
И содомит от счастья пьян,
И сатанисты осмелели.

Как двух гарантов след простыл:
Ну, вероломство, но — законно!
И чернозём в «немецкий тыл»
Везут лихие эшелоны...

Бомбить Белград, Донбасс — распять,
Вживую Косово оттяпать...
И убивать, и убивать
В себе же совесть, честь и память.

25-26.02.2018



Англосаксы

«Умом» бодрея и гордясь,
От радости в зобу немея,
Живут заботой, не стыдясь,
Как сделать мир вокруг подлее.

Канадец, англичанин — в раж,
Американосы — туда же:
Забыта совесть, как багаж,
И с каждым днём все люди гаже.

Все. Кроме них. Они — причём?
Их подлость списана в архивы.
Узнают? — Это всё потом.
Пока же — англосаксы живы,

Чтоб каждый день наполнить злом
По наглому или втихую:
Клянутся «богом» как козлом,
Столбя дорогу в ад лихую.

А в арьергарде — Евро-сад,
И клоуны, и кукловоды, —
Христа распяли на парад,
Грехом содомским хороводя.

25.02.2018


Народная история (Кому на Руси жить хорошо)


I

Разбудите меня послезавтра,
Разбудите, вперёд забежав,
Когда будете знать, кто же автор,
Что готовил нам новый устав.

Разбудите меня, разбудите,
Чтобы снова не спать по ночам,
Когда вспять неизвестный кондитер
Сладкой пудрою бьёт по мозгам.

Сколько было их! Лысый, с прищуром,
Всё отняв, поделил на своих,
Кто страну покорёжили сдуру,
Чтоб народ наконец-то притих.

Чтоб шагали, вождям в глаза глядя,
Прикрываясь от них кумачом,
А усатый грузин на параде
На трибуне стоял с палачом.

Поделили на чистых-нечистых
Слишком умный советский народ:
Коммунисты казнят коммунистов,
Ну, и прочих, как щепок — в расход.

А другие — те, что уцелели,
Положили себя за страну,
Чтобы дальше идти мимо цели,
Но с Победой, одной на кону.

Но не понял Победы усатый,
И народ ему — пыль и песок,
Сам не жил, и других виноватил,
Власть тащил, как их лагерный срок.

Чтоб её подхватил оттепельный
С бородавкою лысый дурак,
Всех наук корифей беспредельный,
Кукурузно-ракетный мастак.

Обещал языком, как метлою
(Что у всех болтунов — без костей):
Мы за партией — как за спиною,
Будем жить веселей и бодрей.

Не успел. Только всё перепортил
И заставил народ голодать —
Бровеносец уже телепортил:
Сам живу, и другим дам пожрать.

Нефтяные доходы затычкой
Прикрывают партийных хапуг,
И летит под откос электричка
В коммунизм, как железный утюг.

Перестройкой отмеченный бредит,
Где бы вожжи ещё отпустить,
Вот беда: с ним никто же не едет,
И времён обрывается нить.

Впереди уже Ельцин маячит,
Горизонты собой заслоня...
Братцы, братцы, да что ж это значит:
Всех провёл, и тебя и меня.

Продал всё. И народ без работы
На обочинах жизни лежит,
Чтобы кучка воров без заботы
Упражнялась с трибуны во лжи.

А ведь клялся Аника, как воин:
Потерпите, мол, годик иль два,
И о завтрашнем дне, будь спокоен,
Да не будет болеть голова.

Обещают, кругом обещают,
А чиновник, как был, так он — есть,
Власти делают вид, что не знают:
Он — один, а народу — не счесть.

Ну, не выпасть никак из обоймы,
А колонна его — номер пять,
И ему, наконец-то, на кой мы:
Не мешайте работать, как спать.

Вот опять: обновили кабмины
Наверху, в голове, на местах,
А чиновник расставит в них мины:
Только сунься, народ — тарарах!

Разбудите меня послезавтра,
Разбудите, вперёд забежав,
Когда будете знать, кто же автор,
Что готовил нам новый устав.

Разбудите меня, разбудите,
Чтобы снова не спать по ночам,
Когда вспять неизвестный кондитер
Сладкой пудрой забьёт по мозгам.



II

И настал наконец день позора
И чиновничьего торжества,
Президенту задуматься впору,
Кто в команде его голова.

Президент наш хорош... Ну так что же,
Когда рядом маячит другой,
Сытый, наглый, с лоснящейся рожей,
По всем пунктам — и вор и герой.

Он любую идею подпортит
Нужной ссылкой на тот же закон,
Схлопотать без боязни по морде:
Сам себе — генерал без погон.

