Архив. XLVI. Печальный опыт любви

Виорэль Ломов
XLVI. Печальный опыт любви.


Физкультурник Гордеев по радио бодро призвал всю страну проделать водные процедуры, а затем энергично растереть тело сухим полотенцем. Мне уже и это не поможет, подумал Суворов.

Уже года два Георгий Николаевич стал замечать за собой, что у него слабеет память. Когда посреди лекции он вдруг забыл фамилию известного мостостроителя и потом вспомнил ее только на пороге дома, забеспокоился всерьез.

Особенно доставали экзамены. Легче было пять лекций прочитать, глядя в окно или внутрь себя, чем принять один экзамен. С экзаменов Георгий Николаевич приходил всегда раздраженный и уставший. И он не сразу понял, что раздражает его больше всего в студентах их молодость и мелкота. Он даже придумал метафору своему состоянию. «Ведь я, Лёля, как бочка, переполнен знаниями, которые хочу отдать студентам. Зачем они дальше мне? А времени мало, нет уже его. Подставляйте, говорю я им, студентам, свои емкости, которые есть у вас, ну же! Подставляют, а чего подставлять? Одни плошки да блюдца для котят. Лей не лей, все знания уйдут в песок».

Оказавшись на приеме у врача-терапевта, Георгий Николаевич как бы между прочим, пожаловался на ослабление памяти. Врач воскликнула: «Этого не может быть! — измерила ему давление и порекомендовала: — Вам лучше обратиться к невропатологу».

Невропатолог раздела его, обследовала и сухо выдала рекомендации по укреплению спины, а потом, вздохнув, спросила:

— Моча мутная?

— Как мысли.

— На что еще жалуемся?

— На память. Слабеет. Как мне кажется.

— Улицу помните? Дом?

— Видимо, нам к одному врачу надо, — усмехнулся Суворов. — Скажите, раз уж я к вам попал, как мне поднять общий тонус?

— Это не ко мне. Познакомьтесь с молоденькой женщиной... Погуляйте с ней, поговорите. Тонус и появится.

Однако, подумал Георгий Николаевич, чем черт не шутит. И впрямь, познакомиться с кем-нибудь? Посоветоваться с Надин, может, порекомендует кого? Нет, лучше с Лёлей.

Он рассказал об этом Елене. Та долго смеялась.

— Ты чего это? — недоуменно спросил Суворов. — Чего такого смешного я сказал?

— Ничего, Георгий Николаевич, — всхлипывала от смеха Елена. — Это я так. Сама с собой. Право, не знаю, такая просьба.

— У тебя же есть какая-нибудь подруга?

Елена внимательно посмотрела на свекра. Вроде не шутит. Неужели, и вправду, врач прописал? Или придумал? Елене роль дуэньи не улыбалась, но свекровь так задрала, что можно было сыграть и эту роль. Познакомлю с Дианой, та трепуха еще та. И на мордашку ничего.

— Мне, главное, погулять, поговорить. Ты, Лёля, не думай чего. О литературе, искусстве, еще какой холере. Эросе — хорошая тема. Мысли разогнать, муть всякую. Какие остались еще.

На следующий день Елена познакомила Георгия Николаевича со своей подругой, Дианой Горской, искусствоведом картинной галереи. Она рассказала Диане о прихоти свекра и попросила эрос ограничить общими рассуждениями о главном, не вовлекая профессора в частности.

— Георгий Николаевич не такой человек, — резюмировала она.

— Все они не такие, — загадочно произнесла Диана. — А как что, так таки-ие...

Однако пообещала профессора «за живое не трогать».

Суворов и Горская приглянулись друг другу. Она была невысокого роста, и профессор рядом с ней выглядел выше обычного и отнюдь не стариком. Георгию Николаевичу понравилась ее миловидность, а ей его опрятность и совершенно не вузовская выправка.

— Служили в армии, Георгий Николаевич? — это был первый шаг искусствоведа на хорошо знакомом ей пути к эросу.

— Нет. А с чего вы взяли, Диана?

— Вы держитесь, как Марс, — второй шаг уже был сделан под руку с эросом.

— Неужели я выгляжу таким кровожадным?

— Нет, вами может плениться сама Венера, — с третьим шагом эрос зашумел в висках.

— Не думаю, что эта богиня была разборчива в своих привязанностях, — сказал Суворов. — Во всяком случае, я видел камею с изображением Венеры на козле.

— Да, это статуя земной Венеры знаменитого скульптора Скопоса.

— Скопос не имеет отношение к...

— Нет-нет. Венера и оскопление немыслимы в одном художественном ряду.

— Ага, две вещи несовместные. Смотрите-смотрите, какая собака!

Гуляли в Первомайском сквере. Сели на скамейку, и Диана долго и с пикантными подробностями, озорно поглядывая на профессора и на проходящих мимо молодых людей, рассказывала о шедеврах живописи и скульптуры, имеющих отношение к богине любви, а значит, и непреходящую ценность в истории мировой культуры.

Сколько же всего, думал Суворов, я когда-то знал и за ненадобностью забыл. Придав рассказу необычайную свежесть колорита и волнующий блеск красок, Диана в мельчайших подробностях описала целую галерею замечательных картин, от Буше, Бугеро и Прюдона до полотен Рубенса и Тициана. На них бы еще взглянуть, думал Суворов, тогда можно будет и помирать.