Н у,   н е   в ы п а с т ь   н и к а к   и з   о б о й м ы,
А   к о л о н н а   е г о — н о м е р   п я т ь,
И   е м у,   н а к о н е ц - т о,   н а к о й   м ы:
Н е   м е ш а й т е   р а б о т а т ь,   к а к   с п а т ь.

Он живёт без боязни быть сбитым,
Как наш новый ракетный Сармат:
Что хочу, то творю, у корыта
Своей власти — и чёрт ему брат.

И вопросы, что за год копились —
Наш народ терпелив до поры —
В ожиданьи ответа прокисли,
Как в рожках молоко от жары.

Наша Дума никак не созреет
До признанья: в стране — саботаж,
И что нужен закон, чтоб умерить
Через меру чиновничий раж.

По другому назвать, что творится,
Не могу: ведь который уж год,
Невзирая на ранги и лица,
Все они презирают народ.

Не освоят никак миллиарды:
Это сколько же лишних забот! —
И живут старики как бастарды
В аварийных халупах в расход.

Половине страны не добраться
До обещанных свыше доплат,
Ну, а кто вдруг захочет ругаться...
Нахамят и уволят под зад.

Мне плевать, что везде ещё хуже,
Пусть грызутся, и Бог им судья,
Но валяться в чиновничьей луже:
Это — жизнь и твоя и моя.

И прошёл он, раз в год день позора
И чиновничьего торжества,
Президенту задуматься впору,
Кто в команде его голова.

Прозвучали вопросы, похоже,
Но не те, что волнуют народ:
Он и здесь постарался, тот, с рожей,
Отобрал. И так каждый «раз в год».

23.01.2020, 17.12.2020



Плач по Украине

Я молился ночами, и Бог мне судья
И всем людям последний заступник на свете,
И светлела на небо мольбами стезя,
И что я ещё здесь — в ожиданьи Ответа.

Я молитвой страдал, не хватало мне слов,
О любимой земле, где родился и вырос,
О солдатах живых и за будущих вдов,
И в душе возводил свой амвон и свой клирос.

Как случилось, что рядом взошёл сатана
В ореоле, как факел, языческих свастик:
Разделилась когда-то единая наша страна
Под хапок либерало-нацистов во власти.

И росли поколенья вроссЫпь и поврозь,
Только тех, кто пожиже, приманивал Запад,
Да и нам донесло его приторный запах
(Для украинцев русский стал в горле как кость).

Как забыли Христа? Да и был ли он там,
В провонявшей вовсю католической луже?
И кресты на их флагах — НЕ от Христа.
Протестанты? По мне, так они ещё хуже.

Да — увы! — там давно сатана правит бал,
Его шёпот народам так сладостно манок,
Вслед за ними украинец тоже пропал
Под нацистские гимны с утра спозаранок.

И пошла Украина детей убивать
По указке по западной, подлой и низкой,
Бабий Яр позабыв, и где Родина-мать,
Душу высмердив за поцелуй сатанинский.

И балдеют хохлы от бесовской игры,
Направляя орудия в нашу Россию,
И без Бога живут у заветной дыры
Прямо в ад, где их ждут — ох, как ждут! — черти злые.

Боже, Боже! — молился я вновь, —
Окропи Украину святою водою,
Ведь в их жилах и наших течёт одна кровь,
И сильны мы лишь вместе, и всюду — с Тобою.

12.11-25.12.2022


Вероятность того, что нацистская и пятоколонная администрация сайта удалит мои материалы, велика, поэтому заранее приглашаю читателей на мою страницу на фабула точка ру, где размещены все мои произведения и материалы проекта «Москва и москвичи Александра Тимофеичева (Александрова)».



Пересечения и вычитания. О соотношении фотографии и изобразительного искусства.

Вот мы говорим, обсуждаем, спорим, ругаемся, а как не интересовала фотография как искусство большие наши галереи (маленькие и МДФ не в счёт, принцип пополнения последнего вообще непонятный, если не анекдотический), так это остаётся и поныне. Есть, конечно, классики, их не отказываются покупать, есть искусственно раскрученные имена, их покупать престижно. Но многие ли из авторов многочисленных фотосайтов могут похвастаться, что их работы есть в Третьяковке или Музее современного искусства? Вот и задумаешься, откуда происходят предпочтения уважаемых галерейщиков. И захотелось мне написать «крамольную» статью о соотношении фотографии и изобразительного искусства (ведь именно оно – главный конкурент фотографии при оценке специалистами и обществом). И размышляя об этом соответствии, вот к каким выводам я пришёл (для удобства буду говорить по видам фотографии, наиболее распространённых на фотосайтах).

Цветной пейзаж. Любой грамотный художник, работающий в реалистической манере, глядя на ту же картинку, что и фотограф, напишет картину на порядок выше любой, даже самой искусной фотографии. Почему? Во-первых, если он мастер, то индивидуальность будет сказываться в каждом мазке. Во-вторых, художнику легче передать личное отношение к изображаемому на холсте или бумаге. В-третьих, художника не сковывает неизменяемость натуры, как у фотографа, для передачи авторского замысла он может «пересочинить» или «досочинить» пейзаж. И какой из этого вывод? Вообще не заниматься цветным пейзажем? Многим бы фотографам я бы так и посоветовал: уже снятых «фотообоев» хватит на сотни тысяч журнальных номеров типа GEO. Если же креативность фотографа выходит за пределы освоения Фотошопа и работы с файлами RAW, он найдёт свою нишу в цветном пейзаже, создаст свой стиль, после чего его пейзажи будут узнаваемы и бередить что-то в душе зрителей. Это может быть и работа с солнечным светом, и освоение объектов, до него не снимаемых. Может быть, он найдёт секрет того, как взаимодействуют разные среды (воды, земли и неба) между собой, что происходит у него на снимке, как вписываются в пейзаж следы жизнедеятельности человека, чтО драматизирует или делает лирическим его пейзаж. Если же он гордится своим умением работать с ФШ и файлами RAW, что не означает ничего, кроме освоения им азов компьютерной обработки визуальной информации, а сам пойти дальше «пейзажа с настроением» неспособен – а кому он на фиг нужен, кроме знакомых, да ещё фотобанков, где он может за копейки продать свои файлы на производство фотообоев!

Чёрно-белый пейзаж. Здесь фотографам повезло – ну нет соответствия в изобразительном искусстве чёрно-белому пейзажу! И история мировой фотографии это доказывает. Чёрно-белая фотография намного долговечнее цветной в истории культуры. А если сюда ещё добавить что-нибудь из сказанного в предыдущем абзаце – остаётся только дерзать и ждать очереди из галерейщиков у дверей твоего дома.

Цветной портрет. Спросите любого известного человека, что он предпочтёт: свой портрет на холсте, сделанный известным художником, или студийный портрет какого-нибудь знаменитого или раскрученного фотографа – при сопоставимости затрат? Даже спрашивать смешно. Живописный портрет уникален, фотопортрет – может быть растиражирован (впрочем, как и репродукции с живописного). И хороший портретист способен открыть в модели что-то новое, невидимое публике, одухотворить изображаемого. А на цветном студийном портрете – это ещё как звёзды встанут: ну не поймает фотограф то единственное, что сделает снимок Искусством – и останется только карточка для справки в Википедии. И вновь повторюсь - И какой из этого вывод? Вообще не заниматься цветным портретом? Да нет, почему же! Если студия стала модной, заказчики платят деньги, порой немалые – ну и Бог с ним, с искусством этим! Жить-то надо. И можно даже на фотосайты выложить (и немало) смазливых девушек, крутых мужиков и умильных детишек.

Чёрно-белый портрет. И здесь фотографам повезло – нет в изобразительном искусстве соответствия этому виду фотографии. Графический портрет не в счёт: он имеет мало общего как с живописным портретом, так и с чёрно-белым портретом. И какая возможность для фотографа с помощью постановки света в студии выразить своё отношение к модели, найти в ней что-то невидимое никому! Ведь игра полутонов и светотеней на человеческом лице – это ни с чем не сравнимое чудо! К сожалению, не все из снимаемых это понимают. Выход один: собирайте портфолио. Рано или поздно всё будет востребовано. Может быть, и после вашей смерти.

Натюрморт. Практика показывает, что даже у классиков фотографии покупают только чёрно-белые работы. И это понятно: в чёрно-белом натюрморте интереснее обыграть свет и тень, все нюансы отражений света от разных поверхностей. Да и сделать чёрно-белый натюрморт – это сложное дело, занимает не один день, порой даже месяцы. А как говорят искусствоведы, разглядывать натюрморт нужно столько времени, сколько потратил автор на его создание. Все же цветные натюрморты – это попытка сымитировать (часто с помощью графических редакторов) живописную технику. А зачем галерейщику имитация, если художников натюрморта пруд пруди, и все они – неплохие мастера, за каждым натюрмортом стоят годы учения.

Ню. Фотографии с обнажённой натурой всегда востребованы, но становятся ли от этого искусством? Вся штука в том, что в традициях мировой живописной культуры – это стремление уйти от эротизма (за исключением некоторых школ ню 20 века). А в фотографии это сделать чрезвычайно сложно. Но галерейщики покупают, на помощь фотографу приходят невзыскательный вкус покупателей и отсутствие оного у тех, кто развешивает их у себя дома, превращая его стены в интерьер «приличного» публичного дома (хотя в спальне – да пусть висят – уплочено!). Фотографу в помощь также большой выбор моделей, как начинающих, так и раскрученных (кто кому платит за съёмку).