— На что я обратил внимание, — признался он, — так это на то, что масса картин изображает спящих женщин, но спящих мужчин на них нет.

— Настоящий мужчина никогда не спит.

«Да? — подумал Суворов. — Странно».

— Я думал: это как-то связано с тем, что художники, как правило, мужчины.

— Не только. С Венерой связано множество посвящений, являющихся неувядаемыми символами любви, — продолжала искусствовед. — Яблоко, например, символ любви.

— Которое раздора?

— Да, любовь всегда раздор. Мак это эмблема плодовитости, много семян. Черепаха — символ женского целомудрия.

— Целомудрия Венеры? — хмыкнул Георгий Николаевич. — Не золотого ключика?

— Любовь, Георгий Николаевич, всегда целомудренна.

— Конечно-конечно. Немного не понял: целомудрие заключено в медлительности черепахи или в ее панцире? А может, в черепаховом супе?

— Интересный вопрос. Прямого ответа на него нет. Но, скорее всего, в защитном панцире.

— Да, наверное. Но если из черепахи сварить суп, она навсегда останется целомудренной Тортиллой. И аппетитной. А вообще-то любовь изначально пена, и в конце пена. Исчезает непонятно куда.

— Вообще-то, Георгий Николаевич, это не просто морская пена, что у берега. Эта пена образовалась из крови оскопленного Кроном Урана.

— Что вы говорите? Страсти какие! Оскопленного? Выходит, Венера и оскопление мыслятся в одном художественном ряду.

— Выходит, да, — засмеялась Диана. — Это оригинально, Георгий Николаевич.

— Как бы оригинально это ни было, в конце концов, все равно, от всего остается одна пена, — Суворов стал уставать от пустого разговора. И впрямь, пена одна. Странно, подумал он, у меня слабеет память, снижается тонус, а я для его поднятия сижу на скамейке с незнакомой женщиной и рассуждаю о пене, из которой родилась Афродита... Бред!

— У вас печальный опыт любви, профессор.

— Мне кажется, Диана, что любой опыт рождает одну лишь печаль. Да еще амнезию. Многое не хочется, не просто помнить, а даже и вспоминать, — Суворову не понравились собственные откровения, и он предложил Диане зайти куда-нибудь полакомиться мороженым. Заесть горькие мысли. Да, невропатолог еще и никудышный психотерапевт.

В кафе они сели за угловой столик и только приступили к вазочкам с мороженым в шоколадной крошке, и только-только Диана произнесла свою сакраментальную фразу: «Не правда ли, вечернему настроению присуща некоторая эротичность?», в кафе зашла Надежда Алексеевна с Лидией Львовной, женой проректора Кузнецова.

— А вот и моя супруга, — облегченно вздохнул Суворов, встал и пригласил дам за столик. Он представил женщин друг другу, заказал еще две порции мороженого и сдал Горскую жене.

— Диана замечательно рассказывает о полотнах великих мастеров.

— Вы художница? — поинтересовалась Надежда Алексеевна.

— Искусствовед. Из картинной галереи.

— А, ну да. Новых картин много?

— Да, на прошлой неделе поступили три...

— Пейзажи, наверное? Роща, берег реки?

— Вы уже знаете?

— Я все знаю. Давно не была тут. Мы, Георгий Николаевич, решили с Лидией Львовной вспомнить молодость и ударить по мороженому.

— А я решил тряхнуть стариной, — вздохнул Суворов.

— Зашли в Оперный. Думали на эту, как ее... Билеты только на галерку, — сказала Надежда Алексеевна.

— Слушать поющую тумбу? — Суворов почувствовал раздражение. — Мне по душе танцующая сельдь.

За четверть часа с мороженым было покончено. Обсудили длину юбок и ввиду сумерек направились по домам. Возле гардероба Надежда Алексеевна задержалась и долго рассматривала себя в зеркале, и спереди, и сбоку, и сзади.

— Что-то кофточка мне стала мала, — сказала она.

— У женщин со временем все вещи садятся, — заметил Суворов. — Это у них свойство такое. У женских вещей.

— Пешком пойдем? — спросила Надин, когда искусствовед укатила на автобусе на левый берег, а жену проректора проводили до Дома офицеров. Транспорта к площади Калинина не было.

— Что-то сил нет.

— Не заметила, — насмешливо протянула Надежда Алексеевна.

— Чего их замечать, когда их, и в самом деле, нет.

— Ты меньше, что ли, стал? — Надин приравняла свое плечо к мужниному.

— К старости мужья все уменьшаются. Из-за того, что у жен развивается дальнозоркость.

— Что это значит, Георгий? Искусствовед, живопись? Бес в ребро?

— Сюжет, достойный Тициана.

— Всего ожидала, Георгий, но о таком даже не думала.

— О чем таком, Надин? Ты в своем уме? Мне семьдесят два года, а ей? Детский сад.

— Угу, я заметила.

— Не вливают молодое вино в мехи старые, а старое вино не мешают с молодым. Пошли, пока не стало совсем темно. Невропатолог!

— Что? Ты о чем это?

— Лечиться мне надо, вот я о чем.

— Как Мао Цзэдуну? Обложиться девочками, как горчичниками?

— Одна девочка уже есть... Оставим эту тему, Надин. Давай лучше помолчим.

— Мы и так с тобой молчим уже пять лет, — оставила за собой Надин последнее слово. Оно прозвучало у нее, как обвинение судьбе.