Анималистика. С нею та же история, что и с цветными пейзажами: уж столько наснято звериных и птичьих морд на всяких сафари-фототурах, что хватило бы специализированным журналам на многие лета. Но по-прежнему ездят, снимают, надеясь пристроить снятое где-нибудь, оправдав хотя бы частично свои немалые расходы. Но судя по зарубежным галереям, даже там их покупают всё меньше и меньше: галерейщикам достаточно и десятка раскрученных имён. Художников-анималистов же покупают регулярно, хотя их не так уж и много: картинка, которая возникает в воображении художника, не знает ограничений по ракурсам и расстояниям, что так «напрягает» фотографов. Да и живописная техника позволяет больше, чем объективы и фильтры ФШ.

Городская архитектура. Вообще-то, это профессиональный вид фотографии, он имеет соответствие (немногочисленное) в изобразительном искусстве, но если вторые присутствуют в постоянных экспозициях музеев и галерей, первый давно уже стал прикладным (как иллюстрация к тексту). Но он имеет шанс приблизиться к искусству, если включает в себя признаки других видов фотографии (жанр, натюрморт, анималистика). Если же фотограф не озадачивается такими вопросами, то его снимки не выходят за рамки фоток для домашнего альбома и дублирование видовых фотографий из путеводителей.

Жанр, street-фотография и жанровый портрет. Несмотря на то, что для каждого из этих видов есть соответствия в изобразительном искусстве, они настолько отличаются от соответствующих видов в живописном искусстве, что можно говорить о их независимости от живописи. И всё же в цвете галерейщики по-прежнему отдают предпочтение живописным работам. Мне кажется, это от того, что цвет и законы его сочетания ещё не освоен фотографами и в силу специфики фотографии зачастую случаен. Надо ли повторять, что несоблюдение законов колористики часто «выбрасывает» даже хорошие работы за пределы искусства. А вот чёрно-белый вариант, как его не «отпевают» на разных фотофорумах, давно стал искусством и попал в музеи и галереи, где именно эти виды вызывают наибольший интерес у зрителей.

Фотография линий, плоскостей, объёмов и форм. Этот вид объединяет все эксперименты с формой и цветом (чёрно-белого варианта здесь практически не существует). Очень близко к этому виду фотографии лежит абстрактная фотография, для которой я как-то предложил такой критерий для выделения: если предметы, попавшие в кадр, ещё узнаваемы, но уже утратили свою функциональность и предназначение (то есть зритель это знает, но на снимке ничто не указывает на использование предмета «по назначению»), тогда этот кадр принадлежит фотографии линий, плоскостей и объёмов. Если же предметы на снимке уже неузнаваемы, то фотография принадлежит абстрактной фотографии. Соответствий со многими направлениями в изобразительном искусстве 20 века достаточно, только почему-то в галереях супрематические (например) изыски привлекают внимание, а фотографические… зритель проходит мимо. Попытки раскрутить очередной «изм» в фотографии часто заканчивается конфузом, то есть отсутствием интереса у зрителей. Может быть, это происходит потому, что чаще всего фотографы подражают работам известных в этом виде мастеров, неважно, в изобразительном искусстве или фотографии (пусть авторы снимков об этом даже не подозревают). Но раз найденный сюжет, основанный на комбинации линий, плоскостей и объёмов, всё равно во всех похожих снимках будет лишь повтором с некоторыми вариантами. Надо ли повторять, что оригинал всегда лучше подражания, и галерейщики это знают, хотя время от времени происходит раскрутка очередного фотографа, возглавляющего очередной «изм». Более подробно об этих видах фотографии я написал в статье «Зритель без страха и упрёка».

Я не буду говорить о профессиональных видах фотографии (макросъёмка, спортивная съёмка, репортаж), которые не имеют соответствий в изобразительном искусстве: ими занимаются профессионалы и часто по заказу, а значит, востребованы.

Какие же выводы? Да неутешительные для многих авторов фотосайтов. После всего выше сказанного я имею право заявить о принадлежности к имитации искусства (а не к искусству), например, таких видов фотографии:

- цветной пейзаж (за редкими исключениями работы с солнечным светом и рисунком и «неудобными», «нефотогеничными» объектами);

- цветной студийный портрет;

- цветной натюрморт;

- ню;

- анималистика;

- городская архитектура;

- фотография линий, плоскостей, объёмов и форм (за редким исключением);

- абстрактная фотография (за редким исключением).